Каждый, кто пытается на Украине создать собственный бизнес, непременно сталкивается с определенными препятствиями со стороны несовершенного законодательства и со стороны органов государственной власти, которые не всегда действуют в пределах закона.
Любая деятельность органов государственной власти в сфере контроля хозяйственной деятельности, с одной стороны, направлена на обеспечение законности и честной конкуренции в деятельности субъектов хозяйствования, а с другой — так или иначе является вмешательством в хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования, что, в любом случае, препятствует нормальной работе предприятия. Поэтому важно, чтобы такое вмешательство было обоснованным и законным. По моему мнению, на Украине до сих пор не найдена та грань, которая бы обеспечивала надлежащий баланс между свободой в сфере хозяйственной деятельности и надлежащим государственным контролем за ее проведением. Так, на сегодня на Украине действует слишком много органов государственной власти, которые наделены контрольными полномочиями по отношению к субъектам хозяйствования — полностью или в определенной сфере их деятельности. А это означает, что значительную часть организационных и материальных усилий предприятия вынуждены направлять не на проведение своей основной деятельности, а на обеспечение надлежащей работы контролирующих органов, обжалование их действий в случае незаконной их деятельности.
Положительным изменением в этом смысле следует признать принятый 5 апреля 2007 года Закон «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хоздеятельности», который вступил в силу 1 января 2008 года. Указанным законом законодатель сделал попытку систематизировать, определить единые подходы и принципы проведения проверок различными контролирующими органами.
Однако деятельность не всех контролирующих органов уже приведена в соответствие с требованиями этого закона. Несмотря на это, указанные органы продолжают выполнять контролирующие функции, которые в таком случае нельзя расценивать иначе, как незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность.
Одним из таких органов является Госинспекция по контролю за ценами.
Государственная инспекция по контролю за ценами в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, Законом Украины «О ценах и ценообразовании», Положением о Государственной инспекции по контролю за ценами, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 13 декабря 2000 года № 1819.
Согласно статье 13 Закона Украины «О ценах и ценообразовании», государственный контроль за ценами осуществляется при установлении и применении государственных фиксированных и регулированных цен и тарифов. При этом контролируется правомерность их применения и соблюдение требований законодательства о защите экономической конкуренции. Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен осуществляется органами, на которые эти функции возложены правительством Украины. Указанные органы осуществляют контроль во взаимодействии с профсоюзами, союзами потребителей и другими общественными организациями.
Таким образом, Закон Украины «О ценах и ценообразовании» не определяет Государственную инспекцию по контролю за ценами как орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль за ценами, а устанавливает лишь отсылочную норму, предоставив соответствующие полномочия Кабинету Министров Украины.
Во исполнение статьи 13 Закона «О ценах и ценообразовании» правительством утверждено Положение о Государственной инспекции по контролю за ценами (постановление КМУ от 13 декабря 2000 года № 1819).
Указанное Положение возлагает на Государственную инспекцию по контролю за ценами (Госценинспекция) полномочия по контролю за ценами (пункт 3): основными задачами Госценинспекции являются организация и осуществление согласно законодательству функций по контролю и надзору за соблюдением центральными и местными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, субъектами хозяйствования требований относительно формирования, установления и применения цен (тарифов); проведение ценовых наблюдений на потребительском и товарных рынках.
При этом, при осуществлении контроля, Госценинспекция наделена довольно широкими полномочиями (пункт 5 Положения), включая проверку бухгалтерской документации, расчетных документов, обследовать производственные, складские, торговые и другие помещения, а также принимать согласно законодательству решения о применении административно-хозяйственных санкций за нарушение порядка формирования, установления и применения цен (тарифов), обращаться в суд с исками о взыскании в бюджет сумм в случае применения соответствующих административно-хозяйственных санкций, обязательстве совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, направлять в правоохранительные органы материалы проверок относительно действий, содержащих признаки преступления.
Обращаем внимание, что Законом Украины «О ценах и ценообразовании» установлены довольно значительные санкции за правонарушения в сфере дисциплины цен. Согласно части 1 статьи 14 Закона Украины «О ценах и ценообразовании», вся необоснованно полученная предприятием, организацией сумма выручки в результате нарушения государственной дисциплины цен и действующего порядка определения стоимости строительства, осуществляемого с привлечением средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также средств государственных предприятий, учреждений и организаций, подлежит изъятию в доход соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности предприятия, организации. Кроме того, во внебюджетные фонды местных советов взимается штраф в двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки. Указанные суммы списываются со счетов предприятий и организаций в банковских учреждениях по решению суда.
Таким образом, за нарушение государственной дисциплины цен с предприятия может быть взыскана вся сумма выручки плюс штраф в двукратном размере от такой суммы выручки.
Возложение на Государственную инспекцию по контролю за ценами такого широкого круга полномочий по контролю и наложению взысканий за нарушение государственной дисциплины цен постановлением Кабинета Министров Украины противоречит Закону «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и Хозяйственному кодексу (ХК) Украины.
Согласно части 4 статьи 4 Закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», исключительно законами устанавливаются: органы, уполномоченные осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности; виды хозяйственной деятельности, которые являются предметом государственного надзора (контроля); полномочия органов государственного надзора (контроля) относительно прекращения производства (изготовления) или реализации продукции, выполнения работ, предоставления услуг; исчерпывающий перечень оснований для прекращения хозяйственной деятельности; способ осуществления государственного надзора (контроля); санкции за нарушения требований законодательства и перечень нарушений, которые являются основанием для выдачи органом государственного надзора (контроля) предписания, распоряжения или другого распорядительного документа.
Орган государственного надзора (контроля) не может осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, если закон прямо не уполномочивает такой орган на осуществление государственного надзора (контроля) в определенной сфере хозяйственной деятельности и не определяет полномочия такого органа во время осуществления государственного надзора (контроля).
Нормами Конституции Украины, которые являются нормами прямого действия, установлено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных этой Конституцией пределах и согласно законам Украины (часть 2 статьи 6). Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (часть 2 статьи 19).
Также, согласно части 4 статьи 19 ХК Украины, органы государственной власти и должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный контроль и государственный надзор хозяйственной деятельности, их статус, общие условия и порядок осуществления контроля и надзора определяются законами.
Следует обратить внимание, что ни одним законом прямо не уполномочена Государственная инспекция по контролю за ценами на осуществление государственного надзора (контроля) и не определены ее полномочия во время осуществления государственного надзора (контроля).
Положение о Государственной инспекции по контролю за ценами, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины, не является законом и не имеет силы закона.
Поэтому Положение не может уполномочивать Государственную инспекцию по контролю за ценами на проведение проверки и не может устанавливать полномочия Государственной инспекции по контролю за ценами во время проведения проверки.
Таким образом, до принятия соответствующего закона Государственная инспекция по контролю за ценами не является органом, уполномоченным проводить проверку хозяйственной деятельности. Любые действия Государственной инспекции по контролю за ценами являются незаконными и могут быть обжалованы в административном суде.
БОРОДКИН Дмитрий — юрист ООО «Юридическая коллегия «Центр реализации права», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…