Украинские антимонопольщики в Сеуле — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (336) » Украинские антимонопольщики в Сеуле

Украинские антимонопольщики в Сеуле

Весной 2004 года представитель Антимонопольного комитета Украины, государственный уполномоченный Александр Потимков принял участие в Третьей Международной конференции, проведенной Международной сетью по вопросам конкуренции (МСК), которая проходила в Сеуле. По возвращении Александр Юрьевич согласился ответить на ряд вопросов, заданных «ЮП».

— Кто является организатором этой конференции и какова цель ее проведения?

— Традиционный организатор мероприятия — Международная сеть по вопросам конкуренции — созданная в 2001 году международная группа, целью деятельности которой является объединение специалистов по вопросам защиты конкуренции и антимонопольной политики для содействия развитию конкуренции в условиях глобализации. Конференция в Сеуле собрала около 300 участников, представлявших более 70 стран мира. В ходе Конференции были подведены итоги деятельности рабочих групп со времени предшествующей конференции в г. Мериде, Мексика, в 2003 году (Украина представлена не была), состоялся обмен опытом и мнениями участников относительно тенденций развития конкуренции в последние годы.

— Что было предметом обсуждения на конференции?

— К обсуждению был представлен отчет соответствующей рабочей группы, посвященный руководящим подходам к слиянию, являющемуся очередным этапом выполнения общего плана анализа проблем и выработки унифицированных подходов. Так, на первой конференции МСК в г. Неаполе был представлен доклад о широком круге вопросов — от целей политики слияния до критериев сущности для оценки слияния и мер противодействия. На сегодня предметом исследований подгруппы является унификация подходов к слиянию.

В рамках МСК в свое время была разработана «Рекомендованная практика» для процедуры согласования слияния. На конференции в Сеуле был представлен анализ исполнения этих рекомендаций отдельными странами. Так, высочайшую оценку получила Германия (98 %), превысили показатель в 90 % такие страны, как Замбия (94 %), Мексика (93 %), Литва (92 %), ЕС (91 %), Финляндия и Корея достигли показателей в 90 %. Украина получила оценку 58 %, что является наивысшим показателем среди стран СНГ (Россия, Армения — по 50 %, Узбекистан — 42 %, Казахстан — 39 %, Киргизия — 33 %, Азербайджан — 31 %). Средний уровень следования Рекомендованной практике составил 63 %, что, по мнению экспертов МСК, является приемлемым на сегодня, но свидетельствует о возможности существенного улучшения конвергенции.

Посоветовались и решили…

По результатам заседания разработаны следующие предложения:

— внедрение ускоренной процедуры рассмотрения непроблемных концентраций;

— существенное сокращение требований к объему информации, требующей перевода (некоторые неанглоязычные страны уже ввели практику перевода только тех документов, которые подлежат нотариальному заверению);

— обеспечение максимальной прозрачности правил и процедур согласования слияния;

— решение вопроса о пересмотре национальных процедур с целью внедрения всемирно признанных лучших подходов (в соответствии с данными МСК 80 % проанализированных юрисдикций планируют соответствующие изменения);

— внедрение эффективного обмена информацией между конкурентными ведомствами стран при рассмотрении глобальных концентраций;

— рассмотрение заявления на слияние должно сопровождаться четким планом исследования, целью которого является получение необходимой и достаточной для принятия решения информации.

Следует отметить, что работа подгруппы по вопросам слияния была наиболее ощутима и результативна, что может объясняться значительной поддержкой со стороны представителей большого бизнеса и частных юридических компаний. Именно они в практической деятельности сталкиваются с проблемами существенного осложнения процедур нотификации слияния в условиях глобализации конкурентной политики. Предложения и аналитические материалы также были поданы представителями 16 юридических фирм, а координатором выступало Бюро по вопросам добросовестной торговли Великобритании.

— Обсуждались только проблемы слияния?

— Нет, конечно. Мы также обсуждали вопросы институционального обеспечения и реализации конкурентной политики. Соответствующая рабочая группа была создана на учредительной конференции МСК в Неаполе (2002 год). Сопредседательствующими являются Европейская Комиссия и Конкуренционный Трибунал Южной Африки. В рамках заседания в Сеуле главное внимание было сосредоточено на опыте формирования проконкурентного сознания в обществе (competition advocacy). Согласно определению МСК, под термином competition advocacy понимается деятельность конкурентных ведомств, связанная с продвижением конкурентной экономической среды непринудительными методами, главным образом через отношения с государственными учреждениями и через возрастание осведомленности общественности относительно преимуществ конкуренции.

Экспертами определены пять ключевых групп, чья поддержка или положительное отношение будут принципиальны для успеха конкуренции, являющихся «объектами пропаганды». Это правительство, представители судебной власти, бизнес-общество, представители юридических и экономических профессий и широкая потребительская общественность. Заслуживает внимания тот факт, что участники дискуссии в Сеуле подчеркивали важность формирования проконкурентного сознания именно в правительственных учреждениях, объясняя это тем, что предотвращение принятия сомнительных с точки зрения конкуренции актов значительно ускоряет формирование общих конкурентных условий в экономике.

Всем миром по картелям!

В условиях возрастающей глобализации и появления мировых рынков для многих товаров конкурентные ведомства соприкоснулись с проблемой активизации картельной деятельности, которая становится также трансграничной. Поэтому на Конференции МСК было согласовано создание рабочей группы по вопросам картелей и соответствующая мандат-задача. Задачей группы должно стать внедрение антикартельного регулирования, как национального, так и международного, с участием членов МСК и конкурентных ведомств с разным уровнем опыта. Рабочую группу предложено разделить на следующие подгруппы:

— подгруппа 1 — по вопросам разработки рекомендованной практики подходов к картельным соглашениям;

— подгруппа 2 — по вопросам усовершенствования техники внедрения (идентификация и распространение специфических методов расследования среди агентств с разной степенью опыта).

— Какая польза для Украины от участия в таких мероприятиях?

— Регулярное участие Украины в мероприятиях МСК обеспечивает осведомленность об актуальных тенденциях мирового процесса защиты конкуренции, оказывает содействие повышению авторитета антимонопольных органов Украины и формированию положительного имиджа украинской экономики в целом.

Я также хочу заметить, что приобретенный за довольно короткое время опыт деятельности МСК демонстрирует возможность и необходимость привлечения к процессу защиты конкуренции широких кругов бизнеса, юридической общественности и организаций, представляющих интересы потребителей и широкой общественности.

(Беседовал Юрий ЗАБАРА)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Украинские антимонопольщики в Сеуле

Деловая практика

«Милые неувязки» законодательства

Зарубежная практика

Очередной проект регистрации

Кредитные бюро за рубежом

Комментарии и аналитика

Международно-правовые обычаи в международных инвестиционных спорах

Неделя права

30 дней – это не 4 месяца

Место зампредседателя ВСЮ временно осталось вакантно

О создании исполнительных групп ГИС

Утвержден временный порядок госрегистрации сделок

Вперед, к мировым достижениям

Судебная практика

Есть ли смысл в мировом соглашении?

Притворство или юридический бумеранг

Судебные решения

Действия, совершенные сторонами после заключения соглашения, могут быть доказательствами обмана

Задержка подписания акта дает поставщику право прекратить энерговодоснабжение

Отсутствие вины в предусмотренных законом случаях освобождает от уплаты таможенного сбора

При ошибке в завещании проблема оформления по нему наследства может быть разрешена судом

Тема номера

Право на свободу выражения мнения

Право собственности по-европейски

Трибуна

Государство должно помнить, что скупой платит дважды, а Госбюджет мал!

Частная практика

Встреча с привкусом реформы?

Юридический форум

Совместное заседание комитетов

Ассоциация юристов Украины приняла в свои ряды 100-го члена

Проблемы корпоративного управления в банках

Інші новини

PRAVO.UA