Полетаем по-новому — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №38 (665) » Полетаем по-новому

Полетаем по-новому

Как известно, 23 апреля с.г. Министер­ство транспорта и связи Украины (Мин­транс) утвердило новые Правила воздуш­ных перевозок пассажиров и багажа (Прави­ла). И только спустя почти четыре месяца Министерство юстиции Украины зарегистрировало приказ Минтранса. Новые Пра­ви­ла вступили в силу со дня официального опубликования, то есть с 27 августа с.г.

По сравнению с ранее действовавшими Правилами новые значительно ужесточили требования к авиакомпаниям, особенно в части компенсаций для пассажиров в случае задержки или отмены рейсов.

Прежде всего отметим, что Правила применяются к любой международной или внутренней перевозке пассажиров или багажа, осуществляемой воздушным судном за плату или по найму, а также к авиаперевозкам, осуществляемым авиакомпаниями бесплатно. Как и ранее, Правила распространяются на иностранных авиаперевозчиков, осуществляющих продажу перевозок на территории Украины, в части обязательного информирования пассажиров согласно разделу XXXI Правил.

Этот раздел определяет порядок информирования пассажира об условиях перевозки в момент продажи ему авиабилета. Во-первых, авиакомпания (или ее агент) обязана разместить в месте продажи билетов на видном и доступном месте следующую информацию для потребителей:

  • свое полное наименование и местонахождение;
  • копии документов (лицензии, сертификаты, свидетельства) по осуществлению перевозок (продаже перевозок);
  • телефон территориального органа по вопросам защиты прав потребителей;
  • книгу жалоб и предложений.

Хотя Правила прямо не предусматривают, на каком языке должна быть предоставлена эта информация, полагаю, что правильно будет размещать ее на украинском (как государственном) с дублированием (переводом) на русском, английском или другом по усмотрению авиакомпании.

Во-вторых, авиаперевозчик (или его агент) во время оформления билетов обязательно должен довести до сведения пассажиров следующую информацию:

  • Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа, действующие на Украине;
  • правила авиакомпании о перевозке пассажиров и багажа (агент по продаже должен довести до сведения пассажиров правила того авиаперевозчика, на бланке которого издан авиабилет, или того, который первым указан в билете) — на бумажных носителях в виде памятки для пассажира (при продаже билетов онлайн через сеть Интернет — в электронном виде через сайт, с помощью которого осуществляется бронирование перевозок);
  • стоимость перевозки по соответствующему маршруту — устно в пункте продажи билетов во время бронирования (при продаже билетов через Интернет — через сайт, с помощью которого осуществляется бронирование, или указав необходимую информацию в маршруте-квитанции);
  • стоимость, условия и ограничения во время перевозки по специальному тарифу — устно во время бронирования (при применении электронного билета — через сайт, с помощью которого осуществляется бронирование);
  • административные формальности во время ­путешествия по соответствующему маршруту — устно во время бронирования;
  • пределы ответственности перевозчика во время перевозки пассажиров и багажа — в билете или маршруте-квитанции;
  • права пассажиров в случае отказа в перевозке, аннулировании или задержке рейса;
  • запрещенные к перевозке вещи и товары — в билете или маршруте-квитанции;
  • ограничения по перевозке пассажиров с ограниченной способностью передвижения и необходимость заказа специального обслуживания во время бронирования.

Также в Правилах ­предусмотрено, что авиакомпания, осуществляя рекламные акции, обязана предоставлять населению полную информацию о стоимости перевозки, а именно: сумму тарифа и всех аэро­портовых такс и сборов, а также сборов и такс перевозчика. Кроме того, авиакомпании обязаны опубликовать свои правила на веб-сайте авиакомпании.

Компенсации пассажирам в случае задержки или отмены рейсов
(для рейсов в/из аэропортов стран — членов Европейского Союза)

Отдельного внимания заслуживает раздел XVII Правил, регулирующий вопросы выплаты компенсаций пассажирам за задержку или отмену рейса, когда рейс выполняется в аэропорт страны Европейского Союза (ЕС) или обратно.

Положения данного раздела Правил применяются к пассажирам, следующим в/из аэропорта, расположенного на территории страны — члена ЕС, а также к пассажирам, следующим в/из аэропорта, расположенного в третьей стране, в/из аэропорта, расположенного на территории ЕС. Напомню, что по состоянию на сегодня членами ЕС являются 27 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Герма­ния, Греция, Дания, Ирландия, Испа­ния, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксем­бург, Мальта, Нидерланды, Поль­ша, Португалия, Румыния, Слова­кия, Слове­ния, Велико­британия, Финлян­дия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония. Канди­датами на вступление в ЕС являются: Хорватия, Македония, Исландия и Турция.

Право на получение компенсаций имеет пассажир (как регулярного, так и чартерного рейса), которому отказано в перевозке против его воли или рейс которого был задержан, при условии, что у него имеется подтвержденное бронирование на соответствующий рейс и он присутствует на регистрации в срок, определенный правилами авиакомпании, или (если такой срок не определен) — не позднее чем за 45 минут до времени отправления.

Компенсация пассажирам в случае отказа в перевозке

Если авиаперевозчик мотивированно ожидает отказ пассажирам в посадке на рейс, он должен сначала найти доб­ровольцев, которые готовы отказаться от своего подтвержденного бронирования в обмен на вознаграждение, согласованное между авиаперевозчиком и пассажиром. Кроме выплаты вознаграждения, авиаперевозчик обязан предложить пассажиру на его выбор:

— возмещение стоимости перевозки в течение 7 дней, которое должно быть выплачено наличными, электронным банковским переводом, банковскими поручениями или банковскими чеками или, при наличии письменного согласия пассажира, — в виде дорожных чеков и/или других услуг, полной стоимости билета по цене, за которую он был куплен, за неиспользованную часть билета и за использованную часть билета, если рейс больше не служит ранее запланированной цели пассажира; а также обеспечить при необходимос­ти обратный рейс в начальный пункт отправления при первой возможности или изменение маршрута, которое должно осуществляться при соответствующих транспортных условиях: до конечного пункта назначения — при первой возможности или до конечного пункта — в более позднее время по желанию пассажира и при условии наличия свободных мест.

Перевозка пассажира из аэропорта, в котором произошел отказ от перевозки, в аэропорт, в котором начинается предложенный перевозчиком альтернативный маршрут, и из аэропорта альтернативной посадки в аэропорт, в который пассажир должен был прибыть запланированным прежде рейсом, осуществляется за счет перевозчика.

Если пассажирам было отказано в перевозке против их ­желания, перевозчик обязан выплатить им компенсацию в следующих размерах:

  • 250 евро — для рейсов дальностью 1500 км или меньше;
  • 400 евро — для рейсов дальностью от 1500 до 3500 км;
  • 600 евро — для рейсов дальностью свыше 3500 км.

При определении расстояния за основу берется последний пункт, в котором отказ от перевозки или неисполнение ранее запланированного рейса, на который было забронировано хотя бы одно место, создаст задержку прибытия пассажиров в запланированное время.

Перевозчик вправе уменьшить размер вышеуказанной ­компенсации на 50 %, если пассажиру предлагается замена маршрута перевозки в его пункт назначения альтернативными рейсами, время прибытия которых не превышает запланированного времени прибытия на:

  • 2 часа — для всех рейсов дальностью до 1500 км или меньше;
  • 3 часа — для всех рейсов дальностью от 1500 км до 3500 км;
  • 4 часа — для всех остальных рейсов.

Компенсация пассажирам в случае отмены рейса

В случае отмены рейса пассажирам должно быть предоставлено обслуживание согласно пункту 2 главы 2 раздела XVII Правил:

  • возмещение стоимости перевозки в течение 7 дней, которое должно быть выплачено наличными, электронным банковским переводом, банковскими поручениями или банковскими чеками, или, при наличии письменного согласия пассажира, — в виде дорожных чеков и/или других услуг, полной стоимости билета по цене, за которую он был куплен, за неиспользованную часть билета и за использованную часть билета, если рейс больше не служит ранее запланированной цели пассажира;
  • а также обеспечить при необходимости обратный рейс в начальный пункт отправления при первой возможности или изменение маршрута, которое должно осуществляться при соответствующих транспортных условиях: до конечного пункта назначения — при первой возможности или до конечного пункта — в более позднее время по желанию пассажира и при условии наличия свободных мест.

Кроме того, пассажирам предоставляется компенсация согласно пункту 5 главы 2 раздела XVII Правил (см. выше). При этом пассажир приобретает право требовать компенсацию, если он не был проинформирован об отмене рейса:

  • за две недели до запланированного времени отправления;
  • или в период не более чем за две недели и не менее чем за 7 дней до запланированного времени отправления и предложено изменение маршрута, которое позволит отправиться в полет не позднее чем на 2 часа до запланированного времени отправления и прибыть в конечный пункт не позднее чем через 4 часа после запланированного времени прибытия;
  • или менее чем за 7 дней до запланированного времени отправления и предложено изменение маршрута, что позволит отправиться не позднее чем за час до запланированной даты отправления и прибыть в конечный пункт назначения не позднее чем через 2 часа после запланированного времени прибытия.

В случае отмены рейса и если пассажир продолжает путешествие другим рейсом, ему должно быть бесплатно предложено и обеспечено: питание и прохладительные напитки в разумной связи с временем ожидания нового рейса; места в отеле, если пассажиры должны ждать более одной ночи или если время ожидания превышает ранее заявленное; наземный трансфер аэропорт — отель — аэропорт; два телефонных звонка, телекс- или факс-сообщение или e-mail, если позволяют технические условия аэропорта.

Компенсация пассажирам в случае задержки рейса

Авиаперевозчик обязан предоставить пассажирам по установленным им (авиаперевозчиком) нормам питание и прохладительные напитки, возможность сделать два бесплатных телефонных звонка или отправить телекс-, факс-сообщение либо электронное сообщение в случае задержки рейса на срок:

  • до двух часов или более от запланированного времени отправления рейса до 1500 км;
  • до трех часов или более от запланированного времени отправления рейса дальностью от 1500 до 3500 км;
  • до четырех часов или более от запланированного времени отправления для остальных рейсов.

Если выполнение задержанного рейса откладывается на день, следующий за днем его выполнения, авиаперевозчик обязан предоставить пассажирам номера в отеле, питание и обеспечить трансфер по маршруту аэропорт — отель — аэропорт.

Компенсация пассажирам за изменение класса обслуживания

Пассажир не вправе требовать какой-либо дополнительной оплаты, если перевозчик размещает его в классе, высшем по отношению к тому, который указан в его билете. Если пассажира размещают в низшем классе, чем указан в его билете, перевозчик обязан в течение 7 дней возместить пассажиру:

  • 30 % от примененного тарифа для всех рейсов дальностью до 1500 км;
  • или 50 % от примененного тарифа для всех рейсов дальностью от 1500 до 3500 км;
  • или 75 % цены билета для всех остальных рейсов.

Выводы

Новые Правила значительно ужесточили требования к авиакомпаниям, особенно в вопросах компенсаций за задержку или отмену рейсов. Права пассажиров более детализированы, что может привести к увеличению количества жалоб, претензий и исков к авиакомпаниям. В этой связи авиакомпаниям желательно привести свои собственные правила и процедуры в соответствие с новыми Правилами Минтранса. Насколько эффективно новые Правила будут защищать пассажиров — покажет время.

ВОЛКОВ Артем — адвокат, старший юрист ЮФ «АНК», г. Одесса

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Разъединение исковых требований

Акцент

Новый Съезд прошел по старинке

В фокусе: ВСЮ

Принять не поднялась рука

Государство и юристы

Вся власть — советам

Парламентская осень

Государство и юристы

Служебная лестница

Награждения, назначения и отставки юристов

Государство и юристы

Новости законотворчества

Перечень обстоятельств, смягчающих наказание, предлагают расширить

Омбудсмена хотят уволить за невыполнение обязанностей

Как следует увольнять члена ВСЮ, назначенного парламентом

Государство и юристы

Под куполом

Совет настаивает на третьем

Документы и аналитика

Залог доли в уставном капитале ООО

Новичок кассационной инстанции

Законом проверять не уполномочена

Кадровые новости

Юрисконсульт

Назначена замначальника юридического отдела ООО «ВВС-ЛТД»

Новое назначение в компании «Ферреро Украина»

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Азербайджане мало желающих работать адвокатами

В России могут отказаться от услуг государственных нотариусов

Неделя права

Как будто их и не было

Первые «ласточки» Пятой палаты ВАСУ

Татьяна Варфоломеева удостоена награды от Ассоциации юристов

«Социальная» подсудность

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд защитил Raffaello не от всех

Новости юридических фирм

Частная практика

Андрей Коршун выступил с докладом, посвященным борьбе с отмыванием денег

ЮФ «Гид Луарэт Нуэль» — советник Chanel и Nina Ricci

DLA Piper и «Василь Кисиль и Партнеры» сопровождали сделку по приобретению ТЦ

Позиция

О чем предупреждать и за что привлекать?

Рабочий график

Новую ВККС ждут более 800 жалоб

Страница из еженедельника юриста

Календарь на неделю

Самое важное

Союзу адвокатов Украины — 20 лет

Судебная практика

Неуставной договор

Кто не успел — не улетел

Тема номера

Турист — турагент — туроператор

Договорные особенности туризма

Частная практика

Бесплатно только птички поют

Качественно, но не всеобъемлюще

Юридический форум

Пять лет на рынке юруслуг

Экс-председатель ВХСУ стал доктором

Юрисконсульт

Полетаем по-новому

«Цветовая дифференциация штанов»

Інші новини

PRAVO.UA