Состоялось заседание Общественного совета при Министерстве доходов и сборов Украины, посвященное вступлению в силу с 1 сентября с.г. Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» (Закон). Во время мероприятия исполняющий обязанности министра доходов и сборов Виктор Левицкий обратил внимание присутствующих на новизну так называемого «антиоффшорного» Закона, назвав его главной целью «оставлять прибыль в той стране, где она получается». «Количество единиц произведенной дополнительной стоимости находится на Украине, следовательно, и прибыль от работы этих предприятий должна оставаться на Украине», — отметил г-н Левицкий.
В свою очередь, председатель Общественного совета и управляющий партнер МПЦ EUCON Ярослав Романчук отметил, что хоть Закон и разрабатывался при тесном сотрудничестве с общественностью, но все же требует дополнительных уточнений и разъяснений по порядку применения.
Леонид Козаченко, председатель Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины, сравнил вступившие в силу изменения с принятием Налогового кодекса. Непротивление широких кругов предпринимателей объясняется тем, что документ затрагивает интересы лишь ограниченной группы — крупного бизнеса, хотя г-н Козаченко и предположил, что он может коснуться части среднего бизнеса. Начальник отдела проверок трансфертного ценообразования Миндоходов Николай Мишин заявил, что не видит оснований для пересмотра «порога» операций в 50 млн гривен: такой размер «не беспокоит» малый и средний бизнес и при этом не позволяет большому бизнесу путем дробления уходить от налогообложения. При этом г-н Мишин добавил, что с 1 января по 31 августа нормы статьи 39 НК Украины в понятие «обычная цена» не включали стоимостный порог. «Поэтому обычные цены контролировались даже в самых незначительных операциях», — отметил он. Управляющий партнер Международного аудиторского союза Лариса Врублевская рассказала, что налогоплательщики с принятием Закона получили изменения, касающиеся порядка налогообложения НДС. База НДС по поставке товаров, работ и услуг теперь определяется исходя из их договорной стоимости.
Вместе с тем аудитор заявила, что в настоящий момент полноценное применение нового Закона невозможно, в частности, по причине отсутствия ряда дополнительных нормативных актов, утвержденных КМУ, которые должны регулировать порядок его практического применения.
О том, что работа в этом направлении ведется, напомнил заместитель директора департамента — начальник управления методологии налога на прибыль предприятий Алексей Задорожный. Так, были подготовлены проекты постановлений Кабинета Министров Украины:
— «Об утверждении Перечня специализированных коммерческих изданий»;
— «Об утверждении Порядка расчета и применения рыночного диапазона цен и рыночного диапазона рентабельности»;
— «Об утверждении Порядка и процедуры согласования цен в контролируемых операциях, по результатам которых составляются договоры, имеющие двусторонний или многосторонний характер»;
— «Об утверждении Перечня источников информации о рыночных ценах»;
— «Об утверждении начисления процентов диапазона цен для отдельных товарных позиций согласно УКТ ВЭД».
Помимо этого, был разработан законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно использования понятия «обычная цена»)». Последний документ, в частности, определяет понятие «справедливая рыночная цена». По словам Алексея Задорожного, также готовится перечень стран, в которых ставка налога на прибыль на 5 % ниже украинской — в нем будет около 90 государств. Принятие проектов постановлений КМУ ожидается в октябре с.г.
Подробный анализ тех проблем, которые больше всего волнуют бизнес, предоставила Лариса Врублевская. Прежде всего вопросы вызваны тем, что Закон вступил в силу не с начала года. На сегодня нет определения «операция»: считается ли этим каждая трансакция или каждая накладная? Возникает вопрос: если реализация договора осуществляется по нескольким накладным, то это одна операция? «Для определения связанных лиц необходимо учитывать не только формальные признаки, но и наличие другой возможности одного человека влиять на принимаемые другими лицами решения», — считает г-жа Врублевская.
По ее словам, также не урегулирован вопрос, учитывается ли при расчете порогов контролируемых операций курсовая разница. «Ведь дата отгрузки и дата оплаты могут не совпадать, а следовательно, курсы валют могут колебаться», — объяснила она.
Учитывая правовую неопределенность, г-жа Врублевская посоветовала предпринимателям, на что следует обращать внимание. Много вопросов связано с тем, что Закон вступил в силу с 1 сентября. Порог для контролируемых операций необходимо считать за календарный год. Отчетный период тоже установлен в один год. Переходные положения не предусмотрены, поэтому плательщиков интересует: каким образом будет подаваться отчетность по контролируемым операциям за 2013 год? Несмотря на то что первая отчетность по трансфертному ценообразованию за 2013 год будет подаваться в 2014 году, уже сейчас налогоплательщики в договорных отношениях закладывают цены, которые позже нам придется подтверждать. «Кроме того, налоговые обязательства мы декларируем значительно раньше, чем подаем отчетность по контролируемым операциям. Все последующие самостоятельные корректировки налоговых обязательств в случае выявления ошибок налогоплательщиками влекут наложение штрафов. Поэтому целесообразно отслеживать цены не во время подготовки отчетности по трансфертному ценообразованию, а уже сейчас, во время осуществления контролируемых операций», — отметила она.
Г-н Мишин в свою очередь ответил на вопрос относительно того, готовы ли украинские суды рассматривать дела, связанные с правоотношениями в данной сфере. «Важно то, что опыт разрешения споров между плательщиками налогов и налоговой службой по установлению обычных цен у судейского корпуса уже есть», — заявил он корреспонденту «ЮП». Представитель ведомства отметил, что в ближайшее время будут подготовлены обобщающие налоговые разъяснения по поводу трансфертного ценообразования.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…