В настоящее время вопрос выполнения норматива по трудоустройству инвалидов для многих работодателей, как и прежде, остается достаточно сложным. Причин тому масса, но наиболее существенной является несовершенство действующего законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с определением данного норматива и ответственностью за его несоблюдение, которое вместо содействия в решении этой проблемы, наоборот, лишь усложняет ее посредством установления несогласованных, а порой и откровенно противоречащих друг другу норм.
Типичным примером этого является коллизия норм статей 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» от 21 марта 1991 года, которая возникла вследствие бессистемных изменений, внесенных в данный Закон законами Украины № 2960-IV от 6 октября 2005 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов» и № 3483-IV от 23 февраля 2006 года «О внесении изменений в некоторые законы относительно реализации инвалидами права на трудовую деятельность».
В соответствии с последней редакцией части 1 статьи 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек — в количестве одного рабочего места.
Как видно из указанного выше, четырехпроцентный норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов рассчитывается путем умножения показателя среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год на 4 %. О необходимости применения именно такого метода расчета норматива также сказано в пункте 3.3 приказа Минтруда «Об утверждении формы отчетности № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» и Инструкции относительно заполнения формы отчетности № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» № 42 от 10 февраля 2007 года.
При этом, согласно части 2 статьи 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине», обязанность осуществления расчетов «инвалидного» норматива возлагается на работодателей. К тому же при расчетах количество рабочих мест округляется до целого значения.
Логическим продолжением части 1 статьи 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» является часть 5 этой же статьи. Согласно данной норме, выполнением норматива рабочих мест в количестве, определенном в соответствии с частью 1 все той же статьи, является трудоустройство предприятием, учреждением, организацией, в том числе предприятием, организацией общественных организаций инвалидов, физическим лицом, использующим наемный труд, инвалидов, для которых это место работы является основным. Последнее, кстати, означает, что инвалиды-совместители и инвалиды, сотрудничающие с предприятием по договорам подряда, не учитываются при расчете норматива. То есть для выполнения норматива при приеме на работу инвалидов их следует оформлять по основному месту работы (с ведением трудовой книжки). Если инвалид работает по совместительству на том же предприятии, где его основное место работы (внутренний совместитель), в учетном количестве штатных работников он учитывается как одно физическое лицо.
Следовательно, выполнением норматива считается принятие на основное место работы инвалида(ов):
— в количестве одного инвалида, если численность работников колеблется от 8-ми до 25-ти человек;
— в количестве, полученном в результате умножения показателя среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год на 4 %, если численность работников превышает 25 человек.
Тем не менее, исходя из положений части 1 статьи 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине», Фонд социальной защиты инвалидов штрафует не в случае невыполнения норматива в понимании части 5 статьи 19 данного Закона, а в случае если среднеучетная численность работающих инвалидов будет меньше установленной нормативом, предусмотренным статьей 19 этого Закона.
В результате получается, что, для того чтобы нормы по трудоустройству инвалидов могли считаться выполненными, одного занятия инвалидами рабочих мест в количестве, рассчитанном в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине», уже не достаточно. Теперь это количество является всего лишь минимумом, ниже которого не должна опускаться среднеучетная численность работающих инвалидов. По сути, часть 1 статьи 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» устанавливает новые правила определения и выполнения «инвалидного» норматива, абсолютно иные, нежели предусмотрены частью 5 статьи 19 того же Закона.
К большому сожалению, такая противоречивость приведенных выше положений Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» вызывает их неоднозначную трактовку как работниками Фонда социальной защиты инвалидов, так и работодателями. Устранить эту противоречивость представляется возможным лишь на законодательном уровне. Однако, учитывая сегодняшнюю политическую обстановку в стране, законодательного вмешательства в решение этой проблемы придется ждать еще долго. Так что наверняка ее решением, как и прежде в таких ситуациях, придется заниматься суду.
КОВАЛЬ Александр — юрист, г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…