Лед тронулся, господа! На украинском рынке сбора и распределения роялти лед тронулся. Но сулит ли это неожиданные и резкие изменения к лучшему? Судя по всему — нет, ибо в дрейф по океану ушел отнюдь не крупный айсберг, а маленький кусочек льда.
Недавно вступил в силу новый Порядок определения уполномоченных организаций коллективного управления, осуществляющих сбор и распределение вознаграждения (роялти) за использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм и видеограмм (Порядок), утвержденный приказом Министерства образования и науки (МОН) Украины от 30 августа с.г. № 1249.
Но это только видимая часть айсберга. Подводная его часть проявится, когда на рынок сбора и распределения роялти выйдут новые (или старые) игроки в виде уполномоченных организаций коллективного управления (ОКУ) уже по новому Порядку.
Сначала напомним, что же произошло со старым Порядком. На протяжении трех лет ОКУ добивались в судебном порядке признания приказа МОН Украины от 22 декабря 2008 года № 1175 об утверждении аналогичного Порядка недействительным и… одержали победу. Дело в том, что еще в 2008 году МОН Украины передало полномочия по учету и определению уполномоченных ОКУ Государственному департаменту интеллектуальной собственности Украины. На тот момент единственным центральным органом исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности было Министерство образования и науки. Высший административный суд Украины, удовлетворяя в прошлом году исковые требования, акцентировал внимание на том, что, согласно специализированному законодательству, МОН Украины не вправе перекладывать полномочия по учету ОКУ и определению уполномоченных ОКУ любым третьим лицам, в частности Госдепартаменту интеллектуальной собственности Украины.
В 2010-м Госдепартамент интеллектуальной собственности был преобразован в Государственную службу интеллектуальной собственности Украины (Госслужба), Указом Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» причисленную к центральным органам исполнительной власти.
После признания недействительным спорного приказа, воцарения хаоса на рынке сбора и распределения роялти, поднятия тревоги зарубежными правообладателями государству понадобился год для того, чтобы принять «новые» правила игры.
Говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. Наши правила также отнюдь не новые. Впрочем, наше старое еще не так хорошо забыто. Получилось так, что новый Порядок (приказ МОН Украины № 1249) практически слово в слово переписал старый (приказ МОН Украины № 1175), несколько поиграв со сроками. Вероятно, авторы документа руководствовались принципом «повторение — мать учения», а может, старый Порядок настолько гармонично вписывался в систему управления имущественными правами субъектов авторского права и смежных прав, что не нуждался в усовершенствовании, или есть другие, неизвестные широкому кругу, причины.
Впрочем, Госслужба (именно на нее возложена обязанность по определению уполномоченных ОКУ) уже начала соблюдать предписания нового Порядка. В частности, объявила о начале проведения процедуры рассмотрения заявлений ОКУ об определении уполномоченной ОКУ. Приемная кампания стартует 30 сентября с.г. и будет длиться в течение 15 дней.
А мы попробуем найти несколько отличий старого и нового Порядка. Начнем с требований, которым должна соответствовать ОКУ, чтобы получить статус «уполномоченной».
Теперь ОКУ необязательно находиться на специальном учете не менее пяти лет — ограничений относительно «стажа» ОКУ в новом Порядке нет. Нет там и предписания, что ОКУ может признаваться уполномоченной, если она создана субъектами смежных прав, не является государственной организацией, имеет полномочия соответствующих субъектов смежных прав осуществлять управление на коллективной основе их имущественными правами.
Остались требования относительно необходимости квалифицированного персонала, единственное новшество — теперь ОКУ необходимо иметь и юридическую службу. Кроме того, обособленные структуры (филиалы, представительства, отделения или лица, уполномоченные вести от имени организации переговоры относительно составления договоров) нужно иметь в двух третьих областях Украины (с учетом Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя), а не в большинстве областей Украины, как раньше.
Нет среди требований и необходимости осуществления сбора, распределения и выплаты вознаграждения, в том числе полученного от уполномоченных организаций, субъектам смежных прав. Исключено также положение, устанавливающее получение от субъектов смежных прав — резидентов имущественных прав в коллективное управление на фонограммы, опубликованные с коммерческой целью, имеющие наибольшее количество публичных оповещений отечественными телерадиоорганизациями, распространяющими свои программы на территории большинства областей Украины на протяжении квартала, который предшествует дате подачи документов для определения уполномоченной организацией.
Заявление ОКУ об определении ее уполномоченной организацией рассматривается в течение 20 дней (по старому порядку — 15 дней). И если раньше по результатам рассмотрения документов и заявления ОКУ выдавалось свидетельство, то сегодня Госслужба издает приказ.
Новый Порядок содержит оговорку о том, что в случае наличия двух или более ОКУ, подавших документы для определения их уполномоченной организацией, соответствующих всем требованиям и критериям, определенным Порядком, предпочтение отдается той ОКУ, которая имеет наибольшее число договоров с иностранными ОКУ, осуществляющими управление правами исполнителей и производителей фонограмм. Интересно, что приказ об определении ОКУ уполномоченной действителен на протяжении одного года с момента его издания. За два месяца до окончания этого срока Госслужба на своем официальном веб-сайте в Интернете размещает объявление о проведении процедуры рассмотрения заявлений ОКУ об определении уполномоченной. Никаких оговорок или ограничений относительно участия уполномоченной ОКУ в новом «отборе» Порядок не содержит.
Мы уже упоминали, что раньше уполномоченной ОКУ выдавали свидетельство, которое Госслужба могла аннулировать своим решением. Теперь издается приказ, и он может быть отменен другим приказом Госслужбы в случае прекращения организации как юридического лица или снятия уполномоченной организации с учета ОКУ, на основании соответствующего заявления уполномоченной организации и по решению суда.
При отмене приказа об определении организации уполномоченной ОКУ в 60-дневный срок (раньше был 30-дневный срок) должна распределить и перечислить собранное роялти организациям коллективного управления. И в течение 20 дней (ранее для этого предоставлялось 30 дней) организация, относительно которой принят приказ об отмене приказа об определении ее уполномоченной, должна сообщить лицам, с которыми составлены договоры о выплате роялти за использование фонограмм, видеограмм, опубликованных с коммерческой целью, о расторжении этих договоров.
Отметим, что раньше в судебном порядке можно было обжаловать только решение Госслужбы об аннулировании свидетельства. Сейчас судебный порядок обжалования предусмотрен как для приказа Госслужбы об определении организации уполномоченной, так и для приказа об отказе в определении организации уполномоченной и для приказа об отмене приказа относительно определения организации уполномоченной.
Государство вовсю разглагольствует о намерении вывести защиту прав интеллектуальной собственности на европейский уровень, в том числе навести порядок на рынке сбора и распределения роялти. Можно ли этого добиться переливанием из «пустого в порожнее» в краеугольных документах? Едва ли.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…