Очередной проект регистрации — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (336) » Очередной проект регистрации

Очередной проект регистрации

В начале мая с.г. в Верховный Совет Украины был представлен законопроект № 4002 «О регистрации физических лиц на Украине», заменивший законопроект «О Едином реестре персональных данных».

Зачем нужен новый закон

Авторы отмечают, что интересы национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека объективно требуют внедрения автоматизированных систем и новейших технологий для осуществления учета и идентификации физических лиц на Украине, обеспечения их паспортными и другими идентификационными документами, отвечающими международным стандартам. По мнению создателей проекта, вопрос соблюдения прав человека при обработке конфиденциальных сведений о лице можно урегулировать лишь законодательным актом, но никак не подзаконными нормативно-правовыми актами.

Часть 2 статьи 32 Конституции Украины предусматривает право на сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. Тем не менее современное состояние законодательной базы не обеспечивает реализацию этого права.

Таким образом, в результате принятия законопроекта на Украине будет введена регистрация физических лиц с целью: создания единой государственной системы автоматизированного учета и идентификации физических лиц; обработки информации персонального характера в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека; изготовления личных документов, отвечающих международным стандартам; содействия обеспечению конституционного права физических лиц на свободу передвижения и свободный выбор местожительства.

Действие этого законопроекта не распространяется на правоотношения, регулируемые Законом Украины «О свободе передвижения и свободном выборе местожительства на Украине».

Объекты и субъекты регистрации

Субъектами отношений, связанных с регистрацией физических лиц и информацией персонального характера Единого реестра (регистрация), законопроект называет: физических и юридических лиц; органы государственной власти и местного самоуправления, организации, учреждения и предприятия всех форм собственности, физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность; центральный орган; специального уполномоченного. Под центральным органом законопроект подразумевает Министерство внутренних дел Украины, а под специальным уполномоченным — специального уполномоченного Совета национальной безопасности и обороны Украины по вопросам защиты информации персонального характера Единого реестра. Контроль соблюдения законодательства в сфере регистрации физических лиц осуществляется центральным органом и специальным уполномоченным.

Действие законопроекта не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, паспортные документы которых освобождаются от регистрации при въезде на Украину, за исключением лиц, не достигших 18 лет, или регистрируются Министерством иностранных дел Украины, а также тех, кто осуществляет транзитный проезд через территорию Украины.

Объектами регистрации, в соответствии с законопроектом, являются физические лица: ребенок, родившийся на территории Украины; граждане Украины; иностранцы и лица без гражданства, въехавшие на Украину с целью проживания. Уклонение физического лица от регистрации, как и незаконный отказ соответствующего органа зарегистрировать его, влечет предусмотренную законодательством ответственность.

На Центральный орган законопроект возлагает следующие задачи:

1) реализацию государственной политики по вопросам регистрации, идентификации и учета физических лиц;

2) обеспечение регистрации физических лиц;

3) создание и управление Единым реестром;

4) предоставление доступа к информации Единого реестра и ее защита;

5) передачу информации персонального характера по запросам пользователей Единого реестра;

6) обеспечение изготовления документов Единого реестра;

7) рассмотрение предложений, запросов, обращений, требований и жалоб физических лиц на действия органов регистрации;

8) нормативное обеспечение регистрации, учета, идентификации физических лиц, функционирования Единого реестра, изготовления и выдачи документов Единого реестра.

Специальный уполномоченный назначается на должность Президентом Украины, подчинен и подотчетен только ему. Основными задачами специального уполномоченного законопроект называет:

1) координацию связанной с регистрацией физических лиц деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, организаций, учреждений, предприятий всех форм собственности;

2) контроль за реализацией государственной политики в сфере регистрации, идентификации и учета физических лиц;

3) подготовку и представление на заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины ежегодных отчетов о реализации государственной политики в сфере регистрации;

4) предоставление разрешений субъектам отношений, связанных с регистрацией, на доступ к информации Единого реестра, определение уровня и условий такого доступа;

5) контроль соблюдения законодательства по вопросам регистрации;

6) рассмотрение предложений, запросов, обращений, требований и жалоб физических лиц на действия Центрального органа.

Согласно законопроекту, каждое физическое лицо имеет, в частности, право знать местонахождение Единого реестра, знакомиться с касающейся его информацией Единого реестра, в административном и судебном порядке подавать жалобы на решения и действия субъектов данных отношений. Физическое лицо также может использовать другие способы защиты своих прав, предусмотренные Конституцией и законами Украины.

Регистрация будет бесплатной

Регистрация физического лица осуществляется по письменному заявлению-анкете этого лица или его законного представителя по месту его проживания или пребывания путем представления в орган регистрации информации персонального характера и личных документов, подтверждающих эту информацию. Работник органа регистрации осуществляет процедуру снятия биометрической информации, после чего физическое лицо считается зарегистрированным. Факт регистрации физического лица подтверждается идентификационным документом, выдаваемым органом регистрации в течение 30 дней после регистрации. Плата за регистрацию физических лиц не взимается.

В Единый реестр вносятся личные сведения, сведения о местожительстве, семейном состоянии, родственниках, личных документах, а также биометрическая информация: группа крови, рост, цвет глаз и волос, фотография и образец подписи. Законопроект дает исчерпывающий перечень информации персонального характера, и органам регистрации запрещается требовать любые дополнительные сведения.

Законопроект также устанавливает, что в случае его принятия существующие документы, подтверждающие гражданство и удостоверяющие лицо, останутся действительными на всей территории Украины и за ее пределами на протяжении всего периода их действия, определенного законодательством, до их естественного выбытия из употребления или замены. В законопроекте представлен перечень документов Единого реестра, а также их подробное описание.

Законопроект относит информацию Единого реестра к информации с ограниченным доступом и подразделяет ее на конфиденциальную и тайную. К тайной информации относятся сведения о воинской обязанности лица, обезличенный массив информации персонального характера, результаты обработки которого представляют государственную тайну, а также информация, имеющая унизительный характер. Другая информация Единого реестра считается конфиденциальной.

В структуре субъектов, которые являются пользователями Единого Реестра, создается служба защиты информации Единого реестра и назначается должностное лицо, организующее работу, связанную с защитой этой информации при ее автоматизированной или неавтоматизированной обработке, и несущее персональную ответственность за эффективность ее защиты.

Техническая сторона: особое значение

По мнению авторов, принятие этого законопроекта позволит:

1) сформировать национальный информационный ресурс о населении страны, который будет содействовать обеспечению национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека;

2) содействовать проведению переписи населения, научному исследованию демографических, миграционных, социальных и других процессов в государстве;

3) обеспечить физических лиц на Украине паспортными и другими идентификационными документами, отвечающими международным стандартам;

4) содействовать приближению Украины ко вступлению в Европейский Союз и другие международные организации.

Сегодня мало кто не согласится с необходимостью создания Единого реестра и выдачи новых документов, соответствующих международным требованиям. И данный законопроект, безусловно, лучше своего предшественника, так как детально регламентирует все вопросы, связанные с регистрацией физических лиц. Тем не менее, несмотря на то что с юридической стороны вопросов к законопроекту практически не возникает, техническая сторона в законопроекте описана не достаточно четко. И если уж авторы законопроекта настаивают на законодательном регулировании этой сферы, то в проекте Закона «О регистрации физических лиц на Украине» стоит урегулировать и техническую сторону.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Украинские антимонопольщики в Сеуле

Деловая практика

«Милые неувязки» законодательства

Зарубежная практика

Очередной проект регистрации

Кредитные бюро за рубежом

Комментарии и аналитика

Международно-правовые обычаи в международных инвестиционных спорах

Неделя права

30 дней – это не 4 месяца

Место зампредседателя ВСЮ временно осталось вакантно

О создании исполнительных групп ГИС

Утвержден временный порядок госрегистрации сделок

Вперед, к мировым достижениям

Судебная практика

Есть ли смысл в мировом соглашении?

Притворство или юридический бумеранг

Судебные решения

Действия, совершенные сторонами после заключения соглашения, могут быть доказательствами обмана

Задержка подписания акта дает поставщику право прекратить энерговодоснабжение

Отсутствие вины в предусмотренных законом случаях освобождает от уплаты таможенного сбора

При ошибке в завещании проблема оформления по нему наследства может быть разрешена судом

Тема номера

Право на свободу выражения мнения

Право собственности по-европейски

Трибуна

Государство должно помнить, что скупой платит дважды, а Госбюджет мал!

Частная практика

Встреча с привкусом реформы?

Юридический форум

Совместное заседание комитетов

Ассоциация юристов Украины приняла в свои ряды 100-го члена

Проблемы корпоративного управления в банках

Інші новини

PRAVO.UA