Правительство 22 августа с.г. сообщило о начале работы нового центрального органа исполнительной власти — Государственной службы морского и речного транспорта Украины (Морской администрации). О своих намерениях создать этот орган правительство заявило еще в прошлом году, когда Кабинет Министров постановлением Украины (№ 1095 от 6 сентября 2017 года) утвердил положение о Морской администрации. В середине апреля с.г. был назначен председатель Морской администрации — Дмитрий Петренко. Ранее Дмитрий Петренко занимал должность заместителя председателя Государственной службы по безопасности на транспорте.
Функции
Деятельность Морской администрации направлена в первую очередь на эффективную реализацию государственной политики в сферах морского и речного транспорта, торгового мореходства, судоходства по внутренним водным путям, навигационно-гидрографического обеспечения мореходства, осуществления государственного контроля по безопасности на морском и речном транспорте. Работу администрации будет координировать Кабинет Министров Украины через Министерство инфраструктуры Украины. Как заявляет правительство, данный орган поспособствует созданию комфортных условий для ведения судоходного бизнеса в Украине. Таким образом, внедрение международных стандартов судоходства «оживит» морскую торговлю, а поскольку морской транспорт является одним из самых дешевых, то это снизит стоимость импортных товаров.
Сможет ли новый орган либерализовать морскую торговлю? На этот вопрос нам ответил руководитель практики морского права ЮФ «АНК» Артем Волков: «Если говорить о шопинге в широком смысле, то регулярность судозаходов в украинские порты зависит от множества факторов, главными из которых являются наличие достаточных глубин, безопасность причалов, скорость обработки грузов в портах, процедуры контроля, применяемые государством порта, порядок урегулирования морских инцидентов (аварий) и другие. Часть из вышеперечисленного отнесена к ведению Морской администрации. Однако в целом создание комфортных условий для судовладельцев — это комплексная задача для Министерства инфраструктуры, Морской администрации, Администрации морских портов Украины и других служб и органов власти».
Флаг
Морская администрация ставит задачу повысить уровень привлекательности украинского флага для судовладельцев и таким образом вернуть утраченные и привлечь новые суда для регистрации в Украине. «К сожалению, говорить о «привилегиях» регистрации судов под украинским флагом сегодня не приходится. Украинский флаг пока что находится в так называемом черном списке Парижского меморандума о взаимопонимании о контроле судов государством порта, где компанию ему составляют Белиз, Острова Кука, Вануту, Камбоджа, Того и другие. С формальной точки зрения Кодекс торгового мореплавания (КТМ) Украины позволяет судам под украинским флагом выполнять без ограничений каботажные перевозки внутри страны (а этот вид перевозок не востребован рынком) и работать в портовых акваториях (например, осуществлять буксирную проводку судов и выполнять дноуглубительные работы). Что касается привилегий иностранных флагов, то это, как правило, высокие стандарты в сфере безопасности мореплавания, простота регистрационных процедур, отсутствие бюрократии, гибкая система скидок для поддержания лояльности судовладельцев, помощь администрации флага в получении разного рода сертификатов и разрешительных документов, возможность налоговой оптимизации и т.д», — рассказал Артем Волков.
Как сообщила управляющий партнер LeGran.TT, адвокат Татьяна Титаренко, с целью оценки pros & cons регистрации судов в Украине LeGran.ТТ провела базовый анализ по данной теме, сравнив законодательство Украины и других европейских государств, и выявила только одно условное преимущество плавания под украинским флагом — право осуществлять каботажные перевозки. Среди недостатков Татьяна Титаренко выделила наличие бюрократической процедуры оформления документов, закрытость судового реестра, отсутствие электронной регистрации судов, наличие рисков неправомерных посягательств на судно, высокие налоговые ставки (без предоставления льгот), более строгие требования к найму экипажа.
Реестр
В планах Морской администрации — создание комплексной базы данных украинских судов с помощью информационной системы «АИС Морская администрация». На платформе этой системы будет работать база данных для ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины, содержащая информацию о судах, которые имеют право плавать под государственным флагом Украины с указанием их основных технических характеристик.
Татьяна Титаренко уверена, что ведение таких реестров — это в первую очередь соответствующий контроль государства за судами, которые ходят под украинским флагом: «Обязательность наличия государственных судовых реестров, судовой книги (в нашем случае украинских) четко установлена в статье 94 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года, предусматривающей, что каждое государство, в частности, ведет реестр судов с указанием названий судов, плавающих под ее флагом, и их данных, принимает на себя в соответствии со своим внутреннним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна. В части 3 статьи отмечается, что каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море. Следовательно, ведение реестра — одно из ключевых международных обязательств государства, которое отображено в статье 26 КТМ Украины».
В этой базе данных также будет предусмотрена возможность взаимодействия с заинтересованными участниками мирового рынка торгового мореходства и поиска судов по заданным критериям, в том числе по типу и назначению.
Сейчас иностранным контрагентам очень сложно найти всю необходимую информацию об украинском судне, в то время как информация об иностранных судах в других странах открыта. «Подавляющее большинство реестров флагов являются открытыми, что позволяет получить полную информацию о судне «в один клик». И это не только название и тип судна и сведения о зарегистрированном собственнике. В Украине, к сожалению, с этим пока все сложно. Перечень судов под украинским флагом представлен в громоздком файле формата Excel на украинском языке, где даже нет IMO (уникального идентификатора судна). Стоит ли говорить, что на английском языке реестр вообще не представлен? Словом, есть над чем поработать», — комментирует Артем Волков.
Административные услуги
Государственная служба морского и речного транспорта Украины будет предоставлять следующие административные услуги. Так, Морская администрация осуществляет регистрацию судов в Государственном судовом реестре Украины и Судовой книге Украины, выдачу свидетельств о праве плавания под государственным флагом Украины (судовой патент), судовых билетов, свидетельств об исключении соответствующих судов из реестра и Судовой книги, свидетельств о минимальном составе экипажа суда. Также Морская администрация выдает удостоверение судоводителя торгового суда, которое допущено к плаванию судоходными речными внутренними водными путями Украины.
Государственный сервис по всем вышеперечисленным услугам до этого обеспечивала Государственная служба по безопасности на транспорте.
При условии соответствующего финансирования Морская администрация планирует на протяжении 2019 года открыть сервисные центры по предоставлению административных услуг по принципу единого окна. Такие центры будут работать в пяти городах Украины — Киеве, Одессе, Львове, Днепре и Харькове.
Татьяна Титаренко убеждена, что сервисные центры не смогут упростить предоставление административных услуг: «Международная практика показывает, что модель админуслуг через сервисные центры — напрасное использование ресурсов и времени. Наши коллеги из ЕС уже давно используют электронные платформы для регистрации судов, где регистрация занимает один день (вместо одного-трех месяцев). Что касается получения соответствующих документов моряками, то функционирующие по всей стране центры предоставления административных услуг могут занять эту нишу наряду с выдачей ID, различных свидетельств и других документов».
Основными проблемами, которые возникают при получении админуслуг, эксперты назвали несоблюдение сроков регистрационных процедур, многоэтапность процесса, чрезмерный формализм и бюрократию, отсутствие активного подхода со стороны чиновников Укртрансбезопасности.
Исходя из этого, Морская администрация поставила цель с помощью сервисных центров ограничить влияние работников Морской администрации на факт получения субъектом обращения админуслуг, предоставить возможность получения админуслуг с помощью телекоммуникационных сетей, а также минимизировать время выдачи заказанных документов. Будем надеяться, что таким образом административные услуги будут упрощены, и бюрократия останется в прошлом.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…