За что и сколько платить — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №38 (456) » За что и сколько платить

За что и сколько платить

В Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) разработан проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О плате за землю» (Проект). Необходимость внесения изменений в действующее законодательство обосновывается необходимостью повышения эффективности государственного регулирования земельных отношений, использования и охраны земли, с целью усовершенствования налогообложения в этой отрасли.

Данный Проект затронет в первую очередь субъектов хозяйствования, которые используют земельные участки и являются плательщиками земельного налога и арендной платы за землю государственной и коммунальной собственности. По данным ГНАУ, на Украине таких субъектов хозяйствования сегодня более 190 тысяч. Другие предприниматели, а также физические лица могут спать спокойно — изменения их не коснутся.

В соответствии с действующим законодательством плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земли. Собственники земельных участков и землепользователи (кроме арендаторов) платят земельный налог. За земельные участки, переданные в аренду, взимается арендная плата, которая не может быть меньше, чем земельный налог. Проектом планируется установить максимальный размер арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности — не более десятикратного размера земельного налога. Сразу возникает вопрос о соотношении данной нормы и принципа свободы договора, согласно которому стороны вправе самостоятельно устанавливать стоимость сделки. И если введение минимальной ставки как-то можно объяснить интересами государства, то установление верхней планки вряд ли возможно.

О тарифах

Авторы Проекта оставили без изменений концепцию установления размера арендной платы за землю и земельного налога. Предусматривается проведение нормативной денежной оценки земли и начисление земельного налога в процентном соотношении к нормативной стоимости. Для земель в черте города, нормативная оценка которых не проведена, используются усредненные ставки стоимости одного квадратного метра земли. При установлении размера платы за земли, отнесенные к специальным земельным фондам, применяется привязка к усредненной стоимости земли сельскохозяйственного назначения (пашни) в регионе (области, Автономной Республике Крым).

Плата за землю в черте города определяется, исходя из нормативной денежной оценки земли. Если же такая оценка не проведена, используются усредненные ставки земельного налога. Проектом предлагается пересмотреть размер усредненных ставок платы за землю. Авторы этого акта решили наконец-то установить новые тарифы. При этом сохранена практика дифференциации в зависимости от количества жителей города. Повышенная плата взимается в городах областного подчинения, Киеве, Севастополе и Симферополе. С учетом всех предыдущих изменений размер усредненной ставки земельного налога увеличится незначительно (не более чем на 1 копейку за квад­ратный метр в соответствующей категории).

О специальных земельных фондах

Проектом предусматривается особый порядок уплаты земельного налога за земли природоохранного, рекреационного, культурно-исторического, оздоровительного назначения, переданные в собственность или пользование субъектам хозяйствования.

Предлагается также урегулировать налогообложение земель лесного фонда, как в населенных пунктах, так и вне границ населенных пунктов. При расчете этого земельного налога планируется использовать показатели усредненной стоимос­ти пашни в регионе. Но такой подход не учитывает особенности данной категории земельных ресурсов. Для земель лесного фонда должны устанавливаться собственные тарифы налогообложения.

Вопросы начисления платы за землю, отведенную под железные дороги, а также переданную горнодобывающим предприятиям, в настоящее время не урегулированы. Авторы Проекта предлагают установить, что плата за данную категорию земель устанавливается в размере 25 % от суммы земельного налога, начисленного на общих основаниях. Новацией проекта является установление границ такого земельного участка — в пределах зоны отвода.

Что касается земель, занятых дорожными хозяйствами, то планируется отменить предоставленные им льготы и определить максимальный размер земельных участков, за которые плата не взимается.

Новацией проекта также является урегулирование вопроса о плате за землю, отнесенную к водному фонду. За намытые или насыпные земли возле водоемов, а также за земельные участки на прибрежных защитных сооружениях начисляется земельный налог в двойном размере. За аналогичные земельные участки, предоставленные портам, налог начисляется на общих основаниях. Планируется урегулирование вопроса оплаты земли, используемой в целях ведения водного хозяйства (например, разведения рыбы), а также водозабора.

О «единоналожниках» и льготах

Авторы законопроекта последовательно отстаивают свое видение проблемы взимания платы за землю с субъектов хозяйствования, перешедших на упрощенную систему налогообложения — если они сдают в аренду земельные участки (в том числе и занятые сооружением или его частью), то земельный налог уплачивается ими на общих основаниях. Напомним, что в соответствии с Указам Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (Указ), субъект малого предпринимательства, уплачивающий единый налог, не является плательщиком ряда налогов и сборов (обязательных платежей), в частности платы (налога) за землю. Но, по мнению ГНАУ, субъекты малого предпринимательства освобождаются от уплаты земельного налога и платят за землю в соответствии с договором об аренде земли. Таким образом, «единоналожники» не освобождаются от уплаты арендной платы за землю. Также ГНАУ считает, что субъекты малого предпринимательства, которые платят единый налог, пользуются льготами в налогообложении только в отношении земельных участков, использующихся ими в предпринимательской деятельности. На другие земельные участки, пребывающие в собственности или пользовании субъектов малого предпринимательства, а также переданные ими а аренду, действие Указа не распространяется.

Среди других «жертв» проекта — детские санатарно-курортные, физкультурно-спортивные и оздоровительные учреждения Украины. В соответствии с действующим законодательством плата за использование земли этими субъектами не взимается. По мнению авторов Проекта, к данной категории землепользователей следует применять общий режим налогообложения. Планируется отменить также льготы, предоставленные учреждениям культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, спорта (в частности, базам олимпийской и параолимпийской подготовки). Намерения, конечно, благие с точки зрения предотвращения злоупотреблений в сфере землепользования, но слабо согласующиеся с не единожды задекларированными проектами приоритетного развития и поддержки науки, культуры и спорта.

О контроле и санкциях

С целью осуществления контроля за соблюдением земельного законодательства, правильностью определения объекта обложения земельным налогом и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности предлагается предусмотреть необходимость согласования землеустроительными органами налоговой декларации, которая подается плательщиком земельного налога, и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности. В налоговой декларации должна быть отметка землеустроительного органа о соответствии данных государственному земельному кадастру.

В связи с увеличением количества правонарушений на рынке земли авторы Проекта планируют ужесточить борьбу с данным видом правонарушений. Так, Проектом предусматривается применение санкций к нарушителям, использующим земельные участки не по целевому назначению, а также без правоустанавливающих документов (самовольно занятые участки). Размер земельного налога и платы за использование земли государственной и коммунальной собственности в таком случае увеличивается в размере от трех до десяти раз в зависимости от срока нарушения. Учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке земли, введение дополнительных санкций вряд ли остановит правонарушителей, самовольно занявших земельные участки.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

«Конвенционная» минэкспертиза

Деловая практика

Налогоплательщиков в реестр!

Законодательная практика

За что и сколько платить

Зарубежная практика

Там, где деньги... лежат

Комментарии и аналитика

Гарантия выполнения обязательств

«Уступлю право требования» О.Бендер

Неделя права

Сколько нужно юристов?

О защите прав заключенных

Открытость по-китайски

Механик — конкурент юристу?

Госзакупки необходимо усовершенствовать

Реестр событий

Адвокаты в поиске единства

УПК готов... доктринально

Секретариат будет проверять судей и кандидатов!

Судебная практика

Губит людей не пиво...

Судебные решения

Об аспектах квалификации преступлений против собственности

О документах, которыми могут устанавливаться обязательства в сфере социальной защиты

О моральном вреде, нанесенном юрлицу

Тема номера

Все без исключения доказательства

Частная практика

Все адвокаты там будут...

Юридический форум

Главное — состояться как специалист

Інші новини

PRAVO.UA