Налогоплательщиков в реестр! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №38 (456) » Налогоплательщиков в реестр!

Налогоплательщиков в реестр!

2 сентября с.г. вступил в силу приказ Государственной налоговой администрации Украины «О внесении изменений в Инструкцию о порядке учета налогоплательщиков» № 428. Данные изменения направлены, в первую очередь, на упорядочение регистрации некоторых категорий граждан. Но ряд изменений носит исключительно редакционный характер.

Меняем, но не существенно

Незначительным изменениям, направленным на ускорение процесса взятия на учет налогоплательщиков, — юридических лиц и их обособленных подразделений — подверглась часть 4 Инструкции. Так, данные о дате взятия (постановки) на учет налогоплательщика — юридического лица или обособленного подразделения юридического лица — орган налоговой уже в день взятия на учет (а не на второй рабочий день после этого) передает соответствующему государственному регистратору для внесения этих сведений в Единый государственный реестр. То же касается и передачи данных о налогоплательщике налоговой милиции: она осуществляется на следующий день после взятия налогоплательщика на учет. Если налогоплательщик создан на определенный срок или находится на учете в органе государственной налоговой службы до определенного срока, то в левой верхней части справки по форме № 4УН делается специальная запись «Справка действительна до» и указывается соответствующая дата.

Часть 6, которая учитывает особенности учета нерезидентов и их обособленных подразделений, а также часть 7 Инструкции, устанавливающая порядок внесения изменений в учетные данные налогоплательщиков, претерпели только редакционные изменения.

За кем пришел налоговый инспектор?

До внесения изменений данная Инструкция в целом и часть 5 «Взятие на учет физических лиц — налогоплательщиков» имела прямое отношение лишь к частным нотариусам. Теперь, кроме изменений, отвечающих общему духу всех изменений, внесенных в Инструкцию (ускорение процесса взятия на учет и передачи данных), есть и те, которые «порадуют» частнопрактикующих адвокатов, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, и судебных экспертов, самостоятельно осуществляющих деятельность и не являющихся работниками государственных специализированных учреждений. Отныне указанные лица подлежат учету в налоговых органах как налогоплательщики в порядке, установленном Инструкцией для физических лиц — предпринимателей.

Так, взятие на учет адвокатов, которые занимаются адвокатской деятельностью индивидуально и не зарегистрированы как физические лица — предприниматели, а также судебных экспертов, которые не являются работниками государственных специализированных учреждений и получили право самостоятельно осуществлять судейско-экспертную деятельность, осуществляется по месту их проживания. При подаче заявления адвокаты предъявляют оригинал и копию свидетельства о праве на осуществление адвокатской деятельности, а судебные эксперты — оригинал и копию свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта.

Кажется, что подобная регистрация осуществляется добровольно, но на налоговые органы возлагаются «шпионские» функции. Если органом государственной налоговой службы по информации от другого государственного органа или при выполнении собственных функций выявляется физическое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность, которая зарегистрирована, но не находится на учете в органе государственной налоговой службы, то орган государственной налоговой службы уведомляет такое лицо о необходимости подачи заявления для взятия на учет. Интересно, если представитель этого «органа государственной налоговой службы», идя утром на работу, увидел контору адвоката, то что, согласно этой Инструкции, он должен сделать? Зайти и узнать, является ли адвокат субъектом предпринимательской деятельности? Это остается не ясным… Но если адвокат или судебный эксперт все-таки получил «черную метку» от налоговой и в 20-дневный срок от дня направления сообщения не подает заявления для взятия на учет, то подразделение по учету налогоплательщиков направляет в подразделение налоговой милиции запрос относительно установления местожительства (места ведения деятельности), а также сведения о таком самозанятом лице для реализации возложенных законом полномочий.

Кроме порядка взятия на учет, Инструкция регулирует и обратный порядок. Так, устанавливается, что место учета физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, кроме нотариусов, изменяется в случае изменения местожительства таких лиц, если оно связано с изменением административного района. В случае изменения места учета адвоката или судебного эксперта органами налоговой по предыдущему месту учета и по новому месту учета проводятся процедуры снятия с учета/взятия на учет, аналогичные случаям изменения местожительства физическими лицами — предпринимателями. Такие процедуры инициируются и проводятся органами государственной налоговой службы на основании уведомления соответствующего государственного органа — квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры (для адвокатов) или Центральной экспертно-квалификационной комиссией при Министерстве юстиции (для судэкспертов) либо на основании заявления самозанятого лица.

В случае получения органом налоговой службы сведений о внесении каких-либо записей в Единый государственный реестр относительно налогоплательщика этот орган обязан передать указанную информацию в орган государственной налоговой службы, в котором продолжен срок пребывания на учете налогоплательщика, не позднее следующего рабочего дня от дня поступления соответствующих сведений. Что же касается процедуры прекращения деятельности, то налогоплательщик, находящийся в процессе прекращения, не может быть переведен на обслуживание в другой орган государственной налоговой службы. Адвокаты и судебные эксперты снимаются с учета после прекращения своей деятельности в порядке, установленном для физических лиц — предпринимателей, при наличии документально подтвержденной информации соответствующего государственного органа, выдающего документы о праве на занятие этой деятельностью. Также уведомления о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя (по логике Инструкции, и адвоката, и судэксперта) в случае его смерти, или объявления его умершим, или признания его без вести пропавшим, или уведомления о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя (адвоката, судэксперта) по судебному решению ­относительно признания физического лица — предпринимателя (адвоката, судэксперта) банкротом, являются основанием для снятия физического лица — предпринимателя (адвоката, судэксперта) с учета в соответствующем органе государственной налоговой службы.

Снятие с учета по-новому

Изменения претерпел и общий порядок снятия с учета налогоплательщиков в органах налоговой. Теперь, если относительно налогоплательщика в Единый государственный реестр не внесена запись о принятии решения о прекращении, заявление о снятии с учета налогоплательщика налоговой службой не рассматривается. Налогоплательщики, для которых законом определены особенности их государственной регистрации и которые не включаются в Единый государственный реестр, подают заявление о снятии с учета налогоплательщика, а также необходимые в 3-дневный срок после размещения в определенных законодательством печатных средствах массовой информации сообщения о прекращении юридического лица.

Если же юридическое лицо прекращается вследствие его ликвидации, то для проведения ликвидационной процедуры используется один банковский счет данного юрлица, определяемый ликвидационной комиссией. С целью обеспечения закрытия других счетов ликвидируемых юридических лиц налоговая служба по обращению ликвидационной комиссии предоставляет перечень счетов в финансовых учреждениях соответствующего юридического лица и/или его обособленных подразделений, которые на момент обращения состоят на учете органов государственной налоговой службы и относительно которых не поступали сообщения об их закрытии. В случае признания налогоплательщика банкротом налоговая может самостоятельно прислать информацию о счетах банкрота.

Можно заметить, что изменения в Инструкцию направлены и на согласование ее с законодательством о банкротстве. Так, при проведении мероприятий, связанных с прекращением налогоплательщика, орган государственной налоговой службы организовывает и планирует их таким образом, чтобы уведомление о наличии задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам) было получено лицом, ответственным за погашение налоговых обязательств или налогового долга налогоплательщика, не позднее срока, определенного для заявления кредиторами своих требований, то есть не менее двух месяцев от дня публикации сообщения о прекращении налогоплательщика.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

«Конвенционная» минэкспертиза

Деловая практика

Налогоплательщиков в реестр!

Законодательная практика

За что и сколько платить

Зарубежная практика

Там, где деньги... лежат

Комментарии и аналитика

Гарантия выполнения обязательств

«Уступлю право требования» О.Бендер

Неделя права

Сколько нужно юристов?

О защите прав заключенных

Открытость по-китайски

Механик — конкурент юристу?

Госзакупки необходимо усовершенствовать

Реестр событий

Адвокаты в поиске единства

УПК готов... доктринально

Секретариат будет проверять судей и кандидатов!

Судебная практика

Губит людей не пиво...

Судебные решения

Об аспектах квалификации преступлений против собственности

О документах, которыми могут устанавливаться обязательства в сфере социальной защиты

О моральном вреде, нанесенном юрлицу

Тема номера

Все без исключения доказательства

Частная практика

Все адвокаты там будут...

Юридический форум

Главное — состояться как специалист

Інші новини

PRAVO.UA