Неопределенность регистрации — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №50 (468) » Неопределенность регистрации

Неопределенность регистрации

В октябре 2006 года вступили в силу изменения в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15 мая 2003 года, которым с 19 октября 2006 года обязанность относительно регистрации объединений граждан (в том числе профессиональных союзов и их объединений), благотворительных организаций, политических партий, бирж, других учреждений и организаций возложена на Министерство юстиции и его территориальные органы. Именно эти органы юстиции выдают свидетельство о регистрации, оформленное государственным регистратором в соответствующем исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной государственной администрации по местонахождению юридического лица.

Для взаимодействия двух государственных организаций относительно регистрации объединений граждан Министерством юстиции совместно с Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства был разработан Регламент передачи Министерством юстиции и его территориальными органами государственным регистраторам данных о юридических лицах, зарегистрированных согласно части 4 статьи 3 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».

До 19 октября 2006 года вопрос регистрации объединений граждан был урегулирован Законом Украины «Об объединениях граждан» от 16 июня 1992 года и постановлением КМУ «Об утверждении Положения о порядке легализации объединений граждан» № 140 от 26 февраля 1993 года (Постановление № 140). В связи с регулированием порядка регистрации объединений граждан одновременно законами Украины «Об объединениях граждан» и «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» возникли вопросы относительно двойной уплаты регистрационного сбора за нотариальное удостоверение заявления и подписей учредителей на их уставе, а также относительно исчерпывающего перечня оснований отказа в регистрации организации и т.п.

Ярким примером появления проблем с регистрацией объединения граждан является история регистрации областной общественной организации инвалидов. Учредители общественной организации инвалидов 1 сентября 2006 года предоставили пакет необходимых документов для регистрации общественной организации областному управлению юстиции. 13 октября 2006 года органы юстиции в связи с выявленными недостатками (неиспользуемые прописные буквы в названии организации) отказали в государственной регистрации и предложили после их устранения обратиться повторно для проведения регистрации.

Учредители общественной организации после устранения недостатков 23 октября 2006 года снова предоставили необходимый пакет документов, указав в сопроводительном письме, что заявление о регистрации и документ об уплате регистрационного сбора находятся в управлении юстиции и потому во второй раз не подаются.

26 октября 2006 года управление юстиции снова отвечает отказом в регистрации общественной организации. При этом указывает следующие причины: во-первых, в связи с непредоставлением во второй раз заявления о регистрации; во-вторых, в связи с отсутствием нотариально удостоверенных подписей учредителей на уставе в соответствии с требованиями Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».

Проанализировав нормативные документы, на основании которых было отказано в регистрации общественной организации, ее учредители считают такой отказ неправомерным. Во-первых, относительно подачи второго заявления о регистрации общественной организации следует отметить следующее.

Законом Украины «Об объединениях граждан» не предусмотрено, что во второй (или в десятый) раз необходимо подавать нотариально удостоверенное заявление о регистрации, которое уже находится в органах юстиции. Соответствующее заявление было предоставлено при первом обращении в органы юстиции и, следовательно, должно находиться там.

Учитывая то, что Постановлением № 140 предусмотрено нотариальное удостоверение подписей учредителей, а такое удостоверение и расходы на доставку инвалидов к нотариусу (специальным транспортом или такси) составляют 150 грн, понятно, что нести такие финансовые расходы вторично (а уставные документы могут возвращаться неограниченное количество раз по разным основаниям и поводам, кстати, не преду­смотренным действующим законодательством) учредители неприбыльной организации просто материально не в состоянии.

Поскольку соответствующее заявление о регистрации уже было предоставлено, а также учитывая его «себестоимость» (около 150 грн) и то, что предоставление дважды такого заявления не предусмотрено ни Законом «Об объединениях граждан», ни Постановлением № 140, учредители общественной организации считают безосновательным требование органа юстиции предоставить второе заявление о регистрации общественной организации, уплачивая при этом значительную сумму денег за документ, который уже изготовлен, надлежащим образом удостоверен и находится в регистрирующем органе.

Во-вторых,относительно отсутствия нотариально удостоверенных подписей учредителей на уставе нужно отметить следующее. Действительно, пунктом 5 статьи 8 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» предусмотрено нотариальное удостоверение подписей учредителей на уставе. Однако применение данного Закона для регистрации общественных организаций возможно только после 19 октября 2006 года (соответственно после вступления в силу Закона № 3575 от 16 марта 2006 года), а учредители впервые предоставили документы на регистрацию 1 сентября 2006 года, руководствуясь Постановлением № 140 и оплатив при этом нотариальное удостоверение заявления о регистрации.

Кроме того, возникает коллизия, когда за одно и то же (нотариальное удостоверение юридического факта — желания трех человек основать общественную организацию) необходимо платить дважды. Сначала нотариально удостоверять необходимо подписи учредителей на заявлении (основание — Постановление № 140), а потом удостоверять то же самое, но уже на соответствующем уставе (основание — Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей»).

Учредители общественной организации считают, что для решения коллизии действия нормативных актов во времени нужно исходить из того, что нотариальное удостоверение подписей (на заявлении или на уставе) и соответствующая уплата за это средств должна быть разделена во времени. А именно: документы учредителей общественной организации, которые были впервые предоставлены до 19 октября 2006 года, должны отвечать Закону Украины «Об объединениях граждан» и Постановлению №  140. Соответственно учредители для регистрации должны предоставить и уплатить средства за нотариальное удостоверение заявления о регистрации общественной организации. А документы, которые впервые для регистрации будут предоставлены после 19 октября 2006 года (даты вступления в силу Закона № 3575 от 16 марта 2006 года), должны отвечать Закону «Об объедине­ниях граждан», Постановлению № 140 и Закону «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей». Соответственно учредители для регистрации должны предоставить и уплатить средства за нотариальное удостоверение подписей только на уставе.

Учредители общественной организации считают, что, в случае возвращения учредителям на доработку уставных документов, датой обращения (для решения правовых коллизий относительно действия нормативно-правового акта во времени) нужно считать дату первого обращения для регистрации.

Во-первых, соответствующие лица уже совершили необходимые действия (например, уплатили средства за нотариальное оформление соответствующего заявления), руководствуясь законодательством, действовавшим до 19 октября 2006 года, а во-вторых, такое толкование полностью подтверждается аналогичными правовыми нормами, существующими в законодательном поле Украины.

Например, в части 2 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Украины указано, что исковое заявление считается поданным в день первичного его представления, если истец устранил недостатки искового заявления в срок, установленный судом. Такая правовая позиция не приводит к коллизии нормативных актов, что подтверждается следующими доводами.

В пункте 5 статьи 8 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» указано, что учредительные документы излагаются письменно, прошиваются, пронумеровываются и подписываются учредителями (нотариально удостоверяются), если законом не установлен другой порядок их утверждения.

Ссылка на другой закон дает возможность применять нормы Закона «Об объединениях граждан» и Постановления № 140, в которых отмечается только о нотариальном удостоверении подписей на заявлении о регистрации. Соответствующая правовая связь между Постановлением № 140 и Законом «Об объединениях граждан» указана в статье 5 Закона «Об объединениях граждан» (законодательство об объединениях граждан состоит из …этого Закона и актов законодательства, принятых в соответствии с ним).

Постановление № 140 было принято в соответствии с Законом «Об объединениях граждан» и во исполнение постановления Верховного Совета Украины о введении в действие Закона «Об объединениях граждан» № 2461 от 16 июня 1992 года.

Для решения вопроса о регистрации учредители общественной организации направили соответствующие обращения в Министерство юстиции Украины и в Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства относительно предоставления разъяснения по проблемным вопросам, возникшим в связи с регистрацией общественной организации.

Остается надеяться, что соответствующие разъяснения помогут решить существующую проблему.

ФЕДОРЕНКО Олег — главный специалист юридической службы Луганского областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов, магистр государственного управления, г. Луганск

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA