Результат не гарантирует качества — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №27 (706) » Результат не гарантирует качества

Результат не гарантирует качества

Клиент, обращаясь к юристам, ориентируется не только на ожидаемый результат, оценке подвергается также сам процесс сотрудничества с юристами — в совокупности определяется качество предоставляемых услуг. И достижение положительного для клиента результата само по себе не является показателем того, что услуга была предоставлена качественно и у клиента в дальнейшем возникнет желание повторно обратиться в эту ­юридическую фирму или кому-либо ее рекомендовать. А при сопоставимых исходных показателях (квалификации и опыте юристов, скорости выполнения проекта, стоимости услуг и т.д.) за «качество» можно и переплатить.

Понимание «качества» как субъективного критерия у каждого свое, равно как и сугубо индивидуальны условия отнесения юридических услуг к предоставленным «качественно». Мы поинтересовались у партнеров юридических фирм, что они считают главными показателями качества юридичес­ких услуг.

Стандарты client care

Управляющий партнер ЮФ «Кибенко Оника и Партнеры» Елена Кибенко уверена, что у качества юридической услуги есть две составляющие: объективная — достижение результата, необходимого для клиента, в обозначенные сроки и в пределах бюджета; и субъективная — получение клиентом «удовлетворенности» от обслуживания.

Для обеспечения объективного качества услуги юридические фирмы используют многочисленные алгоритмы и стандарты, check lists, правила проектной работы и пр. Такие документы позволяют даже начинающему юристу не забыть о важном, выбрать оптимальный способ выполнения работы.

В то же время г-жа Кибенко подчеркивает, что нельзя недооценивать субъективную составляющую: «Вы можете одержать блестящую победу в суде, но если после этого вы забыли перезвонить клиенту — качество вашей услуги понизилось для него ровно в два раза».

Для обеспечения моральной удовлетворенности клиента от работы с фирмой, по словам Елены Кибенко, многие юридические фирмы разрабатывают и утверждают стандарты обслуживания — они не касаются сути юридической работы, а направлены на эффективную коммуникацию с клиентом, это так называемые стандарты client care (заботы о клиенте). В принципе, такие стандарты являются общими для любого бизнеса в сфере услуг. В настоящее время в рамках Ассоциации юристов Украины разрабатываются модельные стандарты обслуживания клиентов, инициатором процесса выступило Харьковское региональное отделение Ассоциации.

Объективная оценка

Только системный, добросовестный и вдумчивый подход к своим обязанностям позволит достигнуть того результата, качеством которого будут довольны и клиент, и юрфирма, — считает Елена Сызько, юрист АФ «Династия». «Клиент, естественно, настроен на скорейшее получение результата, соответственно, и качество предоставления услуги для него определяется быстротой достижения результата и его соответствием поставленным целям. Для юриста определение данного понятия не так тривиально. Во-первых, качество услуги должно оцениваться затраченными для достижения результата средствами, их эффективностью для поставленной задачи и, конечно же, определяется максимальным соответствием полученного результата поставленной клиентом цели. Важен и аспект, на который как потребители юридических услуг, так зачастую и юристы, не обращают внимания, а именно — соответствие предоставляемой услуги сложившейся проблемной ситуации. Нельзя игнорировать и то, насколько предоставленная услуга способна решить существующий вопрос, как долго она сможет быть решением имеющейся проблемы и будет удовлетворять запросы клиента», — комментирует Елена Сызько.

Длительное сотрудничество

«Одним из важнейших показателей работы юридической фирмы и качества предоставляемых ею услуг является количество повторных обращений клиентов», — говорит Валентин Загария, управляющий партнер ЮФ «Спенсер и Кауфманн». Речь идет как об обращении к юристу или группе юристов, с которыми клиент уже работал ранее, так и об обращении к другим сотрудникам данной юридической фирмы, основанном на предыдущем положительном опыте работы с отдельными юристами или фирмой в целом. В «Спенсер и Кауфманн» стараются работать таким образом, чтобы для каждого клиента обращение в фирму не стало первым и последним.

«Количество повторных обращений свидетельствует о наличии эффективной системы контроля качества на фирме, высоких стандартах предоставляемых услуг и налаженном процессе коммуникации с клиентами. Кроме того, запрос на предоставление юридических услуг, поступающий по рекомендации существующих или бывших клиентов, также свидетельствует о высоком уровне услуг, положительном опыте совместной работы и сложившейся деловой репутации фирмы», — считает г-н Загария. И наоборот: «Случаи, когда сотрудничество юриста и клиента заканчивается после первого же обращения, свидетельствуют о наличии у такой юридической фирмы определенных проблем с качеством услуг, и фирме есть над чем работать».

Аналогичного мнения придерживается и Роман Дрожанский, партнер АО «Волков и Партнеры»: «Пожалуй, наилучшим показателем качества юридических услуг является то, что клиент возвращается в юридическую фирму для последующих проектов. Именно постоянное обслуживание клиента свидетельствует о том, что он доволен качеством предоставляемых услуг».

Роман Дрожанский также обращает внимание, что под качеством юридических услуг следует понимать не только непосредственно качественное предоставление правовой помощи. Необходимым является постоянный контакт с клиентом, когда юрист знает о его нуждах и зачастую предугадывает его потребности. «Так называемая client care выражается также в регулярном информировании об изменениях в законодательстве, которые касаются деятельности клиента. Особое внимание в таком случае следует уделять иностранным клиентам, которые недостаточно хорошо знакомы с правовым полем новой для себя страны, а также особенностями ведения бизнеса (которых на Украине, конечно же, достаточно)», — отмечает г-н Дрожанский.

Слышать клиента

Управляющий партнер ЮФ AGRECA Андрей Подгайный качество юридических услуг оценивает, в первую очередь, по отзывам клиентов и портфолио трансакций, которые сопровождала фирма. Критериями оценки юридических услуг при этом служат, безусловно, их адекватность и эффективность, свое­временность, уместность, равно как и разумная стоимость. «Приоритетность критериев не играет особой роли, т.к. для всесторонней оценки качества юридических услуг важно использовать их совокупность. Например, серьезная юридическая фирма никогда не пожертвует качеством работы в угоду скорости ее выполнения», — говорит адвокат.

Для достижения максимальной объективности в оценке качества работы в ЮФ AGRECA в основном ориентируются на отзывы клиентов. Внутренняя оценка качества юридических услуг основывается на релевантности проделанной работы потребностям клиента, то есть работа должна быть сделана качественно, в соответствии с нуждами клиента, быть эффективной, выполненной вовремя и учитывать ситуацию клиента. «В нашей фирме внутренняя оценка качества работы проводится на основании анализа активности и ответственности отношения исполнителя к поставленной задаче, способности эффективно сотрудничать с клиентом, а также исходя из того, насколько трудозатраты соответствуют достигнутому результату. Если речь идет о довольно сложном комплексном проекте, то качество услуг также оценивается по уровню командной работы вовлеченных в проект юристов», — уточняет г-н Подгайный.

А для более четкого понимания качества собственных услуг Андрей Подгайный советует присмотреться к коллегам: «Мы оцениваем качество юридических услуг исходя из анализа рынка, который, как правило, характеризуется растущими стандартами, предъявляемыми к качеству работы юридических советников».


Размышления

Откуда ни посмотри

Анна ЦИРАТ,
партнер ЮФ «Юрвнешсервис»

Оценка качества юридических услуг всегда будет субъективна и зависит от обстоятельств, а также от того, кто «судьи». Понятное дело, мы предполагаем, что услуга или консультация адвоката соответствует закону, если закон регулирует проблему четко. Если же четкости нет и необходимо толковать или трактовать, то тут два адвоката — три мнения.

Например, адвокат, представляющий сторону, выиграл судебный процесс. Можно ли считать предоставленную услугу качественной? Может быть, да. А может быть, противная сторона была представлена слабо, или ее позиция была однозначно проигрышна, и на самом деле выигравшему адвокату даже не надо было прилагать особых усилий.

Очень опытный адвокат: хорошая школа, наличие ученой степени, большая практика в отрасли. Значит ли это, что предоставленная им услуга обязательно качественна? Скорее всего, да, хотя не исключены случаи, когда и такой адвокат может схалтурить (был очень занят, плохо себя чувствовал, недочитал и т.п.).

Молодой адвокат. Значит ли это, что предоставленная им услуга, скорее всего, некачественна? Не думаю. Все зависит от этого адвоката и его человеческих качеств, которые позволят ему внимательно разобраться в деле и дать консультацию, необходимую клиенту.

Принимая во внимание специфику отношений клиент — адвокат (клиент должен иметь доверительные отношения с адвокатом и чувствовать себя защищенным, если он консультируется у этого адвоката), для конечного потребителя, т.е. клиента, наиболее существенным является факт его удовлетворенности, а не оценка «качественно/некачественно».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Доступ без необходимости

Актуальный документ

Документы и аналитика

О запрете выезда за рубеж

Акцент

Премьерный суд

Государство и юристы

Реформирование по возрастающей

Европа ждет эффекта

Государство и юристы

Новости законотворчества

Виктор Янукович ветировал Закон об амнистии

Дополнительное регулирование финуслуг

Юридические услуги снова облагаются НДС

Из приказного производства исключают долги по ЖКХ

Деловая практика

Обжалование решений контролирующих органов

Документы и аналитика

Продажа банками проблемных кредитов

Немного критики и теории ради истины

Книжная полка

Информационные отношения

Проблемы права ЕС

Неделя права

Новости из-за рубежа

Регистрация в домах на сельхозземлях

Неделя права

Отстраненный ВККС

Два года на создание

Перешагнув рубеж

Неделя права

Новости из-за рубежа

КПД афганского правосудия

Хронически больных чиновников уволят

Неделя права

Отвод стал неуместен

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд отменил ограничение рентабельности торговых мест на рынках

Суд отменил тарифы на ЖКХ

ВХСУ подтвердил право «Киевгорстроя» на пакеты акций 34 предприятий

Новости юридических фирм

Частная практика

Партнер АО «АФ «АКТИО» включен в рабочую группу СНБО

Baker&Mckenzie консультирует Ovostar Union N.V. по вопросам IPO

«Астерс» консультирует Molson Coors относительно выхода бренда Carling на украинский рынок

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

А может СЪЕЗДить?

Решения недели

Судебная практика

Наложение ареста

Третейская оговорка

Нюансы телерадиовещания

Самое важное

Борьба с коррупцией возобновляется

Судебная практика

Несовершеннолетняя дееспособность

Судебная практика

Судебные решения

Об определении денежного обязательства в иностранной валюте

Судебная практика

Образец для кассации

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах рассмотрения жалобы на постановление о возбуждении уголовного дела

Тема номера

Экспертное мнение

Доказательство для суда

Частная практика

Результат не гарантирует качества

Карьерный старт

Юридический форум

Праздничные ротации

Інші новини

PRAVO.UA