Ударим комитетом по... — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №50 (468) » Ударим комитетом по…

Ударим комитетом по…

В последнее время все чаще звучат призывы реформировать систему правоохранительных органов Украины, активнее бороться с коррупцией, проникшей во все сферы жизнедеятельности общества. Мировой опыт свидетельствует, что для этой цели целесообразно создать отдельный орган по расследованию и предотвращению коррупционных правонарушений. С этой целью в Верховном Совете Украины народными депутатами Виктором Королем, Григорием Омельченко, Владимиром Сивковичем и др. зарегистрирован законопроект «О Государственном комитете Украины по противодействию коррупции».

Согласно данному законопроекту, предлагается создать новый правоохранительный орган специального назначения — Государственный комитет по противодействию коррупции (Комитет), на который будет возложено обеспечение организации и ведение системной борьбы с коррупцией и преступлениями, связанными с коррупцией и представляющими повышенную общественную опасность для жизненно важных интересов государства и его граждан. Следует отметить, что в настоящее время в украинском законодательстве вообще не существует понятия «преступления, связанные с коррупцией». Отсюда следует вывод, что для начала функционирования такого органа необходимо внести весьма обширные изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины, криминализировать целый ряд деяний, что не так просто осуществить даже с точки зрения законодательной техники.

Среди задач и прав Комитета, безусловно, следует акцентировать внимание на следующих. К основным задачам Комитета предлагается отнести проведение оперативно-розыскных мероприятий и досудебного следствия по уголовным делам, отнесенным законом к его подследственности, расследование дела, возбужденного против Президента Украины в случае принятия Верховным Советом Украины решения об устранении его с должности в порядке импичмента, рассмотрение и расследование в установленном порядке дел об административных коррупционных правонарушениях. Заметим, что рассмотрение такой категории дел сегодня является компетенцией судов.

Интересными являются и нормы касательно подчинения Комитета. Так, он подконтролен Верховному Совету, деятельность его направляется Кабинетом Министров, а по вопросам, связанным с обеспечением национальной безопасности Украины, Комитет подчиняется и подконт­ролен Президенту. По статусу председатель Комитета приравнивается к руководителю центрального органа исполнительной власти и подчиняется непосредственно главе государства. Возникает вопрос: кто же реально будет влиять на такую структуру с очень весомыми полномочиями? Ведь председателя Комитета назначает на должность и увольняет с должности Президент Украины по представлению премьер-министра и при согласии парламента.

В законопроекте подробно описаны причины досрочной отставки председателя Комитета, однако есть в нем и неоднозначные положения. Так, председатель может быть уволен при иных (не определенных проектом) обстоятельствах Президентом Украины при согласии парламента, то есть перечень причин его увольнения не является исчерпывающим, что потенциально ставит его в зависимое положение. Откровенно дискуссионной является и норма следующего содержания: председатель Комитета назначается на 7 лет, а после последнего отчета перед Верховным Советом и Президентом Украины о деятельности Комитета, при согласии на это Верховного Совета — бессрочно.

Что касается правового регулирования трудоустройства работников и должностных лиц Комитета, то тут прослеживается четкая тенденция к дублированию положений Закона Украины «О прокуратуре». Например, система специальных званий полностью позаимствована из этого законодательного акта и соответствует действующей в органах прокуратуры.

Особо следует упомянуть норму, наделяющую Комитет правом заключать договоры с юридическими и физическими лицами об исполнении работ и предоставлении услуг в сфере информационно-аналитического и другого обеспечения. По сути, орган, призванный бороться с коррупцией, будет иметь право оказывать платные услуги на договорных началах!..

Создание Комитета, по мнению авторов законопроекта, не является препятствием для проведения реформирования следственных подразделений. Следственные подразделения могут быть выведены из структур правоохранительных органов и объединены в единую структуру — следственный комитет.

Насколько велики предлагаемые полномочия Комитета, можно определить, проанализировав еще одну норму проекта. Должностные лица и работники Комитета, кроме прав определенных в данном проекте закона, пользуются соответствующими правами и исполняют обязанности, определенные законами Украины «Об опера­тивно-розыскной деятельности», ­«О борьбе с коррупцией», «О милиции», ­«О Службе ­безопасности Украины» и другими законодательными актами, регулирующими деятельность правоохранительных органов Украины. Таким образом, создается абсолютно новый правоохранительный орган, наделенный сверх полномочиями и призванный бороться с коррупцией, прежде всего, в высших эшелонах власти. Но нужен ли он в таком виде правоохранительной ­системе Украины и государству в целом? Ведь уже ранее планировалось создание Национального бюро расследований с аналогичными функциями и полномочиями, однако такая идея не нашла своего реального воплощения. Вопрос остается открытым.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA