В начале мая с.г. в Верховный Совет Украины был представлен законопроект № 4002 «О регистрации физических лиц на Украине», заменивший законопроект «О Едином реестре персональных данных».
Зачем нужен новый закон
Авторы отмечают, что интересы национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека объективно требуют внедрения автоматизированных систем и новейших технологий для осуществления учета и идентификации физических лиц на Украине, обеспечения их паспортными и другими идентификационными документами, отвечающими международным стандартам. По мнению создателей проекта, вопрос соблюдения прав человека при обработке конфиденциальных сведений о лице можно урегулировать лишь законодательным актом, но никак не подзаконными нормативно-правовыми актами.
Часть 2 статьи 32 Конституции Украины предусматривает право на сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. Тем не менее современное состояние законодательной базы не обеспечивает реализацию этого права.
Таким образом, в результате принятия законопроекта на Украине будет введена регистрация физических лиц с целью: создания единой государственной системы автоматизированного учета и идентификации физических лиц; обработки информации персонального характера в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека; изготовления личных документов, отвечающих международным стандартам; содействия обеспечению конституционного права физических лиц на свободу передвижения и свободный выбор местожительства.
Действие этого законопроекта не распространяется на правоотношения, регулируемые Законом Украины «О свободе передвижения и свободном выборе местожительства на Украине».
Объекты и субъекты регистрации
Субъектами отношений, связанных с регистрацией физических лиц и информацией персонального характера Единого реестра (регистрация), законопроект называет: физических и юридических лиц; органы государственной власти и местного самоуправления, организации, учреждения и предприятия всех форм собственности, физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность; центральный орган; специального уполномоченного. Под центральным органом законопроект подразумевает Министерство внутренних дел Украины, а под специальным уполномоченным — специального уполномоченного Совета национальной безопасности и обороны Украины по вопросам защиты информации персонального характера Единого реестра. Контроль соблюдения законодательства в сфере регистрации физических лиц осуществляется центральным органом и специальным уполномоченным.
Действие законопроекта не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, паспортные документы которых освобождаются от регистрации при въезде на Украину, за исключением лиц, не достигших 18 лет, или регистрируются Министерством иностранных дел Украины, а также тех, кто осуществляет транзитный проезд через территорию Украины.
Объектами регистрации, в соответствии с законопроектом, являются физические лица: ребенок, родившийся на территории Украины; граждане Украины; иностранцы и лица без гражданства, въехавшие на Украину с целью проживания. Уклонение физического лица от регистрации, как и незаконный отказ соответствующего органа зарегистрировать его, влечет предусмотренную законодательством ответственность.
На Центральный орган законопроект возлагает следующие задачи:
1) реализацию государственной политики по вопросам регистрации, идентификации и учета физических лиц;
2) обеспечение регистрации физических лиц;
3) создание и управление Единым реестром;
4) предоставление доступа к информации Единого реестра и ее защита;
5) передачу информации персонального характера по запросам пользователей Единого реестра;
6) обеспечение изготовления документов Единого реестра;
7) рассмотрение предложений, запросов, обращений, требований и жалоб физических лиц на действия органов регистрации;
8) нормативное обеспечение регистрации, учета, идентификации физических лиц, функционирования Единого реестра, изготовления и выдачи документов Единого реестра.
Специальный уполномоченный назначается на должность Президентом Украины, подчинен и подотчетен только ему. Основными задачами специального уполномоченного законопроект называет:
1) координацию связанной с регистрацией физических лиц деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, организаций, учреждений, предприятий всех форм собственности;
2) контроль за реализацией государственной политики в сфере регистрации, идентификации и учета физических лиц;
3) подготовку и представление на заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины ежегодных отчетов о реализации государственной политики в сфере регистрации;
4) предоставление разрешений субъектам отношений, связанных с регистрацией, на доступ к информации Единого реестра, определение уровня и условий такого доступа;
5) контроль соблюдения законодательства по вопросам регистрации;
6) рассмотрение предложений, запросов, обращений, требований и жалоб физических лиц на действия Центрального органа.
Согласно законопроекту, каждое физическое лицо имеет, в частности, право знать местонахождение Единого реестра, знакомиться с касающейся его информацией Единого реестра, в административном и судебном порядке подавать жалобы на решения и действия субъектов данных отношений. Физическое лицо также может использовать другие способы защиты своих прав, предусмотренные Конституцией и законами Украины.
Регистрация будет бесплатной
Регистрация физического лица осуществляется по письменному заявлению-анкете этого лица или его законного представителя по месту его проживания или пребывания путем представления в орган регистрации информации персонального характера и личных документов, подтверждающих эту информацию. Работник органа регистрации осуществляет процедуру снятия биометрической информации, после чего физическое лицо считается зарегистрированным. Факт регистрации физического лица подтверждается идентификационным документом, выдаваемым органом регистрации в течение 30 дней после регистрации. Плата за регистрацию физических лиц не взимается.
В Единый реестр вносятся личные сведения, сведения о местожительстве, семейном состоянии, родственниках, личных документах, а также биометрическая информация: группа крови, рост, цвет глаз и волос, фотография и образец подписи. Законопроект дает исчерпывающий перечень информации персонального характера, и органам регистрации запрещается требовать любые дополнительные сведения.
Законопроект также устанавливает, что в случае его принятия существующие документы, подтверждающие гражданство и удостоверяющие лицо, останутся действительными на всей территории Украины и за ее пределами на протяжении всего периода их действия, определенного законодательством, до их естественного выбытия из употребления или замены. В законопроекте представлен перечень документов Единого реестра, а также их подробное описание.
Законопроект относит информацию Единого реестра к информации с ограниченным доступом и подразделяет ее на конфиденциальную и тайную. К тайной информации относятся сведения о воинской обязанности лица, обезличенный массив информации персонального характера, результаты обработки которого представляют государственную тайну, а также информация, имеющая унизительный характер. Другая информация Единого реестра считается конфиденциальной.
В структуре субъектов, которые являются пользователями Единого Реестра, создается служба защиты информации Единого реестра и назначается должностное лицо, организующее работу, связанную с защитой этой информации при ее автоматизированной или неавтоматизированной обработке, и несущее персональную ответственность за эффективность ее защиты.
Техническая сторона: особое значение
По мнению авторов, принятие этого законопроекта позволит:
1) сформировать национальный информационный ресурс о населении страны, который будет содействовать обеспечению национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека;
2) содействовать проведению переписи населения, научному исследованию демографических, миграционных, социальных и других процессов в государстве;
3) обеспечить физических лиц на Украине паспортными и другими идентификационными документами, отвечающими международным стандартам;
4) содействовать приближению Украины ко вступлению в Европейский Союз и другие международные организации.
Сегодня мало кто не согласится с необходимостью создания Единого реестра и выдачи новых документов, соответствующих международным требованиям. И данный законопроект, безусловно, лучше своего предшественника, так как детально регламентирует все вопросы, связанные с регистрацией физических лиц. Тем не менее, несмотря на то что с юридической стороны вопросов к законопроекту практически не возникает, техническая сторона в законопроекте описана не достаточно четко. И если уж авторы законопроекта настаивают на законодательном регулировании этой сферы, то в проекте Закона «О регистрации физических лиц на Украине» стоит урегулировать и техническую сторону.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…