На Украине сделан важный шаг в направлении создания цивилизованного оружейного рынка — парламент принял в первом чтении законопроект «Об обороте оружия невоенного назначения» (рег. № 2105, авторы — народные депутаты Украины Владимир Мойсик, Василий Грицак, Юрий Прокопчук и Борис Пудов). Данный закон направлен на урегулирование не только особенностей владения оружием самообороны, но и широкого спектра вопросов, связанных с оборотом оружия, в том числе с его использованием охранными ведомственными структурами. Законом, в частности, будут урегулированы права и обязанности собственников, пользователей, торговцев, производителей оружия и боеприпасов к нему. Достаточно подробно проработаны вопросы регистрации, использования, хранения, транспортировки, ремонта, реализации и наследования оружия, устанавливаются правовые режимы различных типов и видов оружия. Вводится детальная классификация оружия и боеприпасов к нему по тактико-техническим характеристиками, назначению и использованию. При этом авторы законопроекта употребляют узкоспециализированную терминологию, которая может усложнить реализацию положений закона на практике. Итак, оружие, согласно законопроекту, подразделяется: на оружие военного назначения (оборот регулируется специальным законом), служебное (огнестрельное короткоствольное гладкоствольное и нарезное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж и вместимостью магазина (барабана) не более 10 патронов и огнестрельное длинноствольное гладкоствольное оружие с вместимостью магазина (барабана) не более 10 патронов), и гражданское (спортивное, сигнальное, коллекционное, национальное, деактивированное оружие, а также оружие самообороны). При этом под оружием самообороны (приобретать которое предлагают предоставить право лицам, достигшим 21-летнего возраста) законодатель понимает, прежде всего, пистолеты и револьверы, патроны к которым снаряжены резиновыми или иными, аналогичными по своим качествам снарядами несмертельного действия. Гражданский оборот огнестрельного короткоствольного нарезного оружия по-прежнему запрещается.
Лица, достигшие 18-летнего возраста, также получат право приобретать без предварительного разрешения сигнальное оружие, средства самозащиты в аэрозольной упаковке, механические распылители, массогабаритные макеты оружия, пневматическое оружие с кинетической энергией пули до 7,5 Дж (пневматическое оружие с показателем, превышающим указанный уровень, отнесено к спортивному или охотничьему оружию, для которого устанавливается специальный порядок приобретения), пистолеты и револьверы под патрон «Флобера» калибром до 4 мм включительно.
Отметим, что принятие Закона «Об обороте оружия невоенного назначения» устранит ведомственную монополию на регулирование оборота оружия (Министерство внутренних дел Украины, что неудивительно, активно критикует предложенный законопроект). Принятие этого закона также позволит активизировать работу по законодательному урегулированию частной охранной и детективной деятельности на Украине — ведь будет решен вопрос использования соответствующими службами оружия в своей профессиональной деятельности.
Владимир МИХАЛЕВ,
исполнительный директор Всеукраинского объединения оружейников
— Объективная необходимость в принятии Закона Украины «Об обороте оружия невоенного назначения» существует на Украине уже более 15 лет. Практически во всех государствах, производящих оружие, приняты соответствующие законы. Среди стран СНГ только на Украине весь оборот оружия регулируется исключительно на подзаконном уровне, ведомственными приказами, инструкциями. Соответствующий закон должен регулировать не только право собственности на оружие самообороны, на котором, почему-то акцентируется внимание, но и оборот оружия в целом — его производство, продажа, приобретение, перевозка, в том числе и через государственную границу, применение, хранение, сертификация, наследование, уничтожение, вопросы контроля за всем этим и т.д.
Считаю, что законопроект «Об обороте оружия невоенного назначения» достаточно неплохой для данного этапа. Он отвечает требованиям норм европейского права относительно оборота оружия, ряд положений соответствует требованиям Шенгенской конвенции (в части перемещения оружия), много заимствовано из Модельного закона СНГ «Об оружии», принятого, в том числе и Украиной, еще в середине 1990-х годов. В то же время необходимо помнить, что этот законопроект является своеобразным компромиссом, результатом слияния двух законопроектов (рег. № 2105 и № 3069, авторы Владимир Мойсик и Василий Грицак соответственно), который объективно слабее, чем каждый из первичных законопроектов в отдельности. Примером компромисса могут быть статьи относительно пневматического оружия и оружия, снаряженного резиновыми пулями. Классификация пневматического оружия по дульной энергии (к свободному обороту законопроектом разрешается пневматическое оружие с кинетической энергией пули не более 7,5 Дж), которая изначально предлагалась г-ном Мойсиком, представляется не совсем правильной. На это указывают как эксперты Главного научно-экспертного управления парламента, так и специалисты Харьковского НИИСЭ, которые в прошлом году провели исследование пневматики, и в своих заключениях указали на нецелесообразность подобной классификации пневматического оружия. Отмечу, что деление пневматики в зависимости от дульной энергии применяется в отдельных государствах, но там порог, как правило, выше (в РФ — 7,5 Дж, Польше — 17 Дж, Великобритании — 16 Дж), большинство же государств в законах об оружии вообще не затрагивает оборот пневматики. Сохранение данных положений в законопроекте «Об обороте оружия невоенного назначения» позволило включить в него положения относительно оборота оружия травматического действия (снаряженного резиновыми пулями).
Принятие норм о пневматике в существующем виде вызовет хаос (по данным продавцов оружия, на Украине в обороте находятся миллионы пневматики, подпадающей под действие этого закона, которую придется легализировать), активизацию контрабанды пневматического оружия, его переделку, направленную на увеличение характеристик легально приобретенного оружия. Кроме того, введение граничного показателя 7,5 Дж уничтожит развитие одного из видов массового стрелкового спорта, который на Украине развивается только благодаря личной инициативе граждан без соответствующей государственной поддержки.
Даже в таком виде законопроект можно назвать прогрессивным, но принимать его надо с учетом указанных замечаний.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…