Украинское законодательство устанавливает, что земля — это основное национальное богатство и находится под особой охраной государства. Термин «особая охрана государства» можно интерпретировать по-разному, но с уверенностью можно констатировать то, что государство прилагает максимум усилий для контроля (охраны) всех земельных правоотношений. И не всегда такой контроль идет на пользу участникам земельных правоотношений.
Земля, будучи вовлеченной в процесс общественного материального производства или иную сферу социальной деятельности, в зависимости от целей, в которых ее используют, выполняет различные функции. Все земли на Украине (включая острова и земли под водоемами) согласно статьям 18 и 20 Земельного кодекса Украины (ЗК) имеют целевое назначение, устанавливаемое в зависимости от юрисдикции органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 19 ЗК по своему основному целевому назначению земли подразделяются на следующие категории:
— сельскохозяйственного назначения;
— жилой и общественной застройки;
— природно-заповедного и другого природоохранного назначения;
— рекреационного назначения;
— историко-культурного назначения;
— оздоровительного назначения;
— лесного фонда;
— водного фонда;
— промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
Виды целевого использования земель определены Украинским классификатором целевого использования земли, утвержденным письмом Государственного комитета по земельным ресурсам Украины № 14-1-7/1205 от 24 апреля 1998 года.
Земельные участки вне зависимости от формы собственности разрешается использовать исключительно по их целевому назначению. Эксплуатация земельного участка не по целевому назначению на данный момент является основанием не только для наложения штрафных санкций, но и может стать причиной лишения права пользования землей, признания недействительными решений органов власти о передаче земли в собственность (пользование) гражданам или юридическим лицам, признания недействительными договоров относительно земельных участков, аннулирования государственной регистрации земельного участка и т.д.
Законодательство допускает изменение целевого назначения земель коммунальной или государственной собственности соответствующими органами власти согласно нормам ЗК, земель частной собственности — по специальной процедуре, установленной КМУ. Особенность украинского земельного законодательства заключается в том, что, разрешая изменение целевого назначения земли (статья 20 ЗК), одновременно этим же нормативным актом устанавливается запрет на его изменение для земель сельскохозяйственного назначения, переданных в собственность физических и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, и земельных участков, выделенных собственниками в натуре с целевым назначением «для ведения индивидуального крестьянского хозяйства». Срок такого моратория действует до вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель.
Органы государственной власти и местного самоуправления могут изменять целевое назначение отчуждаемых или передаваемых в собственность земель при совершении выкупа (исключения) для определенных потребностей, в случае принятия решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения, а также при утверждении проектов землеустройства.
Специальная процедура, утвержденная постановлением КМУ, регламентирует процесс прохождения заинтересованным лицом (субъектом земельных правоотношений — юридическим или физическим лицом) стадий изменения целевого назначения земель от момента подачи заявления (ходатайства) до вынесения решения уполномоченным органом.
Граждане и юридические лица после совершения всех необходимых действий по получению разрешения от органов местного самоуправления на изготовление проекта (или пересогласования существующего) сталкиваются с обязательным условием изменения целевого назначения земельного участка. А именно: с необходимостью согласования проекта с органом земельных ресурсов, природоохранными, санитарно-эпидемиологическими органами, органами градостроительства, архитектуры и охраны культурного наследия.
Гарантии получения положительных заключений органов земельных ресурсов, природоохранных, санитарно-эпидемиологических органов, органов градостроительства, архитектуры и охраны культурного наследия не существует. На практике получение заключений указанных органов может длиться достаточно долго, плата за проведение согласований квалифицированными специалистами официально не установлена. Расходы, связанные с изготовлением проекта, несет лицо, заинтересованное в изменении целевого назначения земли. Таким образом, деньги и ценное время может быть безнадежно упущено в случае принятия решения органами власти и местного самоуправления об отказе в изменении целевого назначения земельного участка.
Но законодательство оставило шанс участникам земельных правоотношений на судебное обжалование решений уполномоченных органов об отказе в изменении целевого назначения земельного участка. В настоящее время на Украине существуют сотни нормативных актов, регулирующих земельное право. Часто мы видим попытки законодателей, ученых и специалистов привести существующие нормативные акты в согласование друг с другом, но зачастую они остаются лишь попытками.
И пока действующее земельное законодательство по-новому не подойдет к регулированию отношений на рынке земли, всемирная паутина будет пестреть объявлениями типа «легальный способ обхода моратория» и чиновники на местах будут пользоваться своим особым положением в реализации основного принципа земельного законодательства — невмешательство государства в совершение субъектами земельных правоотношений своих прав в отношении владения, пользования и распоряжения землей.
ШЕВЧЕНКО Юлия — начальник отдела работы с корпоративными клиентами ООО «ЮРЛЕКС», г. Киев
Примечание. На момент подготовки данного материала в Верховном Совете Украины были зарегистрированы законопроекты, предлагающие дополнить законодательно установленный перечень категорий земель. А именно добавить категории: земли государственного материального резерва; земли культового назначения (кладбищ, пантеонов, монастырей, церкви и т.п.); земли охотничьего фонда (охотничьих угодий); земли, на которые распространяются суверенные права и юрисдикция Украины вне границ территориального моря: а) исключительной (морской) экономической зоны; б) континентального шельфа; — земли космической системы; земли, предназначенные для обеспечения деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти; земли национальных и отраслевых академических учреждений, национальных высших учебных заведений государственной собственности; земли застройки объектов обществ садоводов и дач; земли, техногенно загрязненные (зоны радиоактивного загрязнения в результате чернобыльской катастрофы и объявленные зоны чрезвычайных экологических ситуаций); земли границы и пограничной полосы. Также предлагается изменить статью 20 ЗК «Изменение целевого назначения земель», по процедуре максимально приблизив ее к существующему порядку, утвержденному Кабинетом Министров Украины (КМУ).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…