Реформа государственной автомобильной инспекции на Украине, как впрочем и в большинстве стран постсоветского пространства, — проблема актуальная, решение которой является отнюдь не простым. Например, изменение Государственной автомобильной инспекции Российской Федерации на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения не оказалось действенным, и ныне ведется речь о реформе уже ГИБДД. Единственная страна постсоветского пространства, реформа Госавтоинспекции в которой признана эффективной, — Грузия. Несмотря на то, что в настоящее время мы во многих сферах перенимаем опыт именно данного государства, реформа ГАИ на Украине продвигается очень медленно.
Напомним, первый решительный шаг в реформировании ГАИ был сделан Президентом Украины Виктором Ющенко 19 июля 2005 года, когда был подписан Указ Президента Украины «О ликвидации Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Украины». Очевидно, что после этого, как по мановению волшебной палочки, такой орган как ГАИ не исчезнет, да и функции, которые выполняют его сотрудники, необходимо выполнять. Таким образом, громко объявленная ликвидация ГАИ затянулась уже почти на два с половиной года. Несмотря на не менее громкие обещания компетентных лиц провести реформу до весны 2006 года, такой орган существует и поныне. При этом весьма показательным является тот факт, что даже в случае исполнения упомянутого выше Указа Президента Украины ликвидировать ГАИ как структуру сложно. Напомним, что Указ предписывал ликвидировать ГАИ как составную часть системы Министерства внутренних дел Украины и реорганизовать департамент ГАИ Министерства внутренних дел Украины, ее структурные подразделения в главных управлениях Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым, городе Киеве и Киевской области, управлениях Министерства внутренних дел Украины в областях и городе Севастополе, городских и районных управлениях (отделах) внутренних дел в Государственную службу безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Украины (дорожную милицию) и патрульную службу Министерства внутренних дел Украины. Вместе с тем, до завершения этого процесса выполнение функций ГАИ Министерства внутренних дел Украины было возложено непосредственно на Министерство внутренних дел Украины. Таким образом, можно сказать, что лед тронулся, но «тает» он весьма медленно.
Так, главное, на что необходимо обратить внимание, — положения Закона Украины «О милиции», которыми ГАИ определена как подразделение милиции, представляющее собой единую систему органов, которая входит в структуру МВД Украины и выполняет административную, профилактическую, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную, исполнительную и охранную (на договорных началах) функции. Изменения в этот Закон относительно ГАИ не вносились. Отметим, что как компетентный орган и субъект правоотношений ГАИ фигурирует и в других нормативных актах, например, в Кодексе Украины об административных правонарушениях. Следовательно, инспекция имеет законные основания независимо от того, что ее существование признано нецелесообразным, существовать и выполнять функции, возложенные на нее законами и подзаконными нормативными актами.
Кстати, если посетить официальный сайт ГАИ МВД Украины, можно увидеть много интересной информации о текущей работе инспекции, о ее истории и современности, но ничего относительно реформы. Даже среди списка нормативных актов, регулирующих деятельность сей структуры, невозможно увидеть упомянутый выше Указ Президента Украины. Впрочем, одно изменение есть. Но оно является исключительно юридическим — Государственная автомобильная инспекция имеет не обособленный статус в структуре МВД Украины, а является одним из департаментов. То есть уже на протяжении двух с половиной лет департамент ГАИ МВД Украины в рамках президентского предписания МВД Украины временно обеспечить исполнение функций ГАИ МВД Украины продолжает свою работу в новой организационной форме и с небольшими изменениями в личном составе. О том, что при этом должна проводиться работа по созданию Государственной службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Украины и патрульной службы Министерства внутренних дел Украины, все благополучно забыли. А тем временем и у населения, и у самого главы государства назрели очередные замечания к работе ГАИ.
В частности, Виктор Ющенко 12 ноября с.г. на совещании по вопросам безопасности на дорогах в очередной раз отметил неудовлетворительную работу Государственной автоинспекции. После этого глава государства заявил о необходимости проведения реформы данного органа.
Примечательно, что в отличие от предыдущего раза Виктор Ющенко не стал говорить о необходимости ликвидировать орган (формально он уже в процессе ликвидации), а указал те основные отрицательные моменты, которые необходимо устранять в процессе реформы. В частности, в список оных попали: коррупция, контрабанда, система поборов. Все это негативно сказывается на безопасности дорожного движения. Так, одним из аспектов реформирования Президент Украины назвал необходимость повышения культуры участников дорожного движения, а она находится в прямой зависимости от уважения к лицам, уполномоченным обеспечивать безопасность и контролировать правильность соблюдения правил…
Как результат, 20 ноября с.г. Виктор Ющенко подписал Указ № 1121/2007 «О безотлагательных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Примечательно, что несмотря на то, что критика относилась прежде всего к работе Государственной автомобильной инспекции МВД Украины, применять меры по повышению безопасности дорожного движения было поручено совсем другим органам. Впрочем, в их числе есть и Министерство внутренних дел, которое ныне выполняет функции ГАИ, но меры, которые ему предписано предпринять, состоят, по большому счету, в совместной разработке медицинских, технических стандартов.
В то же время, в первой части Указа признается необходимым принять меры не только по уменьшению уровня безопасности на дорогах, но и по усовершенствованию законодательного регулирования вопросов дорожного движения и ответственности за нарушение правил дорожного движения. В частности, в качестве целей обозначены: необходимость усиления административной ответственности участников дорожного движения, собственников транспортных средств, должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций, на которые возложены обязанности по обеспечению безопасности движения на дорогах; создание правового механизма неизбежности взыскания за нарушение правил дорожного движения; усиление контроля за соблюдением законодательства о дорожном движении. Почему-то непосредственные меры, в результате которых должны быть достигнуты указанные цели, не поручено осуществлять ни одному из органов, отмеченных в Указе. Возможно, потому, что эти функции возлагались некогда на ГАИ, а ныне их выполняет департамент ГАИ МВД Украины? Словом, действенность Указа от 20 ноября с.г. вызывает сомнения…
Можно, конечно, поспорить, но принятие Указа № 1093/2007 «Об упразднении специальных номерных знаков для служебных транспортных средств» также можно назвать частью реформы. Ведь сколько существуют спецномера, столько и слышно критики как со стороны «простых смертных», так и со стороны стражей порядка на несоблюдение их владельцами правил дорожного движения.
Вышеизложенное, напомним, было отображено в нормативных актах. Но кроме этого, Президент Украины в своих выступлениях неоднократно отмечал и другие идеи, которые в конечном итоге могут быть воплощены в жизнь. Естественно, в случае проведения реформы. Среди них отметим два ключевых, но весьма противоречивых момента. Так, одно из предложений — существенно увеличить штрафы за нарушения правил до европейского уровня. Думается, что это может значительно дисциплинировать участников дорожного движения, поскольку уровень оплаты труда на Украине меньше; вопрос о том, что легче: соблюсти правила или расстаться с приличной суммой штрафа — возникать не будет. С другой стороны, Президент не против поддержать инициативы судей относительно того, чтобы штрафы за нарушение правил дорожного движения взимались не по решению суда, а непосредственно на месте нарушения. Спрогнозировать, во что выльется реализация указанных реформ одновременно, несложно даже обывателю, а отсюда вывод: без изменений более кардинальных — в основе ГАИ или любого другого органа, в чьей компетенции будут находиться соответствующие полномочия, и в правосознании всех участников данной сферы правоотношений — провести реформу невозможно.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…