Среди прочих новшеств, введенных в национальное правовое регулирование общественных отношений исполнительного производства Законом Украины «Об исполнительном производстве» от 2 июня 2016 года № 1404-VIII (Закон), определенное внимание обращает на себя институт декларирования должниками доходов и имущества (институт декларирования).
С одной стороны, предложенный институт декларирования представляется мощнейшим инструментом в руках государственного и/или частного исполнителя, с помощью которого принудительное исполнение судебных решений имущественного характера должно преобразоваться с неоправданно длительного, как правило, вялотекущего и достаточно трудоемкого во всех смыслах процесса поиска средств и имущества должника в быстрый и эффективный процесс защиты и восстановления прав, свобод и охраняемых законом интересов взыскателя, чем, в свою очередь, качественно преобразить и отрасль исполнительного производства в целом как неотъемлемую завершающую стадию свершения правосудия.
Но обратная сторона показывает, что практическое применение всего могущественного потенциала института декларирования оказалось слишком затруднительным, практически невозможным, а это фактически приравнивает предписания Закона, регулирующие соответствующие правоотношения, к разряду так называемых мертвых норм законодательства со всеми вытекающими последствиями.
Как декларируют?
Итак, пунктами 3 и 4 части 5 статьи 19 Закона предусмотрено, что должник обязан по решениям имущественного характера подать исполнителю в течение пяти рабочих дней со дня открытия исполнительного производства декларацию о доходах и имуществе должника, в том числе об имуществе, которым он владеет совместно с другими лицами, о счетах в банках или других финансовых учреждениях, об имуществе, находящемся в залоге (ипотеке) или у других лиц, или о средствах и имуществе, которые получены им от других лиц, по форме, установленной Министерством юстиции Украины; сообщить исполнителю об изменении сведений, указанных в декларации о доходах и имуществе должника, не позднее следующего рабочего дня со дня возникновения соответствующего обстоятельства.
В соответствии с абзацем 1 части 5 статьи 26 Закона исполнитель не позднее следующего рабочего дня со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об открытии исполнительного производства, в котором указывает на обязанность должника подать декларацию о доходах и имуществе должника, предупреждает должника об ответственности за непредоставление такой декларации или внесение в нее заведомо ложных сведений.
Предписаниями части 1 статьи 76 Закона предусмотрено, что за непредоставление должником по требованию исполнителя декларации, или указание в декларации ложных сведений, или несообщение об изменении таких сведений должник несет ответственность в соответствии с законом.
Исходя из предписаний статьи 18813 Кодекса Украины об административных правонарушениях, непредоставление по требованию государственного исполнителя, частного исполнителя декларации о доходах и имуществе, которая подается в соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве», или указание в такой декларации ложных сведений, или несообщение об изменении сведений, которые указываются в декларации, влечет за собой наложение штрафа от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Системный анализ приведенных выше законодательных предписаний с учетом практического правоприменительного опыта приводит к выводу о том, что должник, задолжавший кругленькую сумму, конкретный размер которой он, как правило, всегда ставит под большое сомнение, не будет в добровольном порядке раскрывать перед исполнителем и, соответственно, перед взыскателем, уже ставшим на момент исполнительного производства его злейшим врагом, информацию о своих доходах и имуществе путем подачи соответствующей декларации.
Тем более должник не будет этого делать, поскольку непредоставление декларации влечет за собой штраф в максимальном размере всего-то 1 700,00 грн. А уплатив указанный штраф, должник фактически снимает с себя бремя обязанности предоставить декларацию о своих доходах и имуществе в этом исполнительном производстве, поскольку в соответствии со статьей 61 Конституции Украины дважды привлечь к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение нельзя, а законом не предусмотрено повторное истребование/предоставление декларации, как и не предусмотрена ответственность за повторную неподачу такой декларации.
Декларировать эффективно
Исправление ситуации видится в ужесточении ответственности должника за непредоставление по требованию государственного исполнителя, частного исполнителя декларации о доходах и имуществе, которая подается в соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве», или указание в такой декларации ложных сведений, или несообщение об изменении сведений, которые указываются в декларации.
При этом, если учитывать трудоемкость процесса добросовестного и надлежащего заполнения декларации, в том числе с точки зрения временных затрат, объективно требуется также пересмотреть установленные пунктами 3 и 4 части 5 статьи 19 Закона сроки подачи декларации и сроки сообщения об изменении сведений, указанных в декларации, в сторону их разумного и обоснованного увеличения.
Желательно также предусмотреть и утвердить четкую процедуру и форму сообщения об изменении сведений, указанных в декларации, к примеру: будет ли это осуществляться путем подачи полной обновленной декларации или путем подачи изменений к поданной ранее декларации по форме, установленной тем же Министерством юстиции Украины.
Кроме (и/или вместо) банального повышения твердого размера штрафа более эффективным представляется введение гибкой системы определения размера штрафа в процентном соотношении с привязкой к размеру взыскиваемой задолженности.
Также необходимо предусмотреть возможность повторного истребования исполнителем от должника предоставления декларации, повторное непредоставление которой стоит расценивать как квалифицированное правонарушение, влекущее за собой привлечение должника к более строгой ответственности, вплоть до административного ареста.
Вместе с тем стоит унифицировать форму и механизм подачи декларации о доходах и имуществе, которая подается в соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве», таким образом, чтобы внесенные в нее данные можно было эффективно использовать не только в системе исполнительного производства, но и в сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов, борьбы с коррупцией, поиска незаконно полученных активов и т.п.
Заключение
Таким образом, изложенное дает понять, что, будучи перспективно достаточно действенным инструментом в руках исполнителя, как наверняка и задумывалось «нормопроектировщиком», имея при этом потенциальное межотраслевое влияние, институт декларирования пока что остается малоэффективным и требует существенной доработки, что, в свою очередь, на данном этапе дополнительно предоставляет должнику неоправданно широкий спектр выбора относительно расстановки в исполнительном производстве знаков препинания (фактически исключительно на свое усмотрение).
САЛКО Александр — старший юрист ЮФ Hillmont Partners, г. Киев
Улучшить декларации о доходах
Юрий АРТЮХ, партнер АО «Шкребец и Партнеры»
Невозможно не согласиться с автором относительно необходимости более детального нормативного урегулирования вопроса подачи деклараций о доходах и имуществе должника.
Целиком уместным представляется предложение об ужесточении ответственности за неподачу такой декларации или внесение в нее недостоверных сведений. Такие меры среди прочего будут дополнительно стимулировать к исполнению решения должником в добровольном порядке. Фактически должник на стадии подачи декларации должен будет решить для себя вопрос: раскрыть данные обо всем своем имуществе с последующим наложением на него взыскания или получить существенный штраф, а впоследствии и неблагоприятные последствия уголовно-правового характера.
Также можно предложить в качестве дополнения к существующей форме декларации предусмотреть в ней обязанность вносить данные об отчуждении должником имущества за год, предшествующий открытию исполнительного производства. А в самом законе и соответствующих процессуальных кодексах ввести институт оспаривания исполнителем сделок по отчуждению имущества, имеющих признаки фиктивности. Считаю, что уместной также будет конкретизация имущества, которое находится у должника в совместной собственности с супругом (бывшим супругом) и приобретено во время фактических брачных отношений.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…