Рынок юридических услуг на Украине рождался стихийно (как и любой другой рынок услуг) и сейчас во многом продолжает развиваться также. Растущий объем работы, увеличивающееся число сотрудников и филиалов, расширяющаяся практика, стихийно приобретенные управленческие навыки — все это может повредить юридической фирме в построении и реализации стратегических планов, которые чаще всего, представляют собой намерения длительного присутствия на рынке и повышения эффективности своей деятельности. Отметим, что открыто заявлять о том, что юридическая фирма поставила цель достичь экономической эффективности (а не любые исключительно благородные цели), — еще не настолько широко распространено на Украине, по сравнению с иностранными компаниями. Возможно, это связано с тем, кто занимает руководящие должности в управлении юридическими фирмами, дело даже не в личностях, а в образовании. Так, среди адвокатов, особенно «старой школы», бытует мнение, что принцип работы юридической компании, заключающийся в получении прибыли любой ценой, нарушает правила адвокатской этики и не под стать настоящему адвокату.
Но ситуация обострения конкуренции на рынке юридических услуг, приход иностранных юридических фирм со своими методами управления и достижения успеха — все это ведет к поиску новых и эффективных моделей управления юридической фирмой. Если ранее среди занимающих руководящие должности в юридических компаниях, большинство были юристы, «дослужившиеся» до административной должности либо совмещающие управление с практикой, то сейчас заметна иная тенденция, заимствованная из-за рубежа. Отметим, что иностранный рынок труда характерен четкой специализацией, поэтому структура успешных и стремящихся к этому юридических фирм построена также с учетом четкой специализации: заниматься вопросами поиска персонала, маркетингом, управлением знаниями, PR, стратегией развития будут люди со специальным образованием и, желательно, с опытом работы именно в юридических фирмах. Поэтому, все больше следуя примеру иностранных юридических фирм, в украинские юридические фирмы приходят в топ-менеджмент не юристы. Возникает вопрос: так какие же знания необходимы для управления юридической фирмой, необходимы ли исключительно юридические знания или управление юридической компанией мало чем отличается от управления любой иной компанией, предоставляющей услуги?
Одна голова хорошо?
Итак, руководить небольшой юридической компанией можно и единолично в лице директора, который соединяет в себе функции менеджера компании по самым разнообразным вопросам (как маркетинг, так и подбор кадров), причем такой директор может иметь за плечами только юридическое образование и жизненный опыт по управлению юридической компанией. Отметим, что такое должностное лицо может быть учредителем или назначенным лицом. Несмотря на некоторые преимущества такой модели (нет разногласия среди топ-менеджеров, упрощение управления), такая структура компании не подходит динамичным и расширяющим свое присутствие на рынке юридическим компаниям. Если же компания «выросла» из одного руководителя-юриста, не стоит его увольнять — при успешной его работе знания, полученные на практике, всегда можно подкрепить соответствующей теоретической базой. Да, действительно, литературы об управлении юридической компанией мало, но, если рассматривать управление юридической компанией как любой иной, предоставляющей услуги, и к тому же учитывать уже полученный опыт — это даст возможность таким юристам-управленцам работать и дальше не менее успешно. Кроме этого, стоит отметить увеличение интереса среди самих юристов к проблеме управления юридической компанией: в последнее время становятся регулярными и популярными конференции и семинары, посвященные проблемам теории и практике успешного управления юридической компанией. На таких мероприятиях можно узнать как опыт юристов-руководителей, так и управленцев-профессионалов.
Все же, исходя из практического опыта, руководителям успешных юридических фирм стоит контролировать качество предоставляемых услуг; знать клиентов и их приоритеты; в случае неудачи (в судебном деле, например) обращать внимание не только на юридическую сторону, но и на возможные внешние факторы (такие как: политические, экономические, социальные); генерировать идеи, проявлять креативность и нестандартные решения; иметь свой узнаваемый стиль (почерк) ведения дел; обращать внимание на профессиональный рост всех сотрудников, использование новых технологий — «идти в ногу со временем»; уделять внимание трудовым ресурсам, в том числе и вспомогательному персоналу, организовать работу по управлению знаниями. Интересными представляются два мнения о знаниях, необходимых при управлении юридической компанией: одно — юриста, партнера юридической фирмы «АРКА» Алексея Бежевца, второе — исполнительного директора юридической фирмы «Магистр & Партнеры» Джейсона Бружджински. Гн Бежевец наделяет успешного руководителя, в первую очередь, определенными качествами: умение находить и привлекать к работе таланты, заражать людей энтузиазмом, ставить великие цели и вдохновлять людей на их достижение, любить и уметь общаться с людьми, естественно, и знания также необходимы, но они вторичны. В свою очередь, г-н Бружджински считает, что успешный менеджер не возможен без отличных организаторских качеств и умения решать проблемы. К примеру, управленческими точками опоры гна Бружджински являются: набор, развитие и удержание ценных работников; обеспечение эффективной коммуникации с целью сотрудничества; максимальное использование силы информационных технологий. При этом его больше интересуют результаты, чем процессы.
Как свидетельствует практика, наличие юридических знаний не является обязательным качеством для управления юридической компанией, в этом соглашается как гн Бружджински, так и гн Бежевец. Партнер юридической фирмы подтверждает возможность существования такой системы управления юридической фирмой. «Я допускаю возможность эффективного управления юридической фирмой управляющим — не юристом. При рациональном распределении полномочий (между практиками-партнерами и менеджером) такой вариант может быть весьма привлекательным» — считает гн Бежевец. А исполнительный директор вообще не считает наличие юридических знаний определяющим фактором для обеспечения эффективных бизнес-операций компании. Также он считает одним из наиболее ошибочных представлений то, что лишь профессиональные юристы могут эффективно управлять юридической фирмой. Конечно же, опытные юристы — это очевидные лидеры юридических практик и системы управления взаимоотношений с клиентами. Однако, по мнению гна Бружджински, юристы обычно не достаточно эффективно руководят бизнес-операциями компании. Он объясняет это тем, что работа по управлению компанией — это не самый оптимальный выбор для юриста, так как его внимание должно сосредоточиваться на законе и клиентах, юрист не должен отвлекаться на выполнение управленческих функций. Г-н Бружджински подчеркивает, что такая ориентация в особенности важна для юристов в конкурентных и быстро растущих фирмах, а те юридические фирмы, которые довольно медленно принимают эту правду и изменяют свою культуру, повторят путь динозавров.
С динозаврами не по пути
Мы уже выяснили, что юридические знания не являются обязательным условием для того, чтобы управлять юридической фирмой, каким должен быть успешный руководитель успешной компании уже упоминали выше, кроме этого, существует множество литературы, посвященной именно личности руководителя. Остается одно — выяснить у практиков, каким они видят настоящего успешного руководителя. Так, г-н Бружджински считает, что идеальный менеджер юридической фирмы может играть многочисленные роли: руководящую, исполнительную, катализатора изменений, советника и посредника в сотрудничестве. Для гна Бежевца идеальный руководитель — это человек действия, горящий на работе, способный зажигать своих коллег, вдохновлять их на свершение невозможного. Общительный, демократичный, профессионально реализовавшийся. Отличный организатор, генерирующий новые идеи и подходы. Психолог, умеющий общаться и выстраивать отношения как с клиентами, так и в команде единомышленников.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…