В предыдущем номере «Юридическая практика» уже анализировала отдельные положения известного законопроекта № 4000-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2004 год» (законопроект). Мы обещали вернуться к данной теме, и предлагаемая вашему вниманию статья будет посвящена наиболее значимым изменениям в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» (Закон об НДС) и возможным последствиям этих изменений. Поэтому термин «налогообложение» в данном материале будет употребляться в значении «обложение НДС».
Плательщики НДС по законопроекту
Законопроект предлагает широкий подход к определению плательщиков НДС. В нем вводится понятие добровольной и обязательной регистрации лиц — плательщиков НДС. Добровольно может зарегистрироваться любое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность на постоянной основе, в том числе и вновь созданное. Но вряд ли эта норма будет применяться на практике. Согласно положениям об обязательной регистрации лица — плательщика НДС, ей подлежит любое лицо, налогооблагаемый годовой оборот которого достигает суммы в 300 тыс. грн. Как плательщики НДС названы также государственные органы (юридические лица), уполномоченные осуществлять продажу конфискованного, арестованного или бесхозного имущества непосредственно покупателю или при посредничестве другого лица в порядке, установленном законодательством. Перечень этих органов и юридических лиц установлен рядом постановлений Кабинета Министров Украины, касающихся порядка учета, хранения, оценки конфискованного и другого имущества, переходящего в собственность государства, и распоряжения им. В зависимости от вида такого имущества и способа его перехода в собственность государства такими плательщиками являются органы налоговой инспекции, органы Государственной исполнительной службы, Фонд государственного имущества Украины и другие.
Среди новшеств — также признание плательщиками НДС лиц, осуществляющих свою деятельность на таможенной территории Украины с использованием глобальной или локальных компьютерных сетей. При этом такое лицо может действовать только через свое постоянное представительство, зарегистрированное на территории Украины. Не являются плательщиками НДС нерезиденты, пересылающие почтовые отправления в соответствии с правилами Международного почтового союза на таможенную территорию Украины, а также получатели таких отправлений.
НДС в договорах лизинга
По сравнению с действующей редакцией Закона об НДС законопроект более четко определяет операции, являющиеся объектом налогообложения. Это:
— поставка товаров на таможенной территории Украины;
— поставка услуг, место оказания которых находится на территории Украины;
— импорт товаров (сопутствующих услуг — услуг, стоимость которых, согласно нормам таможенного законодательства, включается в таможенную стоимость экспортируемых или импортируемых товаров).
Это утверждение законодателя стоит рассмотреть подробнее, поскольку в случае подписания законопроекта Президентом Украины Леонидом Кучмой практическое применение данной нормы вызовет немало вопросов.
Итак, с целью налогообложения к импорту также приравнивается ввоз из-за пределов таможенной границы Украины на таможенную территорию Украины товаров (сопутствующих услуг) по договорам лизинга (аренды) (в том числе возвращение объекта лизинга лизингодателю-резиденту или другому лицу по поручению такого лизингодателя), залога и другим договорам, не предусматривающим передачи права собственности на такие товары (имущество) либо предусматривающим их обмен на корпоративные права или ценные бумаги, в том числе, если такой ввоз связан с возвращением товаров в связи с прекращением действия указанных договоров.
Позиция законодателя относительно налогообложения договоров лизинга вызывает недоумение, как и ее практическая реализация государством, поскольку налицо законодательное закрепление двойного налогообложения договоров лизинга. На практике фактическим плательщиком НДС является покупатель, в рассматриваемом случае — лизингополучатель. Проект прямо предусматривает, что при возвращении объекта лизинга необходимо уплачивать НДС, но кто это будет делать — неизвестно. Вряд ли кто-то захочет платить лишние проценты налога, поэтому придется придумывать способ уйти от этого. Все это касается и экспорта товаров, облагаемого НДС по тем же правилам, что и импорт. Кстати, предполагаемая новая редакция статьи 3 Закона об НДС вроде бы исключает из сферы налогообложения операции по передаче имущества в лизинг, но это касается только оперативного лизинга. Финансовый же подпадает под двойное налогообложение.
Что еще новенького?
На этом нововведения в НДС не заканчиваются. Освобождается от налогообложения арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности государства или территориальной общины, а также находившиеся в 2003 году, при условии, что такая арендная плата полностью зачисляется в соответствующие бюджеты.
Согласно новой редакции подпункта 5.1.2 пункта 5.1 статьи 5 Закона об НДС, освобождаются от налогообложения продажа (подписка) периодических изданий печатных средств массовой информации, изданных на государственном языке; продажа книг, изданных на государственном языке; продажа ученических тетрадей, учебников и учебных пособий отечественного производства, а также словарей украинско-иностранного или иностранно-украинского языка; доставка периодических изданий печатных средств массовой информации. Складывается впечатление, что поддержка законодателем украинской печати и СМИ какая-то половинчатая.
Законопроект также предлагает освободить от налогообложения поставку (в том числе аптечными учреждениями), зарегистрированных и допущенных к использованию на Украине лекарственных средств и изделий медицинского назначения по перечню, определенному КМУ. Этот перечень должен быть согласован с Комитетом Верховного Совета Украины по вопросам здоровья, материнства и детства.
В случае подписания законопроекта спокойнее смогут жить субъекты внешнеэкономической деятельности. Новая редакция части 3 пункта 6.1 статьи 6 Закона об НДС вызывает оптимизм: «При экспорте товаров (сопутствующих услуг) ставка налога составляет 0% к базе налогообложения». Новая редакция подпункта 6.2.2 пункта 6.2 статьи 6 Закона об НДС тоже звучит неплохо: по нулевой ставке будет облагаться поставка услуг резидентом Украины, если место оказания этих услуг находится за пределами таможенной территории Украины. Новшества действительно приятные. Правда, никуда не делся пункт 6.3 статьи 6 Закона об НДС, устанавливающий случаи, когда нулевая ставка к экспорту не применяется. Но и он изложен в более приемлемой редакции, согласно которой нулевая ставка НДС не применяется, если экспортируемые (вывозимые, пересылаемые) товары (сопутствующие услуги) освобождаются от налогообложения, согласно пункту 5.1 (кроме вышеупомянутых печатных изданий и товаров медицинского назначения), 5.2 статьи 5 Закона об НДС. Слова «освобождены от налогообложения на таможенной территории Украины» в новой редакции пункта 6.3 отсутствуют, что порождает сомнения по поводу того, надо ли платить НДС при экспорте товаров (услуг), освобожденных от налогообложения согласно пунктам 5.1 и 5.2 статьи 5 Закона об НДС.
Законопроект закрепил положение, согласно которому признание судом договора между продавцом и покупателем недействительным вследствие несоблюдения продавцом условий соответствующего Закона не влечет за собой смены налогового кредита покупателя, насчитанного по такому договору. Это положение не распространяется на случаи наличия злонамеренной договоренности межде продавцом и покупателем, направленной на уклонение от надлежащего начисления налоговых обязательств по такому договору и уплаты НДС. В невыгодное положение законодатель ставит продавца в случае признания договора недействительным. Вне зависимости от оснований такого признания продавец не освобождается от обязательств надлежащего начисления налоговых обязательств по такому договору и уплаты НДС.
Мы осветили далеко не все новшества относительно НДС, предложенные законодателем. Но приведенное позволяет сделать обоснованный вывод о положительном характере большинства изменений.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…