Как известно, 23 апреля с.г. Министерство транспорта и связи Украины (Минтранс) утвердило новые Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа (Правила). И только спустя почти четыре месяца Министерство юстиции Украины зарегистрировало приказ Минтранса. Новые Правила вступили в силу со дня официального опубликования, то есть с 27 августа с.г.
По сравнению с ранее действовавшими Правилами новые значительно ужесточили требования к авиакомпаниям, особенно в части компенсаций для пассажиров в случае задержки или отмены рейсов.
Прежде всего отметим, что Правила применяются к любой международной или внутренней перевозке пассажиров или багажа, осуществляемой воздушным судном за плату или по найму, а также к авиаперевозкам, осуществляемым авиакомпаниями бесплатно. Как и ранее, Правила распространяются на иностранных авиаперевозчиков, осуществляющих продажу перевозок на территории Украины, в части обязательного информирования пассажиров согласно разделу XXXI Правил.
Этот раздел определяет порядок информирования пассажира об условиях перевозки в момент продажи ему авиабилета. Во-первых, авиакомпания (или ее агент) обязана разместить в месте продажи билетов на видном и доступном месте следующую информацию для потребителей:
Хотя Правила прямо не предусматривают, на каком языке должна быть предоставлена эта информация, полагаю, что правильно будет размещать ее на украинском (как государственном) с дублированием (переводом) на русском, английском или другом по усмотрению авиакомпании.
Во-вторых, авиаперевозчик (или его агент) во время оформления билетов обязательно должен довести до сведения пассажиров следующую информацию:
Также в Правилах предусмотрено, что авиакомпания, осуществляя рекламные акции, обязана предоставлять населению полную информацию о стоимости перевозки, а именно: сумму тарифа и всех аэропортовых такс и сборов, а также сборов и такс перевозчика. Кроме того, авиакомпании обязаны опубликовать свои правила на веб-сайте авиакомпании.
Отдельного внимания заслуживает раздел XVII Правил, регулирующий вопросы выплаты компенсаций пассажирам за задержку или отмену рейса, когда рейс выполняется в аэропорт страны Европейского Союза (ЕС) или обратно.
Положения данного раздела Правил применяются к пассажирам, следующим в/из аэропорта, расположенного на территории страны — члена ЕС, а также к пассажирам, следующим в/из аэропорта, расположенного в третьей стране, в/из аэропорта, расположенного на территории ЕС. Напомню, что по состоянию на сегодня членами ЕС являются 27 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Великобритания, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония. Кандидатами на вступление в ЕС являются: Хорватия, Македония, Исландия и Турция.
Право на получение компенсаций имеет пассажир (как регулярного, так и чартерного рейса), которому отказано в перевозке против его воли или рейс которого был задержан, при условии, что у него имеется подтвержденное бронирование на соответствующий рейс и он присутствует на регистрации в срок, определенный правилами авиакомпании, или (если такой срок не определен) — не позднее чем за 45 минут до времени отправления.
Если авиаперевозчик мотивированно ожидает отказ пассажирам в посадке на рейс, он должен сначала найти добровольцев, которые готовы отказаться от своего подтвержденного бронирования в обмен на вознаграждение, согласованное между авиаперевозчиком и пассажиром. Кроме выплаты вознаграждения, авиаперевозчик обязан предложить пассажиру на его выбор:
— возмещение стоимости перевозки в течение 7 дней, которое должно быть выплачено наличными, электронным банковским переводом, банковскими поручениями или банковскими чеками или, при наличии письменного согласия пассажира, — в виде дорожных чеков и/или других услуг, полной стоимости билета по цене, за которую он был куплен, за неиспользованную часть билета и за использованную часть билета, если рейс больше не служит ранее запланированной цели пассажира; а также обеспечить при необходимости обратный рейс в начальный пункт отправления при первой возможности или изменение маршрута, которое должно осуществляться при соответствующих транспортных условиях: до конечного пункта назначения — при первой возможности или до конечного пункта — в более позднее время по желанию пассажира и при условии наличия свободных мест.
Перевозка пассажира из аэропорта, в котором произошел отказ от перевозки, в аэропорт, в котором начинается предложенный перевозчиком альтернативный маршрут, и из аэропорта альтернативной посадки в аэропорт, в который пассажир должен был прибыть запланированным прежде рейсом, осуществляется за счет перевозчика.
Если пассажирам было отказано в перевозке против их желания, перевозчик обязан выплатить им компенсацию в следующих размерах:
При определении расстояния за основу берется последний пункт, в котором отказ от перевозки или неисполнение ранее запланированного рейса, на который было забронировано хотя бы одно место, создаст задержку прибытия пассажиров в запланированное время.
Перевозчик вправе уменьшить размер вышеуказанной компенсации на 50 %, если пассажиру предлагается замена маршрута перевозки в его пункт назначения альтернативными рейсами, время прибытия которых не превышает запланированного времени прибытия на:
В случае отмены рейса пассажирам должно быть предоставлено обслуживание согласно пункту 2 главы 2 раздела XVII Правил:
Кроме того, пассажирам предоставляется компенсация согласно пункту 5 главы 2 раздела XVII Правил (см. выше). При этом пассажир приобретает право требовать компенсацию, если он не был проинформирован об отмене рейса:
В случае отмены рейса и если пассажир продолжает путешествие другим рейсом, ему должно быть бесплатно предложено и обеспечено: питание и прохладительные напитки в разумной связи с временем ожидания нового рейса; места в отеле, если пассажиры должны ждать более одной ночи или если время ожидания превышает ранее заявленное; наземный трансфер аэропорт — отель — аэропорт; два телефонных звонка, телекс- или факс-сообщение или e-mail, если позволяют технические условия аэропорта.
Авиаперевозчик обязан предоставить пассажирам по установленным им (авиаперевозчиком) нормам питание и прохладительные напитки, возможность сделать два бесплатных телефонных звонка или отправить телекс-, факс-сообщение либо электронное сообщение в случае задержки рейса на срок:
Если выполнение задержанного рейса откладывается на день, следующий за днем его выполнения, авиаперевозчик обязан предоставить пассажирам номера в отеле, питание и обеспечить трансфер по маршруту аэропорт — отель — аэропорт.
Пассажир не вправе требовать какой-либо дополнительной оплаты, если перевозчик размещает его в классе, высшем по отношению к тому, который указан в его билете. Если пассажира размещают в низшем классе, чем указан в его билете, перевозчик обязан в течение 7 дней возместить пассажиру:
Новые Правила значительно ужесточили требования к авиакомпаниям, особенно в вопросах компенсаций за задержку или отмену рейсов. Права пассажиров более детализированы, что может привести к увеличению количества жалоб, претензий и исков к авиакомпаниям. В этой связи авиакомпаниям желательно привести свои собственные правила и процедуры в соответствие с новыми Правилами Минтранса. Насколько эффективно новые Правила будут защищать пассажиров — покажет время.
ВОЛКОВ Артем — адвокат, старший юрист ЮФ «АНК», г. Одесса
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…