Судебная реформа на Украине, продолжающаяся более 10 лет, вышла на финишную прямую со вступлением в силу 30 июля этого года Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (Закон). Можно ли считать принятие нового закона окончанием реформы и ожидать положительных результатов ее проведения?
После 15 октября 2010 года Верховный Суд Украины (ВСУ) обязан передавать кассационные жалобы на решения общих судов по уголовным и гражданским делам в Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССРГУД), который должен начать действовать с 1 ноября с.г. Однако сможет ли вновь созданный судебный орган реализовать возложенные на него Законом полномочия? Реальность порождает множество сомнений.
Из положений раздела ХIII «Переходные положения» следует, что время формирования нового высшего специализированного суда, который призван обеспечить право каждого на справедливый суд, способствовать установлению правопорядка и верховенству права, приходится на период с 1 октября по 1 ноября текущего года. Возможность полноценного образования такого важного судебного органа в системе судов общей юрисдикции за столь короткий срок вызывает большие сомнения.
Однако прежде чем рассматривать практические нюансы деятельности ВССРГУД, нужно отметить, что само его создание не соответствует букве закона. Так, из Указа Президента Украины от 12 августа 2010 года № 810/2010 «О Высшем специализированном суде Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел» следует, что одним из оснований образования нового суда является статья 19 Закона. В соответствии с ней подобный указ может быть издан главой государства только по представлению министра юстиции Украины, внесенному на основании предложения главы соответствующего высшего специализированного суда. И хотя в Законе есть прямое указание на создание ВССРГУД, порядок его образования не определен, поэтому актуальным становится вопрос: можно ли считать законным существование государственного органа, созданного с нарушением процедуры?
Непонятной остается ситуация с финансированием нового суда. Дата создания ВССРГУД прямо предусмотрена Законом, однако, согласно подпункту 3 пункта 14 раздела ХIII «Переходные положения» Закона, Кабинет Министров Украины обязан предусмотреть в проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» расходы, связанные с реализацией положений этого Закона, которые вступают в силу с 1 января 2011 года. Как увязать это положение с тем, что приступить к рассмотрению судебных дел ВССРГУД должен уже с 1 ноября текущего года? Под какую статью расходов Государственного бюджета на 2010 год отнести финансирование создания ВССРГУД? А ведь это — немалая сумма.
Идем далее. Работа суда невозможна без назначения судей и создания аппарата, который бы обеспечивал деятельность служителей Фемиды. Законом определено, что судейский корпус ВССРГУД формируется из судей Верховного Суда Украины, которые реализуют судопроизводство по гражданским и уголовным делам, а также других судей, избранных бессрочно (в соответствии с требованиями статьи 31 Закона). Учитывая, что назначены на должности в ВССРГУД могут быть только судьи, избранные бессрочно, штат ВССРГУД сначала будет наполняться преимущественно путем перевода судей из других судов. Однако следует отметить, что ни их количество, ни дата окончательного формирования состава суда, да и, собственно, порядок, в соответствии с которым все это должно происходить, на сегодня нормативно не урегулированы.
Интересной получается ситуация с назначением на административные должности в новом высшем суде. Если следовать положениям части 2 статьи 20 Закона, то председатель ВССРГУД и его заместители назначаются на должность из числа судей этого суда и увольняются с должности Высшим советом юстиции по представлению соответствующего Совета судей. Необходимо обратить внимание, что для включения судьи в штат определенного суда нужен приказ, подписанный председателем. Как же тогда можно назначить председателя ВССРГУД согласно процедуре, предусмотренной Законом, если, следуя его нормам, он еще не может быть судьей этого суда? Замкнутый круг.
Нельзя не отметить, что для нормального функционирования судебного органа необходим также полноценный аппарат. Формирование аппарата суда требует участия органов судейского самоуправления (поскольку положение об аппарате высшего специализированного суда должно утверждаться собраниями судей) и председателя соответствующего суда (см. предыдущий абзац). Относительно формирования аппарата ВССРГУД Закон содержит еще несколько недоразумений. Например, непонятно, кто утверждает положения об отдельных структурных подразделениях аппарата высшего специализированного суда? Хотя статья 150 Закона и имеет название «Особенности аппаратов Верховного Суда Украины, высших специализированных судов», в абзацах 1 и 2 говорится и о ВСУ, и о высших специализированных судах, а в абзаце 3 упоминается лишь Верховный Суд Украины: «Аппарат Верховного Суда Украины возглавляет руководитель аппарата. Руководитель аппарата Верховного Суда Украины представляет Верховный Суд Украины как юридическое лицо, утверждает положения о структурных подразделениях аппарата Верховного Суда Украины».
Обращают на себя внимание и нормы, касающиеся деятельности Пленума ВССРГУД. Согласно части 1 статьи 36 Закона, Пленум ВССРГУД действует в составе всех судей этого суда. Созывается он председателем суда или по требованию не менее чем 1/5 от состава судей высшего специализированного суда. Заседание Пленума является полномочным при условии присутствия на нем не менее 2/3 от состава Пленума. Так как окончательная дата формирования ВССРГУД не определена, то кворум Пленума, вероятнее всего, будет исчисляться, исходя из фактического количества судей. Отмеченное несовершенство норм Закона может привести к возникновению многочисленных вопросов относительно создания Научно-консультативного совета и его персонального состава, функционирования официального печатного органа ВССРГУД, которые также являются неотъемлемой частью суда; деятельности самого Пленума, назначения руководителя аппарата и, соответственно, принятия на работу помощников судей, других работников аппарата.
Также неотъемлемой частью структуры ВССРГУД являются Научно-консультативный совет, официальный печатный орган ВССРГУД и служба судебных распорядителей. Однако в Законе есть лишь упоминание о том, что они должны быть созданы и функционировать, тогда как вопросы порядка и сроков их создания остаются открытыми.
Перечисленные упущения и проблемы, к сожалению, далеко не исчерпывают перечень того, что осталось «за кадром». В первую очередь, это материальное обеспечение функционирования ВССРГУД — помещение, техника и оборудование, канцелярские товары и т.д. Так, согласно подпункту 1 пункта 15 раздела ХIII «Переходные положения», Кабинет Министров Украины обязан обеспечить размещение Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел в административных помещениях, в которых на момент вступления в силу Закона размещались судебные палаты Верховного Суда Украины по гражданским и уголовным делам. В этом есть сразу несколько спорных моментов: что считать административными помещениями и как совместить деятельность палат Верховного Суда Украины, которые до 15 октября текущего года принимают к рассмотрению кассационные жалобы и продолжают рассматривать дела, открытые производством, до вынесения окончательного решения и созданного высшего суда. На сегодня можно констатировать первый очевидный сбой в порядке вступления в силу положений нового Закона, зафиксированном в разделе XIII «Переходные положения». Уже сентябрь, а все и все остаются на своих местах. Возможно, толчок к решению упомянутых проблем даст Съезд судей Украины, запланированный на 16 сентября.
Интересно складывается ситуация и с судейским самоуправлением в части права представительства в нем судей ВССРГУД. Учитывая положения раздела XIII Закона, проведение Съезда судей Украины и формирование Совета судей Украины как высшего органа самоуправления среди судей пройдет без представителей ВССРГУД. Соответственно, количество делегатов на Съезд судей Украины будет меньше на три человека, что составляет ни мало ни много — 7 % его состава. Можно ли закрыть глаза на данный факт? Не является ли такое положение прямым нарушением прав судей и требования об их независимости?
Очевидно, что 1 октября вряд ли станет днем рождения нового дитяти судебной власти. Что же в таком случае делать с кассационными жалобами по гражданским и уголовным делам, которые после 15 октября Верховный Суд Украины перестанет принимать, каким образом будет осуществляться защита нарушенных прав в период с 16 октября и до начала работы ВССРГУД?
Таким образом, существует множество проблем, связанных с созданием высшего специализированного суда, которые требуют немедленного решения. В противном случае, проведенная реформа затормозит развитие судебной системы Украины на неопределенное время.
КАНДИЕВА Татьяна — главный консультант правового управления Верховного Суда Украины, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…