Если очень сильно нужно, то можно — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (512) » Если очень сильно нужно, то можно

Если очень сильно нужно, то можно

Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. Об этом речь идет в статье 3 Основного Закона Украины. Далее, во втором разделе, Конституция Украины дополняет, что права и свободы человека являются неотчуждаемыми и незыблемыми, более того — гарантируются и не могут быть упразднены. Вместе с тем, исключительно Основной Закон устанавливает случаи, когда эти права могут быть ограничены, с указанием срока ограничения. При этом существует ряд прав человека, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Это, в частности, право на жизнь, равенство, гражданство, уважение достоинства и неприкосновенность, судебную защиту нарушенных прав и некоторые другие.

Среди тех прав, которые могут быть ограничены, Конституция, в частности, определила право на неприкосновенность жилья и тайну личной корреспонденции. Так, в статье 30 идет речь о том, что не допускается проникновение в жилище или иное владение лица, проведение в них осмотра или обыска иначе, чем по мотивированному решению суда. Аналогично — по решению суда — может быть ограничено право на тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции исключительно в целях предотвращения преступления или установления истины во время расследования уголовного дела, если другими способами получить информацию невозможно. Исходя из обстоятельств, при которых допускается судебное ограничение прав человека, становится ясным, что это непосредственно связано с осуществлением функций правоохранительных органов.

Именно на урегулирование действий уполномоченных правоохранительных органов по получению разрешений ограничить временно права человека и направлен Порядок получения разрешения суда на применение мер, которые временно ограничивают права человека, и использование полученной информации (Порядок), утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины № 1169 от 26 сентября с.г.

Как определено непосредственно Порядком, он определяет процедуру получения разрешения суда на принятие мер, временно ограничивающих права человека, в частности такие как негласное проникновение в жилище или в другое владение лица, применение технических средств получения информации, снятие ее с каналов связи, установление контроля за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой кор­респонденцией лица, а также на использование информации, полученной во время принятия указанных выше мер. При этом определено, что Порядок используется, если иного не предусмотрено в законе, и не регулирует вопросы, связанные с осуществлением правосудия. Впрочем, некоторые вопросы работы судов в Порядке регламентируются. Так, пункт 7 определяет, что представление и постановление суда о предоставлении разрешения на принятие мер регистрируются в аппарате суда без раскрытия сведений о лице и сути меры, которая будет осуществляться. Также устанавливается и количество экземпляров постановления суда, которым предоставлено разрешение на ограничение прав человека или наоборот — отказано в таковом. В первом случае — два экземпляра постановления суда передаются уполномоченному представителю подразделения, которое намерено осуществлять меры, связанные с ограничением прав человека, а во втором — один. Думается, что установление таких норм, которые, по сути, являются процессуальными, в постановлении КМУ является нарушением положений Конституции, согласно которым все вопросы осуществления правосудия должны регулироваться законами. Впрочем, в данном случае суды попросту могут не руководствоваться данным Порядком, а поступать так, как определено в процессуальном законе.

Но до того как суд будет рассматривать вопрос о даче разрешения, очевидно, необходимо, чтобы уполномоченный орган направил представление. Как обозначено в Порядке, соблюдая режим секретности, руководитель подразделения, в производстве которого находится оперативно-сыскное или контрразведывательное дело, или его заместитель вносит на рассмотрение суда представление о получении разрешения на ограничение прав человека. Отметим, что Порядок не содержит исчерпывающий перечень органов и должностных лиц, которые могут обратиться в суд по данному вопросу. Очевидно, что это могут быть только те органы, которые уполномочены принимать меры, разрешение на проведение которых получается. Иными словами — подразделения, которые проводят оперативно-розыскную деятельность. Напомним, статья 5 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве таких подразделений определяет целый ряд подразделений Министерства внутренних дел Украины (уголовная, транспортная и специальная милиция, специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью, судебная милиция); Службы безопасности Украины (контрразведка, военная контрразведка, подразделения по защите национальной государственности, специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, оперативно-технические подразделения, подразделения внутренней разведки, оперативного документирования, борьбы с терроризмом и по защите участников уголовного судопроизводства и работников правоохранительных органов); Службы внешней разведки Украины (агентурная разведка, оперативно-технические подразделения, подразделение собственной безопасности); Государственной пограничной службы Украины; управления государственной охраны; органов государственной налоговой службы, органов и учреждений Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний; органа разведки Министерства обороны Украины.

Порядок устанавливает, что в представлении в обязательном порядке должны быть отображены: гриф секретности и его регистрационный номер; наименование суда, в который вносится представление, а также подразделения, которым вносится представление и сотрудники которого будут привлекаться для осуществления мер; вид, категория, номер дела и дата его заведения. Касательно содержания представления, подразделение, которое его направляет, обязано указать вид меры, сроки и место ее проведения, обосновать необходимость применения этой меры, а также отобразить данные о лице, в отношении которого предусматривается осуществление меры, место проживания или временного пребывания этого лица, а также (в зависимости от меры) абонентные номера потребителя телекоммуникационных услуг и международный идентификатор мобильного оборудования.

Отметим также, что Порядок уточняет, что представление о даче разрешения вносится на рассмотрение председателю апелляционного суда области, городов Киева и Севастополя или Апелляционного суда Автономной республики Крым — по территориальной подсудности. Кроме председателя указанных судов представление может быть направлено его заместителю, в случае если он был на то уполномочен председателем.

По итогам принятия решения судом сотрудники подразделения, имеющие соответствующие полномочия, должны предпринять ряд действий. Так, в течение суток руководитель подразделения или его заместитель уведомляют прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением закона этим органом, о результатах. Кроме того, если был получен отказ, третий экземпляр представления (который предназначен для выдачи подразделению, сотрудники которого привлекаются для проведения действий, ограничивающих права человека) уничтожается. Другие два хранятся вместе с делами в органе, который готовил представление, и суде. В любом случае, как гласит пункт 9 Порядка, постановление суда об отказе в выдаче разрешения на осуществление меры не лишает подразделение права на повторное обращение в суд, но только в случае наличия дополнительных ­обоснований.

Если же суд своим постановлением разрешил применить меры, которыми на определенное время будут ограничены права человека, в соответствии с Порядком орган, который проводит такие меры, должен составить протокол, обеспечить соблюдение режима секретности и конспирации при получении, использовании и хранении информации, полученной в результате осуществления таких мер.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Если очень сильно нужно, то можно

Деловая практика

Инсайдерская информация

Вам уведомление по e-mail

Законодательная практика

Концепт-реформирование

Комментарии и аналитика

О некоторых вопросах гражданского и вексельного законодательства Украины

Юрисдикция по спорам о земле

Неделя права

Реформы Fortius и Citius

Когда и куда улетит «Львов»?

Юбилейное заседание ГУАМ

«Админки» — спецсудам

АМКУ знает цену хлебу

Реестр событий

Суд лишает ВСЮ членов

Все — за новую Конституцию

Новый состав Совета при ВСУ

Судебная практика

Электрические монополисты

Судебные решения

О начислении пенсии по возрасту на льготных условиях

Об определении таможенной стоимости товаров и других предметов

Тема номера

Вместе весело шагать конкурентам

Частная практика

Знания для руководителя

Юридический форум

Правопразднование!

Інші новини

PRAVO.UA