Одним из основных заданий, возложенных на Министерство юстиции Украины в соответствии с Положением о Министерстве юстиции, является государственная регистрация нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти, которые касаются прав свобод и законных интересов граждан или носят межведомственный характер.
Напомним, что государственная регистрация нормативного акта состоит в проведении юридической экспертизы на соответствие его Конституции и законодательству Украины, принятии решения о государственной регистрации этого акта, присвоении ему регистрационного номера и внесении в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов.
Экспертиза нормативно-правовых актов проводится с целью установления полномочий субъекта нормотворчества на принятие этого акта, обеспечения его качества, обоснованности, своевременности принятия, обнаружения возможных последствий его принятия. Заданиями экспертизы являются объективное всестороннее рассмотрение нормативно-правового акта, проверка соответствия нормативного акта требованиям и нормам действующего законодательства, правилам нормотворчества, подготовка обоснованных экспертных выводов.
Вопросы государственной регистрации нормативно-правовых актов регулируются Указом Президента Украины «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» от 3 октября 1992 года, постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о государственной регистрации нормативных актов министерств и других органов исполнительной власти» от 28 декабря 1992 года и нормативно-правовыми актами Минюста, принятыми во их исполнение. В частности, процедура подачи нормативно-правовых актов на регистрацию регулируется приказом Министерства юстиции «Об усовершенствовании порядка государственной регистрации нормативно-правовых актов и отмене решения о регистрации нормативно-правовых актов». 23 августа с.г. данный порядок был изменен. Министерство юстиции Украины издало приказ № 70/5 «О внесении изменений в нормативно-правовые акты Министерства юстиции Украины по вопросам государственной регистрации нормативно-правовых актов» (Приказ).
О евроинтеграции
В рамках реализации проекта адаптации украинского законодательства к нормам европейского права принято решение о дополнительной проверке нормативно-правовых актов на соответствие Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод.
В последнее время Европейский Суд все чаще констатирует нарушение Украиной Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод. Такие нарушения, в частности, связаны с тем, что определенные национальные нормативные акты противоречат требованиям Конвенции и, таким образом, являются источником ее системного нарушения.
Об экспертизе
У субъектов нормотворчества появилась еще одна головная боль — все проекты законов, других нормативно-правовых актов, а также тех документов, на которые распространяется требование государственной регистрации, будут подлежать экспертизе на соответствие Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод в Национальном бюро по делам соблюдения Конвенции Министерства юстиции Украины (Национальное бюро).
Такая экспертиза будет осуществляться в рамках исполнения Закона Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» и постановления Кабинета Министров Украины о мерах относительно реализации этого Закона.
Экспертиза будет проводиться в два этапа. Первый этап — «проверка на принадлежность» — предполагает изучение того, касается ли предмет регулирования нормативного акта прав и свобод человека, гарантированных Конвенцией. Если это так, то акт проходит второй этап процедуры — «проверку на соответствие»: специалисты будут проверять, отвечает ли документ положениям Конвенции и практике Европейского Суда по правам человека. Результаты экспертизы будут включены в так называемое заключение Министерства юстиции.
Субъект нормотворчества должен самостоятельно определяться с тем, затрагивает ли нормативно-правовой акт права и свободы человека. Соответственно, решается вопрос о необходимости экспертизы в Национальном бюро. Свое мнение указанный субъект излагает в сопроводительном письме при подаче нормативно-правового акта на регистрацию. Но, в случае возникновения сомнений в отсутствии оснований для такой экспертизы, у регистрирующего органа появляется еще одна дополнительная причина для отказа в государственной регистрации. Нормативно-правовой акт подлежит возвращению для согласования с Национальным бюро или получения их заключения об отсутствии оснований для такого согласования. То есть в любом случае, для того чтобы зарегистрировать нормативно-правовой акт в Министерстве юстиции, необходимо заручиться поддержкой Национального бюро.
Другие изменения
Также приказом вносится ряд других изменений в порядок регистрации нормативно-правовых актов. В частности, установлено, что изменения в нормативно-правовой акт вносятся распорядительным документом того же самого вида, что и основной документ (ранее в этом пункте использовалась формулировка «как правило»).
Исключена норма, согласно которой регистрации в Минюсте подлежит Положение о порядке лицензирования телерадиовещания, разрабатываемое Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания.
В преамбуле нормативно-правового акта — вступительной части, в которой раскрывается цель и основания его принятия — должна быть ссылка на компетенционный нормативно-правовой акт, на основании которого первый принят.
Дата подписания и утверждения документа оформляется исключительно цифровым образом. Кроме того, уточнены некоторые требования к оформлению нормативно-правовых актов — даты в тексте нормативно-правового акта оформляются цифровым или словесно-цифровым способом в соответствии с требованиями Примерной инструкции.
Об отмене регистрации
Также приказ вносит изменения и дополнения в Порядок отмены решения о государственной регистрации нормативно-правовых актов, занесенных в Государственный реестр, утвержденный приказом Министерства юстиции Украины № 32/5 от 31 июля 2000 года.
Дополнительным основанием для отмены регистрации нормативно-правового акта является прекращение действия регуляторного нормативно-правового акта или отдельных его положений в соответствии со статьей 28 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».
Изменения коснутся также порядка предоставления информации о нормативно-правовых актах, действие которых отменено. Территориальные органы юстиции обязаны в течение 3х дней информировать Министерство юстиции об отмене решений о регистрации нормативно-правовых актов. Обязательна подача копии заключения.
Таким образом, Министерство юстиции целенаправленно продолжает работу по адаптации украинского законодательства к европейским стандартам. Вместе с существовавшими ранее согласованиями о соответствии принимаемого акта нормам европейского права экспертиза в национальном бюро станет еще одним «фильтром» качества нормативно-правовых актов, издаваемых на Украине.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…