Тень голосования — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 34 » Тень голосования

Тень голосования

Избирательный кодекс Украины хоть и гарантирует равные условия проведения предвыборной агитации, но ситуация, при которой источники финансирования предвыборной кампании остаются в тени, в полной мере не решается

После решения такой насущной проблемы избирательного законодательства, как определение наиболее оптимальной избирательной системы, существенной доработки требует правовое регулирование финансового обеспечения выборов и проведения предвыборной агитации. Так, принятый парламентом Избирательный кодекс Украины (Кодекс) вносит коррективы в такие важные этапы избирательного процесса, как агитация и финансирование предвыборной кампании. Во-первых, Кодекс устанавливает разграничения между предвыборной агитацией и информационным (незаангажированным) обеспечением выборов. Во-вторых, уточняются понятие предвыборной агитации и формы ее осуществления. В-третьих, упорядочиваются требования к деятельности средств массовой информации как в части информирования общества о ходе избирательного процесса, так и в части их участия в предвыборной агитации.

Детально рассмотреть вопросы, касающиеся финансового и информационного обеспечения выборов и предвыборной агитации, предлагаем в этой статье, третьей из серии публикаций, посвященных Избирательному кодексу Украины.

Денежный лимит

С целью надлежащего финансового обеспечения участия в выборах и финансирования предвыборной агитации кандидаты и политические партии формируют избирательные фонды. Отметим, что во время выборов народных депутатов Украины ввиду пропорциональной системы право формировать избирательные фонды будут иметь исключительно политические партии.

Кодекс не устанавливает лимиты для избирательных фондов на парламентских и президентских выборах (что касается собственных средств). В то же время определяется граничная сумма расходов фонда на соответствующих местных выборах. К примеру, для кандидата на должность мэра города — областного центра, города Киева или Симферополя лимит будет составлять 3000 минимальных размеров заработной платы.

Что касается добровольных взносов, то Кодекс устанавливает их лимит для каждого типа выборов. Например, на парламентских выборах добровольный взнос одного лица в избирательный фонд партии не может превышать 400 минимальных размеров заработной платы.

И все же, несмотря на то что субъекты выдвижения на общегосударственных выборах не ограничены в использовании собственных средств, некий сдерживающий фактор все же будет присутствовать. Так, собственные средства кандидата, которые перечисляются в его избирательный фонд, должны соответствовать объему доходов, указанных в его декларации о доходах, предоставленной для его регистрации на соответствующих выборах.

Баланс сил

Информационное обеспечение выборов в основном будет проводиться по принципам, уже наработанным избирательным законодательством. Уточняются требования к средствам массовой информации в части сбалансированного распространения информации, которая не является предвыборной агитацией. К примеру, информационные агентства и СМИ должны будут сбалансированно освещать комментарии всех кандидатов относительно событий, связанных с выборами. Кроме того, телерадиоорганизации должны соблюдать требования относительно равного распределения эфирного времени, посвященного каждому кандидату, допуская отклонение от среднего объема эфирного времени не более чем на 15 %.

Право на обнародование рейтинга кандидатов или партий по результатам социального опроса будет ограничено. Так, Кодексом запрещается опубликование или распространение другим способом результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, на протяжении последних семи дней (!) перед днем голосования. Сейчас во время парламентской и президентской избирательных кампаний запрещается обнародование рейтинга политических сил или кандидатов за два дня до даты голосования.

С отметкой «агитация»

Как известно, наибольшее количество нарушений во время проведения предвыборной агитации касается ее финансирования, непрямого подкупа избирателей, а также соблюдения равных условий ее осуществления. И все же Избирательный кодекс Украины в этой части дублирует фактически все требования действующего законодательства. Возможно, по мнению авторов Кодекса, проблема обеспечения прозрачного финансирования предвыборной кампании кроется не в законодательстве, а в работе правоохранительных органов.

Что касается новшеств, то Кодексом вводится понятие «скрытая предвыборная агитация». Так, скрытая предвыборная агитация, а также размещение и распространение материалов предвыборной агитации, не обозначенных как агитация, запрещается. И все же Кодекс не уточняет, что следует понимать под «скрытой агитацией». Например, можно ли считать «скрытой агитацией» размещение в «дни тишины» плакатов в стилистике политической силы, ведь, глядя на такие рекламные щиты, избирателям становится понятно, кто стоит за уже знакомыми лозунгами.

И все же в Кодексе подчеркивается, что предвыборная агитация накануне дня голосования и в день голосования запрещается в любой форме. Кодексом предусматривается, что с этого времени прекращается использование носителей внешней рекламы для размещения материалов агитации. Такие материалы, размещенные на информационных стендах и в других местах, с этого времени будут сниматься соответствующими службами местных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, коммунальными предприятиями или соответствующими субъектами — распространителями внешней рекламы.

Что касается так называемого спонсорства, то проведение публичных мероприятий (концертов, спортивных соревнований, демонстрация фильмов, телепередач) в поддержку кандидата можно осуществлять только в случае полного финансирования таких мероприятий из средств избирательного фонда. Сейчас же кандидаты или партии могут лишь частично профинансировать такие мероприятия для указания их как спонсоров.

Кодекс также предусматривает, что во время избирательного процесса запрещается использование в коммерческой и социальной рекламе сообщений в любой форме о поддержке кандидатом или субъектом их выдвижения товаров и услуг, зрелищных или других публичных мероприятий, а также привлечение внимания к участию кандидатов в публичных зрелищных мероприятиях.

В то же время Избирательный кодекс уточняет, что проведение митингов во время избирательного процесса не требует никаких разрешений. Так, организация или проведение кандидатами или партиями митингов, походов, демонстраций, пикетов, установление информационных палаток для проведения мероприятий агитации не требует получения разрешений от органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Онлайн-связь

Политики все чаще используют новые технологии для влияния на электорат, и с каждой избирательной кампанией усиливается роль социальных сетей.

И все же, в то время как Избирательный кодекс Украины достаточно детально регулирует порядок использования средств массовой информации, в том числе аудиовизуальных и электронных, политическая реклама в соцсетях осталась без внимания законодателя.

Дело в том, что законодательная неурегулированность виртуального пространства позволяет, в частности, обходить требование относительно использования средств избирательных фондов и даже публиковать неправдивые рейтинги кандидатов.

В подтверждение вышесказанного следует отметить, что в постановлении Центральной избирательной комиссии (ЦИК) № 1010 от 14 июня 2019 года, которым утверждены формы финансовых отчетов о поступлении и использовании средств избирательных фондов,  не были определены отдельные коды для классификации рекламы в социальных сетях. Таким образом, сейчас практически невозможно проконтролировать источники финансирования агитации в соцсетях и, как следствие, привлечь к ответственности за нарушение требований избирательного законодательства. К сожалению, эту проблему никак не решает и Избирательный кодекс Украины. Так, несмотря на активное использование политиками социальных сетей, в Кодексе не упоминаются соцсети в перечне форм предвыборной агитации, хотя этот перечень обозначен как неисчерпающий.

Тем временем, учитывая нарастающую популярность онлайн-агитации, страны Европейского Союза стали обязывать социальные сети устанавливать контроль над распространением политической рекламы. К примеру, в сети Facebook действует «Библиотека рекламы», созданная компанией с целью повышения прозрачности, обеспечения подотчетности размещения рекламы и предотвращения иностранного вмешательства в выборы в разных странах мира. Поскольку правила глобальной сети распространяются на всех пользователей, Facebook «фильтровал» политическую рекламу и во время украинской избирательной кампании. Как сообщает Всеукраинская общественная организация «Общественная сеть «ОПОРА», на старте парламентского избирательного процесса большая часть политической рекламы публиковалась как обычная, и только с середины июня Facebook начал блокировать политическую рекламу, размещенную без соответствующей маркировки.

И пока украинская власть никак не реагирует на появление новых предвыборных технологий, субъекты избирательной кампании активно используют образовавшийся правовой вакуум в своих политических целях, которые, по их мнению, оправдывают средства.

Алина НАЗАРЧУК • «Юридическая практика»

 


МНЕНИЕ

Гарантии прозрачности

Ольга КОЦЮРУБА,
старший советник по юридическим вопросам
ВОО «Общественная сеть «ОПОРА»

Введению каждой новой избирательной системы должна предшествовать информационно-просветительная кампания, и от того, насколько качественно она проводится, зависит, станет ли система понятной для избирателей, членов избирательных комиссий, субъектов избирательного процесса.

В Кодексе установлен ряд дополнительных гарантий прозрачности избирательного процесса и механизмов предотвращения злоупотреблений во время проведения выборов. В частности, ключевая информация относительно выборов (решения избирательных комиссий, сведения о кандидатах, зарегистрированных на соответствующих выборах, предвыборные программы кандидатов или субъектов их выдвижения; протоколы о результатах подсчета голосов избирателей на избирательных участках, протоколы об итогах голосования и результатах выборов) обнародуется на сайте ЦИК в формате, который позволяет ее автоматизированную обработку электронными средствами (машиносчитывание).

С другой стороны, в отличие от действующего законодательства в Избирательном кодексе Украины отсутствует требование промежуточной финансовой отчетности кандидатов и партий — субъектов избирательного процесса. Следует отметить, что промежуточная финансовая отчетность была введена во исполнение рекомендаций, указанных в мониторинговых отчетах GRECO (группа государств против коррупции), органа Совета Европы по антикоррупционному мониторингу. Отсутствие у избирателей информации о расходах избирательного фонда и источниках финансирования агитационной активности кандидатов и партий делает избирательный процесс менее прозрачным.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Законодательная база

Государство и юристы

Жаркое подобие

Тень голосования

Взяться за ум

Новости

Новости из зала суда

Новости из-за рубежа

Новости юридических фирм

Карта событий

Отрасли практики

Бить самостоятельным

Ранний совет

Пат арестом

Самое важное

Лучшие, конечно, впереди!

Открыть портал

Хранители вкладов

Судебная практика

Торговая мерка

Отчий том

АТО непонятно

Судебные решения

О нюансах привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности

Договор, подписанный лицом без соответствующих полномочий, является недействительным

Восприятие марок рядовым потребителем играет решающую роль при их сравнении и оценке

Особенности замены должника в исполнительном производстве двумя должниками

Тема номера

Пониженное давление

Физпроцедуры

Частная практика

Письменный столп

Онлайн-перевод

Предупредительные знаки

Інші новини

PRAVO.UA