В качестве одного из основных профессиональных прав адвокатов Закон Украины «Об адвокатуре» устанавливает право собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы в качестве доказательств по гражданским, хозяйственным, уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Собственно, статьей 6 указанного Закона, определяющей основные профессиональные права адвоката, конкретизированы способы реализации данного права, а именно: запрос и получение документов или их копий от предприятий, учреждений, организаций, объединений, а от граждан — по их согласию; ознакомление на предприятиях, в учреждениях и организациях с необходимыми для выполнения поручения документами и материалами, за исключением тех, тайна которых охраняется законодательством, или получение письменных заключений специалистов по вопросам, требующим специальных знаний; опрос граждан.
Реализация прав адвокатов, в том числе и на получение информации, гарантирована как законом, процессуальными кодексами, так и (дополнительно) Указом Президента Украины № 1240/99 от 30 сентября 1999 года «О некоторых мерах по повышению уровня работы адвокатов», часть 9 которого обязывает органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций содействовать реализации права адвокатов собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы как доказательства в гражданских, хозяйственных, уголовных делах и делах об административных правонарушениях; предоставлять бесплатно соответствующие сведения и копии документов по запросам адвокатов и адвокатских объединений по находящимся в их производстве делам.
Отдельно вопрос о правомерности непредоставления информации по адвокатским запросам раскрыт в соответствующем разъяснении Высшей квалификационной комиссии адвокатуры от 21 марта 2008 года «О правомерности непредоставления информации на адвокатские запросы». В нем, в частности, указывается на то, что ссылка отдельных руководителей учреждений и организаций на положения Закона Украины «Об информации» от 2 октября 1992 года, как на причины отказа в предоставлении ответов на адвокатские запросы, не является обоснованной.
Во-первых, преамбулой к Закону Украины «Об информации» определено, что он закрепляет исключительно правовые основы информационной деятельности, которая регулируется также другими нормативными актами и международными договорами.
Во-вторых, в статье 37 этого Закона содержится исчерпывающий перечень документов и информации, которые не подлежат предоставлению для ознакомления по запросам, а именно: официальные документы, содержащие информацию, признанную в установленном порядке государственной тайной, конфиденциальную информацию, информацию об оперативной и следственной работе органов прокуратуры, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, судов; информация, касающаяся личной жизни граждан; внутриведомственная корреспонденция; информация, которая не подлежит разглашению согласно другим законодательным и нормативным актами, а также информация финансовых учреждений.
К конфиденциальной информации статья 30 указанного Закона относит, в частности, сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельного физического или юридического лица и определены такими лицами как конфиденциальная информация; а вот распространение режима конфиденциальности на информацию, которой владеет государство, органы власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, указанная статья допускает исключительно в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
В-третьих, статья 23 Закона Украины «Об информации» запрещает сбор сведений о лице без его предварительного согласия, при этом законодатель определяет основные данные о лице (персональные данные), на которые распространяется вышеупомянутое ограничение, а именно: данные о национальности, образовании, семейном положении, религиозности, состоянии здоровья, а также адресе, дате и месте рождения. Вместе с тем Закон устанавливает исключения из общего правила о запрете сбора сведений о лице без его предварительного согласия на это.
Впрочем, как отмечается в решении ВККА при КМУ, из содержания статьи 7 Закона Украины «Об информации» следует, что его действие не распространяется на специальных субъектов, таких как должностные лица органов прокуратуры, дознания, досудебного следствия и суды, поскольку их право на доступ к информации, в том числе и к конфиденциальной, урегулировано специальными законами.
Собственно, положения статьи 6 Закона Украины «Об адвокатуре», в том числе относительно права адвоката на получение информации, документов, необходимых ему при осуществлении профессиональной деятельности, являются специальными законодательными нормами, которые имеют превалирующую силу над нормами общего действия, в частности Закона Украины «Об информации».
Таким образом, ВККА пришла к вышеупомянутому заключению, что отказывать адвокату в предоставлении информации, запрашиваемой посредством направления адвокатского запроса или запроса адвокатского объединения, даже если такая информация является конфиденциальной, неправомерно. При этом ВККА в своем разъяснении по данному вопросу подчеркнула, что согласно статье 10 Закона Украины «Об адвокатуре» профессиональные права, честь и достоинство адвоката охраняются законом. Нарушение гарантированных законом профессиональных прав адвоката, в том числе путем непредоставления необходимой информации, влечет за собой ответственность должностных лиц, вплоть до уголовной.
Также ВККА при КМУ подчеркнула необходимость сознательного пользования адвокатами правом на получение информации — реализация ими данного профессионального права неуклонно влечет за собой обязанность придерживаться этических основ адвокатской деятельности при принятии поручения и определении законных средств защиты прав и интересов клиента.
Позиция ВККА при КМУ, изложенная в описанном разъяснении, отображает позицию большинства адвокатов, но не всегда поддерживается другими участниками процессуальных правоотношений и судами. В частности, напомним, что определением Апелляционного суда Донецкой области от 10 января 2007 года адвокату было отказано в удовлетворении исковых требований — обязать начальника следственного отдела налоговой милиции Государственной налоговой администрации в Донецкой области предоставить запрашиваемую информацию — ввиду того, что в производстве адвоката не было дела, по которому запрашивалась информация (об этом решении мы детально писали в статье «Информацию только по делу!», «Юридическая практика» № 36 (558) от 2 сентября 2008 года).
Впрочем, думается, что один из основных принципов правового государства и гражданского общества — «права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого» — применим и к правам адвоката, а значит, их право на информацию не безгранично.
Например, при рассмотрении текста данного разъяснения ВККА при КМУ был предложен и другой вариант его редакции, но он не нашел должной поддержки. Собственно, такое предложение вносилось членом ВККА, судьей Верховного Суда Украины Виктором Паневиным. По мнению г-на Паневина, деятельность адвоката должна быть направлена на защиту законных прав и интересов своего клиента и не может затрагивать законные права других лиц, интересы которых он не защищает. Поэтому и реализация адвокатом права на информацию должна ограничиваться целями защиты законных прав и интересов своего клиента. Таким образом, отказ любого юридического или физического лица, государственного органа предоставить конфиденциальную информацию по адвокатскому запросу правомерен. Это, прежде всего, относится к случаям, когда адвокат просит государственный орган или орган местного самоуправления предоставить конфиденциальную личную информацию о физическом лице, к которой, согласно решению Конституционного Суда Украины № 5-зп от 30 октября 1997 года, в том числе относятся сведения об образовании, семейном положении, религиозности, состоянии здоровья, дате и месте рождения, имущественном положении. Предоставление такой информации без предварительного согласия лица допускается только в случаях, предусмотренных законодательством, и исключительно в целях национальной безопасности, экономического благосостояния, защиты прав и свобод человека. Следовательно, если адвокату необходимо получить информацию о лице, в том числе о его имуществе, ему необходимо обращаться непосредственно к такому лицу, которое, в соответствии со статьей 6 Закона Украины «Об адвокатуре», имеет право как предоставить данную информацию, так и отказать адвокату в ее предоставлении. Что же касается применения норм Закона Украины «Об информации» к правоотношениям по предоставлению информации адвокатам в целом, то, по мнению Виктора Паневина, нормы указанного Закона не могут быть применены ни адвокатами в качестве основания для запроса, ни другими лицами, поскольку между адвокатами, их клиентами и другими участниками процесса возникают не информационные правоотношения, а регулируемые Законом «Об адвокатуре» и процессуальными кодексами.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…