Обжалование решений контролирующих органов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №27 (706) » Обжалование решений контролирующих органов

Обжалование решений контролирующих органов

В настоящее время вопросы, связанные с обжалованием решений контролирующих органов, волнуют каждую вторую компанию, а Налоговый кодекс (НК) Украины принес немало «сюрпризов» для налогоплательщиков. Итак, обжалование решений контролирующих органов — это обжалование налогоплательщиком налогового уведомления-решения (НУР) о признании сумм денежного обязательства налогоплательщика или любого решения контролирующего органа в порядке и в сроки, установленные НК Украины, по процедуре административного обжалования или в судебном порядке. Впрочем, налогоплательщики преимущественно получают от налоговых инспекций письма, а не решения.

Административное обжалование считается досудебным урегулированием спора и является двухуровневым. Соответ­ственно, жалобу необходимо подавать непосредственно в вышестоящий контролирующий орган. Напомним, что для налоговых инспекций вышестоящим органом являются налоговые администрации в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Срок для подачи жалобы — 10 календарных дней со дня, следующего за днем получения НУР или другого решения. При пропуске данного срока жалоба не рассматривается. Следует помнить, что в некоторых случаях сроки могут быть продлены на основании пунк­та 102.6 статьи 102 НК Украины.

Сама жалоба составляется в произвольной форме, но должна содержать ряд обязательных элементов: наименование, местонахождение налогоплательщика, адрес, по которому необходимо направить решение относительно жалобы, наименование органа, принявшего решение, его номер и дата, суть прошения или требования. Обязательно необходимо указать в жалобе, что орган, который принял решение, уведомлен о подаче жалобы вышестоящему органу. К жалобе должны прилагаться документы и расчеты, подтверждающие позицию налогоплательщика. При этом среди таких документов могут быть только те, которые ранее были поданы при проверке или в течение трех рабочих дней после получения акта проверки. Иначе считается, что эти документы отсутствовали у налогоплательщика во время составления налоговой отчетности. Вот и получается, что возражения к акту проверки налогоплательщик имеет право подать в течение пяти рабочих дней, а документы, подтверждающие его правовую позицию, — в течение трех рабочих дней.

Во время административного обжалования налоговые требования по оспариваемому налогу не направляются, а сумма денежного обязательства считается несогласованной. Датой согласования такого денежного обязательства будет дата окончания процедуры административного обжалования, то есть день, следующий за последним днем срока на административное обжалование, в случае если жалоба не была подана; день получения налогоплательщиком решения Государственной налоговой администрации Украины или специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере таможенного дела; день обращения налогоплательщика о рассрочке или отсрочке налоговых обязательств.

Также налогоплательщикам следует обратить внимание, что предметом административного обжалования, согласно НК Украины, являются налоговые уведомления-решения об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или любые другие решения контролирующего органа. Предметом же судебного обжалования НК Украины определяет налоговые уведомления-решения или другие решения контролирующего органа о начислении денежного обязательства. Таким образом, НК Украины не устанавливает порядок обжалования решений контролирующих органов, не связанных с начислением денежных обязательств, в судебном порядке.

Не все просто и с определением сроков обжалования решений контролирующих органов в суде, ведь нормы пунк­та 56.18 и пункта 56.19 статьи 56 НК Украины противоречат друг другу. На проблему неоднозначного применения данных норм обратил внимание и Высший административный суд Украины (ВАСУ) в своем письме № 203/11/13-11 от 10 февраля 2011 года. Согласно пунк­ту 56.18 статьи 56 НК Украины, налогоплательщик с учетом сроков давности (1095 дней) имеет право обжаловать в суде НУР или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства. При этом в случае проведения процедуры административного обжалования срок обращения в суд продлевается на время, фактически прошедшее со дня обращения налогоплательщика с жалобой в контролирующий орган до даты получения (включительно) окончательного решения по жалобе. А согласно пунк­ту 56.19 статьи 56 НК Украины, в случае если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде НУР или другое решение о начислении денежного обязательства в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования. Высший административный суд Украины пришел к выводу, что пункты 56.18 и 56.19 статьи 56 НК Украины регулируют одни и те же правоотношения и при этом противоречат друг другу, а соответственно, не могут применяться судами одновременно. Если нормы разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначное (множественное) толкование прав и обязательств налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего является возможным принятие решения как в пользу налогоплательщика, так и в пользу контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика. Руководствуясь этим, ВАСУ пришел к выводу, что должны применяться именно нормы пункта 56.18 статьи 56 НК Украины. Соответственно, срок обращения в суд в целях обжалования НУР или иного решения о начислении денежных обязательств составляет 1095 дней со дня получения налогоплательщиком такого решения. Однако применение новых сроков обжалования возможно только к тем НУР, которые были получены после 1 января 2011 года.

Относительно сроков обжалования в суде решений контролирующих органов, не связанных с начислением денежных обязательств, применяется общий срок исковой давности для обращения в административный суд, то есть 6 месяцев.

Важно, что при обжаловании решения в административном порядке несогласованным является денежное обязательство, а в судебном — налоговое обязательство. Если обратиться к определению понятий «налоговое обязательство» и «денежное обязательство», станет понятно, что штрафные (финансовые) санкции являются согласованными независимо от факта обращения в суд. Хотелось бы считать это простой опечаткой! Однако пункт 57.3 статьи 57 НК Украины подтверждает обратное. Налогоплательщик обязан в случае обжалования решения контролирующего органа о начислении денежного обязательства самостоятельно погасить согласованную сумму, а также пеню и штрафные санкции в течение 10 календарных дней, следующих за днем такого согласования.

Рассмотрим еще один пример. Налого­плательщик получает НУР. В целях защиты своих прав он принимает решение обратиться в суд, что может сделать в течение 1095 дней. Однако обращается он, предположим, на тридцатый день. Должен ли такой налогоплательщик оплачивать налоговое обязательство, пеню, штрафы? Да, должен! Потому, что на 11-й день после получения НУР, если налогоплательщик не обратился в течение этого времени в суд или в вышестоящий орган с жалобой, денежное обязательство является согласованным. А согласно пункту 57.3 статьи 57 НК Украины, налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму денежного обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения НУР, кроме случаев, когда в течение этого срока такой налогоплательщик начинает процедуру обжалования решения контролирующего органа.

Таким образом, чтобы избежать согласования денежного обязательства, налогоплательщик должен обжаловать решение контролирующего органа в административном или судебном порядке в течение 10 календарных дней, следующих за днем его получения. При этом советуем уведомлять о таком обжаловании контролирующий орган, принявший решение, с предоставлением подтверждающих документов.

ПАНЬКОВА Ирина — начальник юридического отдела ООО «Хюпо Альпе-Адриа-Лизинг», г. Киев


Админпроцесс

Практический опыт

Елена КЛИМЮК,
начальник юридической службы Государственного территориально-отраслевого объединения «Юго-Западная железная дорога»

По административным делам о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий сторонами нередко выступают органы налоговой службы, а предметом обжалования — налоговое уведомление-решение. При этом обязанность доказывания правомерности своего решения, действия или бездеятельности возлагается на ответчика, если он возражает против административного иска (часть 2 статьи 71 Кодекса административного судопроизводства Украины). Следует обратить внимание, что налоговый орган должен доказать правомерность (законность) своего решения, а не опровергать все доводы искового заявления. Доказывание правомерности решения не означает доказывания всех фактов, которые были основанием для его принятия. Другими словами, в спорах о фактах доказывание происходит по общему правилу. Именно этим руководствовался Окружной административный суд г. Киева, когда из 13 дел об обжаловании аналогичных уведомлений-решений, руководствуясь прямой нормой одного и того же закона, удовлетворил 11 дел и отказал по двум делам.

В суде были обжалованы вынесенные N налоговой инспекцией 13 налоговых уведомлений-решений, которыми установлена сумма налогового обязательства по платежу — налогу на землю (основной платеж и штрафные санкции) по результатам плановой выездной проверки обособленных подразделений государственного предприятия.

Земельные участки, по которым были вынесены спорные уведомления-решения, закреплены за государственным предприятием, согласно государственному акту на право постоянного пользования, и используются для размещения обособленных подразделений без права юридического лица.

Предприятие руководствовалось частью 10 статьи 7 Закона «О плате за землю» (действующего на момент возникновения спорных правоотношений), так как относится к перечню субъектов хоздеятельности, которым установлен налог в размере 25 % суммы земельного налога, исчисленного в соответствии с частями 1 и 2 этой статьи. Таким образом, вынесенные уведомления-решения в данном случае прямо противоречили норме Закона, а следовательно, подлежали отмене.

Киевский апелляционный административный суд решения об отказе в иске по двум делам отменил и принял новые, которыми исковые требования удовлетворены. Однако отменил и два решения об удовлетворении исковых требований. Надеемся, что Высший административный суд Украины обобщит подобную судебную практику.

Изложенное свидетельствует о том, что украинские суды понятие «прецедент» используют в своей деятельности действительно редко.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Доступ без необходимости

Актуальный документ

Документы и аналитика

О запрете выезда за рубеж

Акцент

Премьерный суд

Государство и юристы

Реформирование по возрастающей

Европа ждет эффекта

Государство и юристы

Новости законотворчества

Виктор Янукович ветировал Закон об амнистии

Дополнительное регулирование финуслуг

Юридические услуги снова облагаются НДС

Из приказного производства исключают долги по ЖКХ

Деловая практика

Обжалование решений контролирующих органов

Документы и аналитика

Продажа банками проблемных кредитов

Немного критики и теории ради истины

Книжная полка

Информационные отношения

Проблемы права ЕС

Неделя права

Новости из-за рубежа

Регистрация в домах на сельхозземлях

Неделя права

Отстраненный ВККС

Два года на создание

Перешагнув рубеж

Неделя права

Новости из-за рубежа

КПД афганского правосудия

Хронически больных чиновников уволят

Неделя права

Отвод стал неуместен

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд отменил ограничение рентабельности торговых мест на рынках

Суд отменил тарифы на ЖКХ

ВХСУ подтвердил право «Киевгорстроя» на пакеты акций 34 предприятий

Новости юридических фирм

Частная практика

Партнер АО «АФ «АКТИО» включен в рабочую группу СНБО

Baker&Mckenzie консультирует Ovostar Union N.V. по вопросам IPO

«Астерс» консультирует Molson Coors относительно выхода бренда Carling на украинский рынок

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

А может СЪЕЗДить?

Решения недели

Судебная практика

Наложение ареста

Третейская оговорка

Нюансы телерадиовещания

Самое важное

Борьба с коррупцией возобновляется

Судебная практика

Несовершеннолетняя дееспособность

Судебная практика

Судебные решения

Об определении денежного обязательства в иностранной валюте

Судебная практика

Образец для кассации

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах рассмотрения жалобы на постановление о возбуждении уголовного дела

Тема номера

Экспертное мнение

Доказательство для суда

Частная практика

Результат не гарантирует качества

Карьерный старт

Юридический форум

Праздничные ротации

Інші новини

PRAVO.UA