Правительство намерено до конца летней парламентской сессии принять пенсионную реформу в целом, смягчив некоторые ее положения. Кабинет Министров Украины 31 мая с.г. отозвал из парламента законопроект «О мерах относительно законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы» (№ 7455) и подал доработанный документ, поддержанный парламентом в первом чтении 17 июня с.г. Очевидно, депутаты пришли к выводу, что принятие проекта в измененной редакции не приведет к существенному снижению их рейтинга. Однако, по мнению Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины, нормы проекта остались неблагоприятными для граждан и неправомерными по своей сути.
Во-первых, речь идет о сокращении широчайшего комплекса прав вопреки статье 22 Конституции Украины. Повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет (на полгода с 1 февраля 2011 года) — лишь одно из многих непопулярных новшеств. В проекте встречаются нормы, которые вызывают куда меньше упреков, но, по сути, тоже являются неконституционными: например, предельный возраст пребывания мужчин на государственной службе повышается с 60 до 62 лет. При этом предусмотрено увеличение на 10 лет стажа, необходимого для получения минимальной пенсии: стаж составит 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин. Проект ограничит пенсии и ежемесячное пожизненное содержание, в том числе для граждан, которым уже были назначены соответствующие выплаты. Последняя редакция проекта снизила данное ограничение с 12 до 10 прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность. Исходя из сегодняшних расчетов, максимальная пенсия не превысит 7,64 тыс. грн.
Улучшения законопроекта по большему счету коснулись лишь введения трехлетнего переходного периода, во время которого неработающим женщинам после достижения 55 лет предоставят возможность добровольно уйти на пенсию. В этом случае размер их пенсии будет уменьшаться на 0,5 % за каждый полный или неполный месяц досрочного выхода на пенсию. В случае их трудоустройства выплата досрочной пенсии прекратится. Повышение пенсионного возраста для мужчин-госслужащих до 62 лет будет производиться начиная с 2013 года постепенно (за 4 года).
Несмотря на эти изменения, значительная часть одиозных норм сохранилась.
Найдут ли рядовые граждане для себя какие-то положительные стороны в этом Законе? Трудно сказать. Проектом предлагается выплачивать единовременную помощь в размере 10 пенсий для сотрудников бюджетной сферы, выходящих на пенсию. Однако получить право на пенсию научные и педагогические кадры смогут позже (62 года — для мужчин и 60 лет — для женщин). А обещанная авторами законопроекта социальная справедливость, видимо, реализуется только в ухудшении положения чиновников.
Как упоминалось выше, проект повышает предельный возраст пребывания на госслужбе. Это повышение коснется судей, народных депутатов, государственных служащих и служащих в органах местного самоуправления (не распространяется на должностных лиц местного самоуправления, которые избираются на соответствующие должности). Вместе с тем законопроект сохраняет право народных депутатов на получение при выходе на пенсию пособия в размере 12 «депутатских» окладов.
Прокуроры и следователи получат право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, проработав 25 лет, в том числе на должностях прокуроров и следователей — не менее 15 лет. Сейчас эти сроки составляют 20 и 10 лет, соответственно.
Вопреки обсуждениям угрозы того, что работать заставят дольше, законопроект принуждает отказаться от реализации такого права представителей ряда профессий. У народных депутатов, судей, прокуроров, следователей отнимут возможность, работая после достижения пенсионного возраста, увеличивать пенсию с 80 % до 90 % заработной платы.
А дипломатические служащие, служащие местного самоуправления и госслужащие вообще лишатся своих должностей по достижении пенсионного возраста. Сегодня им можно продлить срок полномочий до 5 лет по решению руководителя соответствующего органа. Согласно проекту, они смогут претендовать только на должность советника или консультанта.
Изменится регулирование выплаты единовременного денежного пособия военнослужащим. Согласно проекту, лица рядового, сержантского, старшинского и офицерского состава получат право на пособие только при наличии 10-летней выслуги, даже если причиной увольнения послужило состояние здоровья или систематическое невыполнение условий контракта командованием.
Кроме того, изменения коснутся лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и военной службы по контракту в случае их увольнения на основании актов, принятых в связи с реформированием Вооруженных Сил Украины. Если указанные субъекты продолжат службу после получения права на пенсию за выслугу лет, то они смогут увеличить ее с нынешних 50% до 65% суммы денежного обеспечения. Правда, для обретения права на такую пенсию нужно будет отслужить как минимум 20 лет.
Следует добавить, что изменения от 31 мая с.г. еще больше ужесточили проект по отношению к «VIP-пенсионерам». Во-первых, выплату досрочной (за 1,5 года) пенсии государственным служащим, депутатам, прокурорам, судьям будут проводить только неработающим пенсионерам. К тому же заработок для назначения пенсии народным депутатам, судьям, прокурорам, военнослужащим ограничивается заработной платой, на которую начисляется единый социальный взнос, как для других категорий пенсионеров.
Таким образом, законопроект затронет права многих государственных служащих. И уже сейчас некоторые юристы прогнозируют обращение представителей указанных категорий в Конституционный Суд Украины в целях признания неконституционными положений Закона, которые касаются их прав.
Не претерпели изменений нормы проекта, которые наиболее ощутимо отразятся на жизни молодых людей. Речь идет о подготовленных изменениях в Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (Закон об ОГПС), которыми вводится второй уровень пенсионного обеспечения. В обязанности каждого застрахованного лица войдет уплата страховых взносов не только в солидарный фонд ОГПС, но и в накопительную систему ОГПС. Из зарплаты граждан будут отчисляться 2 % базы начисления единого взноса на ОГПС, а каждый следующий год отчисления будут увеличиваться на 1 % до достижения 7 %. Нововведение распространится на тех, кому не исполнилось 35 лет. Как предполагается, накопления граждан будут расти за счет инвестиционного дохода — это «сумма прироста стоимости пенсионных активов Накопительного пенсионного фонда за определенный промежуток времени, полученная за счет изменения их рыночной стоимости, и прибыли (или убытка) от осуществления операций с активами и пассивных доходов, начисленных по этим пенсионным активам».
Управлять активами Накопительного пенсионного фонда (НПФ) будут юридические лица, действующие на основании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке и избираемые по результатам конкурса. При инвестировании пенсионных активов компании будут действовать согласно требованиям диверсификации инвестиционных вложений.
Говорить о конкретных сроках внедрения обязательной накопительной системы трудно. Согласно проекту, реализация нововведения начнется с того года, «в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины» (ориентировочно — с 2014 года). Предполагается, что через 2 года после создания НПФ граждане получат право доверить сбережения негосударственным накопительным фондам. При этом снимается запрет, установленный для таких фондов. Сейчас они не имеют права приобретать ценные бумаги и держать средства на банковских депозитных счетах и в сберегательных сертификатах банков, если их кредитный рейтинг не определен рейтинговым агентством либо он соответствует спекулятивному уровню по национальной шкале, определенной законодательством Украины. Обещается, что негосударственные фонды оптимизируют административные расходы, из-за чего сотрудничать с ними гражданам будет выгоднее.
Авторы проекта заявляли, что нововведение поможет работодателям: снизится налоговое давление на фонд оплаты труда, ведь часть обязательных пенсионных взносов (в НПФ) будет высчитываться уже из зарплаты работника. Однако сами предприниматели не верят в облегчение своего положения. Свой скепсис высказывают и экономические эксперты, приводя в качестве примера Польшу, парламент которой в апреле 2011 года отказался от накопительных фондов. Не ожидают успеха и сами наемные работники, рассматривая возможность «самостоятельно влиять на уровень пенсии» как риск утраты накоплений из-за нестабильности на фондовом рынке. Критики сходятся в том, что накопительную систему можно вводить лишь с добровольного согласия граждан. Однако учитывая, что вопрос внедрения системы фактически решен, а множество нюансов остаются неясными для рядовых граждан, даже выход на пенсию в скором времени будет немыслим без обращения за консультацией к юристу.
В случае принятия указанного законопроекта в целом ряд прав поэтапно превратится в обязанности. Женщины и научно-педагогические работники будут вынуждены работать дольше, а госслужащих, наоборот, обяжут покинуть пост при достижении определенного возраста. Эти меры, а также ограничение максимальной пенсии призваны ликвидировать дефицит Пенсионного фонда Украины. Затем накопительная пенсионная система утратит добровольный характер — гражданам останется только решить, кому именно отчислять часть заработка. Будут ли эти меры эффективными — остается под сомнением. Хотя правительство признает непопулярность и, в то же время, обоснованность таких шагов. Самим же гражданам, особенно молодому поколению, наверняка удастся проверить правильность этих тезисов на практике.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…