Одной из приоритетных, но пока еще не реализованных сфер, в которых предусматривается адаптация украинского законодательства к законодательству Европейского Союза, является электроэнергетика. Нормы действующего Закона Украины «Об электроэнергетике» содержат ряд отличий от европейского законодательства, требующих устранения. В частности, отметим несоответствие отдельных положений упомянутого закона Директиве 2003/54/ЕС от 26 июня 2003 года «Об общих правилах функционирования внутреннего рынка электроэнергии». Так, в украинском законе недостаточно подробно прописаны права потребителей на получение информации, обеспечение права бытовых потребителей на снабжение их электрической энергией определенного качества по четко сравниваемым ценам, обеспечение защиты прав малых и уязвимых потребителей и распространение информации относительно источников производства электроэнергии. Кроме того, в законодательстве Украины не учтены положения Директивы Совета 90/377/ЕЭС от 29 июня 1990 года «О порядке, принятом в Содружестве для повышения прозрачности цен на газ и электроэнергию, установленных для конечного промышленного пользователя», в соответствии с которыми прозрачность цен на электроэнергию является необходимой предпосылкой становления и четкого функционирования внутреннего энергетического рынка, поскольку она усиливает влияние факторов, предотвращающих искажения конкуренции.
На рассмотрении Верховного Совета Украины находится законопроект, внесенный народным депутатом Украины Александром Дубовым, которым предусматривается внесение изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» и приведение его в соответствие с законодательством ЕС.
Недискриминационный энергорынок
Законопроект г-на Дубового направлен на урегулирование следующих вопросов: обеспечение прозрачности цен на электроэнергию; предоставление информации относительно тарифов на электроэнергию, которая должна быть опубликована до их введения в действие; предоставление информации, доступной для общественности, относительно влияния на окружающую среду выбросов СО2 и радиоактивных выбросов; обеспечение защиты прав малых и уязвимых потребителей и распространение информации относительно источников выработки электроэнергии; закрепление критериев для предоставления разрешений на строительство генерирующих мощностей.
Для достижения поставленных задач предусматривается, в первую очередь, упорядочить терминологию и установить, что энергопоставщик обязан заключать договор о снабжении электрической энергией с любым потребителем, который обратился к нему и находится на территории, закрепленной за таким поставщиком, при этом потребителям электроэнергии предлагается предоставить право выбора поставщика.
Согласно статье 5 Закона Украины «Об электроэнергетике», одним из основных принципов государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение защиты прав и интересов потребителей энергии. Но, в отличие от Директивы ЕС, Закон «Об электроэнергетике» не содержит конкретных требований относительно обеспечения права потребителей на поставку им электрической энергии определенного качества по обоснованным ценам. Соответствующей нормой предлагается дополнить упомянутую статью.
Одной из обязанностей поставщика электроэнергии, в соответствии с европейским законодательством, является указание на существующие источники информации, доступные для общественности, относительно влияния на окружающую среду выбросов СО2 и радиоактивных выбросов в результате выработки электроэнергии и использования поставщиком общего состава топлива за предыдущий год. Данной нормой, а также положениями относительно необходимости информирования о тарифах предлагается дополнить Закон Украины «Об электроэнергетике».
Генерация «по критериям»
Следующей сферой общественных отношений в сфере электроэнергетики, которую предлагается «евроадаптировать», является генерация электроэнергии. В Директиве 2003/54/ЕС указаны критерии предоставления санкций на строительство генерирующих мощностей, которые, по мнению автора законопроекта, целесообразно ввести в украинское законодательство. Эти критерии касаются безопасности и надежности энергосистемы, установок и вспомогательного оборудования; охраны здоровья и безопасности общества; охраны окружающей среды; землепользования и выбора места строительства; пользования общественной землей; энергоэффективности; характера первичных источников; характеристик, специфических для заявителя, таких как технические, экономические и финансовые возможности. Также предлагается установить, что процедуры выдачи разрешений для небольших предприятий и/или децентрализованных генерирующих станций следует проводить с учетом их ограниченного размера и потенциального влияния. Процедуры выдачи разрешений и критерии подлежат преданию огласке. Заявителей следует информировать о причинах отказа в предоставлении разрешения. А апелляционные процедуры должны быть общедоступными для заявителя.
Инвестиционная составляющая тарифа
Александром Дубовым внесен на рассмотрение парламента еще один законопроект, предусматривающий внесение изменений в Законы Украины «О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации и использовании сбросного энергопотенциала» и «О приоритетных направлениях инновационной деятельности на Украине» относительно стимулирования развития когенерационных технологий. Напомним, что комбинированное производство электрической и тепловой энергии (когенерация) — это способ одновременного производства электрической и тепловой энергии в пределах одного технологического процесса в результате сжигания топлива. По данным автора законопроекта, за время действия этих законов на Украине введено в эксплуатацию свыше 100 квалифицированных когенерационных установок.
Однако, как отмечает г-н Дубовой, дальнейшее развитие подобных проектов в значительной степени сдерживается предоставлением прав относительно привлечения кредитных средств и приобретения оборудования на правах лизинга лишь владельцам когенерационных установок. В законопроекте предлагается распространить указанные права владельца (совладельца) когенерационной установки также на лиц, которые используют ее на правах лизинга или привлекли кредитные средства для приобретения оборудования на ее сооружение на условиях, определенных инвестиционным соглашением. Также предложены изменения, предусматривающие возможность включения в тариф электроэнергии, производимой когенерационной установкой, инвестиционной составляющей в порядке, определенном Национальной комиссией регулирования электроэнергетики. Данная мера должна способствовать созданию условий для своевременной модернизации и обновления когенерационных установок, а также систем их подключения к электрическим сетям. Кроме того, модернизацию когенерационных установок предлагается отнести к среднесрочным приоритетным направлениям инновационной деятельности и внести соответствующие изменения в Закон Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности на Украине».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…