20 октября 2017 года правлением Национального банка Украины (НБУ) утверждена Концепция Положения о регистрации и лицензировании банков и позже, вместе с проектом нового Положения о лицензировании банков, размещена на сайте НБУ и предложена к общественному обсуждению (проект Положения).
С целью приведения законодательства в соответствие с европейскими нормами НБУ намерен комплексно пересмотреть Положение о порядке регистрации и лицензирования банков, открытии обособленных подразделений от 8 сентября 2011 года № 306 (Положение № 306). С момента его утверждения в действующее Положение № 306, состоящее из девяти разделов, неоднократно вносились изменения. Нормы по отдельным процессам, рассредоточены между несколькими главами и разделами, и поэтому Положение № 306 не выглядит последовательным и логическим, а значительную часть требований по банковской части нужно искать в других нормативно-правовых актах.
Проект Положения
Модель нового проекта Положения о регистрации и лицензировании банков состоит из 11 разделов, которые можно разделить на две части: общая, содержащая положения по всем процессам, и специальная, предназначенная для регулирования отдельных процессов.
Внедряя новую систему надзора и процедуру оценивания банков Supervisory Review and Evaluation Process (SREP), НБУ пересматривает подходы к регулированию большинства процессов. Для выполнения новых требований НБУ банкам нужно будет усовершенствовать структуру корпоративного управления и риск-менеджента.
Руководители банков
Раньше к квалификации руководителей банков были установлены формальные требования, которые сокращали круг кандидатов на эти должности. Так, член правления банка, ответственный за IT-технологии банка, имея соответствующий диплом и опыт в этой сфере, был обязан получать дополнительное образование в сфере экономики, менеджмента или права. Во избежание отказов по согласованию на должности руководителей банка были внесены соответствующие изменения в статью 42 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (от 16 ноября 2017 года). Тогда же были внесены изменения в части увеличения квоты независимых директоров, и теперь совет банка не менее чем на одну треть должен состоять из независимых директоров.
Помимо довольно жестких требований к независимым директорам, установленным статьей 531 Закона Украины «Об акционерных обществах», в проекте Положения предусмотрены дополнительные требования: независимый директор не должен быть собственником существенного участия в банке и/или представителем собственника существенного участия, не должен быть одним из десяти ключевых участников в структуре собственности банка и/или их представителем, а также должна отсутствовать информация об осуществлении им полномочий независимого директора юридического лица в интересах других лиц.
Оценка деловой репутации
НБУ будет осуществлять оценку деловой репутации юридических (а также руководителей указанных юридических лиц) и физических лиц в случае:
— согласования устава вновь созданного банка — учредителей банка, собственников существенного участия;
— согласования приобретения или увеличения существенного участия в банке;
— согласования на должности руководителей банка, руководителя подразделения внутреннего аудита;
— контроля собственника существенного участия в банке;
— мониторинга руководителей банка, руководителя подразделения внутреннего аудита.
Регулятор планирует разделить признаки в отношении требований к деловой репутации физического лица на следующие категории обстоятельств: обстоятельства, связанные с соблюдением закона, связанные с исполнением финансовых обязательств, связанные с предыдущей профессиональной деятельностью.
Безусловно, проектом Положения предлагается повысить требования к физическим лицам. Отсутствием безупречной деловой репутации физлица является:
— включение в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности, на протяжении срока пребывания в списке, а также в течение десяти лет после их исключения из списка. Действующей редакцией Положения № 306 предусмотрено, что безупречная деловая репутация физлица будет рассмотрена после его исключения из такого списка по истечении трех лет;
— ненадлежащее исполнение обязательств физлицом по уплате налогов и сборов, если сумма равняется либо превышает 100 минимальных месячных заработных плат (в Положении № 306 указана сумма 50 тыс. грн).
Проектом Положения также предусмотрены дополнительные требования, среди которых:
— неисполнение на протяжении последних трех лет личных обязательств и/или гарантийных писем, предоставленных НБУ;
— прекращение полномочий или перевод на другую должность на протяжении последних трех лет по требованию НБУ в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.
Для юридических лиц требования предлагаются не менее жесткие, кроме нарушения обязательств финансового характера, сумма которых будет превышать 2,5 млн грн перед банком, а также юридическим либо физическим лицом. Действующая норма Положения № 306 устанавливает размер 300 тыс. грн.
Однако НБУ оставил право отбелить деловую репутацию физического и юридического лица, кроме случаев, предусмотренных проектом Положения, касающихся соблюдения закона и публичного порядка.
Оценка финансового состояния
Проектом Положения установлены пять случаев проведения оценки финансового состояния юридических лиц и имущественного состояния физических лиц, это согласование НБУ (1) устава вновь созданного банка и приобретение существенного участия в нем, (2) изменений в устав банка в связи со сменой его уставного капитала, (3) приобретения или увеличения существенного участия в банке, (4) фактически приобретенного или увеличенного существенного участия в банке и (5) осуществление НБУ периодического контроля за финансовым/имущественным состоянием собственников существенного участия в банке.
Источники средств должны быть подтверждены физическими и юридическими лицами. Физлицо должно быть платежеспособным, а юридическое лицо — финансово стабильным без признаков неудовлетворительного финансового состояния. Согласно проекту Положения, физлицо должно будет иметь постоянный источник доходов, совокупный размер его затрат по всем имущественным обязательствам не должен превышать 60 % дохода за соответствующий период, должны будут отсутствовать основания для ухудшения его положения в дальнейшем. Юридическое лицо обязано будет подтвердить, что денежные средства и имущество, за счет которого сформирован собственный капитал, не были получены в результате заключения фиктивных и мнимых сделок и не привлечены на условиях возврата другим лицам.
Финансовое состояние юридического лица должно быть удовлетворительным, а трасса платежа (то есть маршрут прохождения денежных средств по банковским счетам от отправителя платежа к получателю) раскрыта. Для подтверждения такого маршрута юридическое лицо будет предоставлять НБУ документы и информацию по движению средств по счетам, а если понадобится, то и подтверждение средств по счетам предыдущих собственников.
Заключение
При подготовке нового Положения НБУ исходил из анализа четырех главных составляющих деятельности банка: бизнес-модели, корпоративного управления и риск-менеджмента, риска капитала, риска ликвидности и фондирования. НБУ планирует сконцентрироваться на проверке корпоративного управления компании и будет учитывать отсутствие существенных нарушений финансовых обязательств и надлежащее их исполнение перед другими субъектами хозяйствования. Ожидается, что такие нововведения будут лишь способствовать повышению уровня защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков.
БРЭДУЛЯК Катерина — старший юрист ЮФ Evris, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…