Как известно, с 9 мая вступил в силу Закон Украины «О доступе к публичной информации». Положения этого акта одновременно и прогрессивны, и неоднозначны, поэтому реализация закона как такового, можно ожидать, станет предметом не одного спора и/или публикации. Сегодня предлагаем обратить внимание на статью 15 Закона, обязывающую распорядителей публичной информации обнародовать, в частности, порядок составления и подачи запроса на информацию, обжалования решений, действий или бездеятельности распорядителей информации; сведения о местах, где предоставляются необходимые запрашивающим формы и бланки учреждения; общие правила работы учреждения; правила внутреннего трудового распорядка. Также обязательно обнародуется информация о деятельности субъектов властных полномочий: местонахождение, почтовый адрес, номера средств связи, адреса официального веб-сайта и электронной почты; фамилия, имя, отчество, служебные номера средств связи, адрес электронной почты руководителя органа и его заместителей, руководителей структурных и региональных подразделений, основные функции структурных и региональных подразделений, графики работы и приема граждан; перечень и служебные номера средств связи предприятий, учреждений и организаций, находящихся в сфере управления, и их руководителей; порядок составления, подачи запроса на информацию, обжалования решений субъектов властных полномочий, их действий или бездеятельности.
Такая информация подлежит обнародованию безотлагательно, но не позже 5 рабочих дней со дня утверждения документа, в том числе на официальном веб-сайте собственника информации с указанием даты обнародования и обновления информации.
Поскольку уже прошло более 5-ти рабочих дней со дня вступления в силу Закона, мы решили проверить, как на сайтах высших органов власти выполнены требования Закона, в частности, относительно обнародования перечисленных сведений.
Одним из первых обновлять сайт в соответствии с требованиями Закона начал Президент. Не он лично, конечно, а его Администрация, которая довольно быстро вывесила необходимую информацию, хотя и не всю.
К примеру, не удалось найти на сайте Главы государства сведений об адресе и средствах связи с руководителем, то есть самим Президентом. Есть контакты Администрации (внизу каждой страницы в оговорке о правах на информацию), но только общие, хотя должны быть для каждого должностного лица. В «Структуре Администрации», где размещены биографии всех руководителей подразделений и замов Главы Администрации, данных о способах связи с ними нет. Не указаны даже способы связи с пресс-секретарем. Правда, в отдельном сервисе «Работа со СМИ» можно найти контакты пресс-службы, а в разделе «Доступ к публичной информации» — телефон, факс, электронную почту и даже просто онлайн-активную форму, по которым можно направить запрос на информацию. И только после этих сведений дан линк на PDF файл с контактами Главы Администрации Президента, его заместителей, советников президента и руководителей управления.
Для журналиста, подробно изучающего сайт, понадобилось несколько минут для поиска этих данных, но, думается, в законе имелось в виду несколько иное — контакты лица должны предоставляться вместе с данными о его должности и полномочиях, а не в отдельном сервисе.
Отметим, что на сайте также есть информация о трудовом распорядке и бюджете администрации в разделе «Администрация Президента». Формы запросов, порядок обжалования и прочие данные, предусмотренные законом (хоть и не все конкретно), имеются. Правда, без даты размещения информации и ее обновления. Мы не смогли найти только график приема граждан. Также будем ожидать появления раздела «Проекты нормативных актов» и информации обо всех коллегиальных органах, созданных при Президенте Украины, графике заседаний, повестках дня.
В отличие от сайта Президента Украины, на сайте Верховного Совета Украины с виду ничего не изменилось, однако найти контакты приемной спикера труда не составило: два перехода по ссылкам — и можно узнать, что секретариатом спикера руководит Сергей Горькавый; указано, как связаться с ним, а также с его заместителями. Впрочем, на этом ресурсе давно есть полная информация о телефонах, факсах, адресах всех народных депутатов, руководителей структурных подразделений аппарата, включая секретариаты комитетов.
В сервисе «Справочная информация» на главной странице сайта находятся линки, в частности, на почтовый адрес парламента и приемную граждан. А после перехода по соответствующей ссылке не составляет труда найти данные о приеме граждан, графике работы и всю полагающуюся информацию, включая график личного приема граждан народными депутатами. Пожалуй, не нашли мы только правила внутреннего распорядка, но в целом сайт Верховного Совета Украины сейчас можно назвать примером для других государственных ресурсов.
Заметны обновления и на Правительственном портале. Так, на главной странице появились ресурсы «Доступ к публичной информации», который, однако, находится на стадии разработки, и «Обращения граждан», составленный в стиле «ответы на часто задаваемые вопросы», где указано, как и куда можно направить запрос на информацию. А чтобы не переходить по ссылкам, можно воспользоваться кнопкой «Контакты» внизу каждой страницы. Правда, телефонов и адресов электронной почты по каждому отдельному чиновнику, включая членов правительства, найти не удалось, и вовсе не работает поиск по сайту.
Такова ситуация у высших органов власти. Относительно же судов отметим, что в целом (кроме порядка пропуска в помещения высших судов) на их сайтах давно есть информация об адресах и других контактах пресс-служб, руководителей аппарата и структурных подразделений. Если не на сайте самого суда, то на портале судебной власти.
Существенно преобразился сайт Генеральной прокуратуры Украины, на котором в конце апреля было невозможно найти даже почтовый адрес для направления запроса. На титульной странице сайта этих данных по-прежнему нет. Однако появился адрес приемной граждан, который можно найти в сервисе «Приемная граждан Генпрокуратуры». Там же есть телефон. Как позвонить или написать Генеральному прокурору, его заместителям или кому-то из чиновников ГПУ — по-прежнему непонятно. Даны контакты только некоторых отделов (управления связей с общественностью, кадрового отдела), но без указания руководителей.
Таким образом, приходим к выводу, что «минимальный набор» сведений, к которым должен быть обеспечен доступ, органами власти обнародован или находится в процессе обнародования. Хотя размещена информация не всегда в том разделе, где ее было бы удобнее видеть, и в большинстве своем госорганы еще работают над ее обнародованием. Другой вопрос — как будет с дальнейшим исполнением требований Закона.
Напомним, что обжаловать нарушение права на доступ к публичной информации можно, в том числе в суде. Однако, обращаясь с иском, например, к Президенту Украины в Высший административный суд Украины, следует учитывать, что, скорее всего, ваши права нарушил не непосредственно Президент, а кто-то из аппарата. По крайней мере, к такой позиции склоняется ВАСУ, в своих решениях рекомендуя обжаловать действия аппарата, конкретного чиновника или отдела в местном окружном суде. Аналогичная практика существует и по искам к Верховному Совету Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…