Создание открытого акционерного общества (ОАО) регулируется Хозяйственным кодексом Украины, законами Украины «О хозяйственных обществах», «О ценных бумагах и фондовом рынке», «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».
Согласно части 4 статьи 28 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», первичное размещение акций ОАО является исключительно закрытым (частным) среди учредителей. В соответствии с частью 1 статьи 32 данного Закона особенности закрытого (частного) размещения акций предусматриваются законом, регулирующим вопрос создания, деятельности и прекращения акционерных обществ.
Часть 2 статьи 28 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» определяет этапы закрытого (частного) размещения ценных бумаг среди предварительно определенного круга лиц. В соответствии с требованиями части 9 статьи 6 указанного Закона регистрацию выпуска акций осуществляет Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) в установленном ею порядке.
Статьей 31 Закона Украины «О хозяйственных обществах» определено, что в случае, когда все акции акционерного общества распределяются между учредителями, последние обязаны внести до дня созыва учредительного собрания не менее 50 % номинальной стоимости акций.
Частью 5 статьи 24 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» установлено, что в случае государственной регистрации ОАО государственному регистратору дополнительно подается отчет о проведении подписки на акции, зарегистрированный ГКЦБФР.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 28 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» процедура государственной регистрации выпуска акций в результате публичного или частного размещения акций не предусматривает наличия такого документа как отчет о последствиях подписки на акции.
До приведения Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» в соответствие с требованиями Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» существует коллизия двух указанных норм. Решить же данную проблему можно несколькими путями.
Первый вариант
Принятие решения ГКЦБФР о регистрации отчета о результатах подписки акций, предусматривающего, что на заседании Комиссии рассматривается вопрос относительно регистрации отчета о результатах подписки на акции.
В соответствии с положениями Закона Украины «О хозяйственных обществах» и Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» предусматривается наличие такого документа как отчет о последствиях подписки, который должен подаваться вместе с пакетом документов на государственную регистрацию ОАО.
Таким образом, одним из возможных вариантов решения коллизии статьи 24 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» и статьи 28 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» является формальное освидетельствование дополнительного документа.
Однако такой вариант не учитывает положения Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», не предусматривающего проведения подписки на акции при создании ОАО. Кроме того, дополнительные осложнения будут возникать в связи с необходимостью рассмотрения этого вопроса на заседании ГКЦБФР.
Второй вариант
В соответствии с положениями статьи 155 Гражданского кодекса Украины (ГК) процедуры создания открытого акционерного общества и закрытого акционерного общества (ЗАО) абсолютно тождественны. Так, при их создании в соответствии с ГК все акции распределяются среди учредителей. Открытая подписка на акции осуществляется после полной уплаты уставного капитала акционерного общества.
Поскольку процедура государственной регистрации ЗАО не предусматривает представления в пакете документов на государственную регистрацию отчета о последствиях подписки на акции, соответственно такой документ не должен подаваться и в пакете документов на государственную регистрацию ОАО.
Реализация отмеченного варианта нуждается в согласовании такой позиции с Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства относительно отсутствия необходимости требовать при предоставлении документов на государственную регистрацию ОАО отчета о последствиях подписки на акции, поскольку существование такого документа не предусмотрено Законом Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке».
Третий вариант
Учитывая, что Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» принят Верховным Советом Украины после принятия Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», считаем, что в случае коллизии норм этих законов должны применяться положения более нового закона.
Мы считаем, что под понятием «отчет о проведении подписки на акции», предусмотренным статьей 24 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» следует понимать «отчет о результатах размещения акций», предусмотренный статьей 28 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке».
Исходя из изложенного, считаем, что освидетельствование ГКЦБФР отчета о результатах размещения акций, предусмотренное Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», и государственная регистрация, предусмотренная Законом Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», являются разными процедурами.
Предлагаем предусмотреть, что процедура освидетельствования ГКЦБФР отчета о результатах размещения акций будет заключаться в уведомлении профильного структурного подразделения Комиссии о факте утверждения уполномоченным органом эмитента отчета о результатах размещения акций и соответственно получении эмитентом подтверждения от профильного структурного подразделения Комиссии факта получения такой информации.
Считаем, что решать коллизию норм статьи 24 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» и статьи 28 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» необходимо путем принятия третьего варианта.
Итак, создание ОАО должно происходить по такой процедуре:
— принятие решения о закрытом (частном) размещении акций и о создании акционерного общества собранием учредителей;
— представление заявления и всех необходимых документов на регистрацию выпуска акций;
— регистрация ГКЦБФР выпуска акций и выдача временного свидетельства о государственной регистрации выпуска акций;
— присвоение акциям международного идентификационного номера;
— заключение с депозитарием договора об обслуживании эмиссии акций или с регистратором — о ведении реестра владельцев именных акций, кроме случаев, когда учет прав по акциям ведет эмитент в соответствии с законодательством;
— изготовление сертификатов акций в случае размещения акций в документарной форме;
— закрытое (частное) размещение акций среди учредителей общества;
— внесение учредителями не менее 50 % номинальной стоимости акций;
— утверждение результатов размещения акций и устава общества учредительным собранием общества;
— освидетельствование отчета о результатах размещения акций общества ГКЦБФР;
— регистрация устава в органах государственной регистрации;
— представление Комиссии отчета о результатах закрытого (частного) размещения акций;
— регистрация ГКЦБФР отчета о результатах закрытого (частного) размещения акций;
— получение свидетельства о государственной регистрации выпуска акций.
КУЧЕРЕНКО Елена — к.э.н., доцент, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, г. Киев
КАЗИМИРОВ Сергей — генеральный директор Правового центра «Профконсалтинг», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…