Рекламное изображение — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №32 (659) » Рекламное изображение

Рекламное изображение

Использование записи футбольного матча в рекламе моральный вред не причиняет

Право физического лица на собственное изображение незыблемо и охраняется Гражданским кодексом (ГК) Украины.

Так, статья 307 ГК Украины устанавливает, что физическое лицо может быть снято на фото-, кино-, теле- или видеопленку исключительно по его согласию. Пункт 8 части 1 статьи 8 Закона Украины «О рекламе» запрещает использовать в рекламе изображение физического лица или использовать его имя без письменного согласия этого лица.

Однако указанные нормы не категоричны, о чем свидетельствует судебная практика.

В октябре 2006 года гражданин А. обратился в суд с иском к АОЗТ «У», ООО «И», ООО «С» и ООО «А» о возмещении материального и морального вреда.

Свои исковые требования истец основывал на следующем. В июне 2006 года АОЗТ «У» в эфире общенационального телеканала «Интер» осуществило трансляцию рекламного видеоролика с информацией относительно проведения рекламной акции в сети гипермаркетов, специализирующихся на продаже техники, изготовленного с использованием его изображения в футбольном матче за национальную сборную Украины по футболу.

Ссылаясь на то, что его изображение в указанной рекламе было использовано без его согласия, истец просил суд взыскать с распространителя рекламы АОЗТ «У», рекламодателя ООО «И» и заказчиков рекламы ООО «С» и ООО «А» по 62 500 грн материального ущерба, а в сумме — 250 000 грн, что составляет, по мнению истца, размер вознаграждения, которое он мог бы получить в случае предоставления согласия на использование своего изображения, а также по 62 500 грн (а в сумме — 250 000 грн) для возмещения причиненного морального вреда.

Решением Шевченковского районного суда г. Киева от 30 мая 2007 года, оставленным без изменений определением Апелляционного суда г. Киева от 8 октяб­ря 2007 года, исковые требования гр-на А. были удовлетворены частично, а именно постановлено: с ООО «И», ООО «С» и ООО «А» в пользу гр-на А. взыскать по 5000 грн для возмещения причиненного морального вреда. В удовлетворении других требований иска — отказать.

Решением коллегии судей Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда Украины от 19 мая 2010 года завершилось рассмотрение кассационных жалоб ООО «И» (которое просило принятые ранее решения отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции) и гр-на А. (который просил Верховный Суд Украины изменить решения нижестоящих судов и удовлетворить его исковые требования в полном объеме).

Заслушав докладчика и обсудив доводы кассационных жалоб, коллегия судей Верховного Суда Украины пришла к выводу, что требования обеих жалоб подлежат удовлетворению частично.

Свою позицию ВСУ основывал на следующем.

Как было установлено судом первой инстанции, 23 июня 2006 года в 16 часов 44 минуты и в 17 часов 56 минут в эфире телеканала «Интер» осуществлялась трансляция рекламных роликов компании «Мега-Макс» с использованием изображения истца в футбольном матче за национальную сборную Украины по футболу.

ВСУ указывает следующее: установив, что ответчики использовали изображение истца, произведенное в рамках телевизионной съемки футбольного матча, которая, согласно положению второго предложения части 1 статьи 307 ГК Украины, презюмируется, была осуществлена по его согласию, а истец не предоставил доказательства причинения ему материального ущерба в размере 250 000 грн, Шевченковский районный суд г. Киева пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчиков возмещения материального ущерба, а также в части взыскания возмещения морального вреда с АОЗТ «У».

Такое решение основано на нормах статей 8, 27 (распространители рекламы несут ответственность в случае, если они виновны в нарушении установленного законодательством порядка распространения и размещения рекламы) Закона Украины «О рекламе» с учетом положений части 2 статьи 307 (физическое лицо, которое согласилось на съемку его на фото-, кино-, теле- или видеопленку, может требовать прекращения их публичной демонстрации в той части, которая касается его частной жизни, за счет средств этого физического лица) и статьи 1167 (моральный вред, причиненный физическому или юридическому лицу, возмещается лицом, которое его причинило, в случае вины такого лица, если причиненный моральный вред не заключается в увечье, причинении вреда здоровью или смерти, или причинен вследствие незаконного осуждения, уголовного преследования, применения мер пресечения, наложения административного взыскания) ГК Украины.

Вместе с тем суд неправильно применил указанные положения статьи 1167 ГК Укра­ины при рассмотрении вопроса о взыскании возмещения морального вреда с ООО «И». ВСУ подчеркнул, что эта позиция суда противоречит указанной норме в части необходимости такого обстоятельства для принятия решения о взыскании возмещения морального вреда, как вина лица, которое его причинило.

Поскольку судами не установлены обстоятельства, свидетельствующие о виновности ООО «И» в причинении гр‑ну А. морального вреда, ВСУ пришел к выводу, что основания для удовлетворения требований истца о возмещении причиненного ему морального вреда ООО «И» отсутствуют. Исходя из этого, решение Шевченковского районного суда г. Киева от 30 мая 2007 года и определение Апелляционного суда г. Киева от 8 октяб­ря 2007 года подлежат отмене в этой части с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований к ООО «И».

Так как ООО «С» и ООО «А» кассационные жалобы не подавали и спорные решения не обжаловали, ВСУ не рассматривал вопрос о наличии или отсутствии оснований для их отмены в части частичного удовлетворения исковых требований гр-на А. о взыскании с них возмещения морального вреда.

Но отметим, что ВСУ не рассмотрел и требования кассационной жалобы истца в части удовлетворения его исковых требований к этим ответчикам в полном объеме.

Таким образом, позиция ВСУ в вопросе использования в рекламном материале изображения лица такова: в случае, если изображение было получено с согласия лица, в том числе если такое согласие предполагается как следствие осуществления съемки лица в рамках съемки пуб­личного мероприятия, то использование такого изображения не является нарушением прав лица (пункта 8 части 1 статьи 8 Закона Укра­ины «О рекламе» и части 1 статьи 307 ГК Украины).

Вместе с тем стоит обратить более пристальное внимание на упомянутую выше норму Закона Украины «О рекламе», потому как она предполагает наличие письменного согласия лица на использование его изображения в рекламе, а не устного или презюмированного.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Денежные требования к должнику

Государственная практика

Разведка боем

Деловая практика

Коммунальный регулятор

Требования повышаются

Законодательная практика

Законное обеспечение

Комментарии и аналитика

Реклама, которая вовсе не реклама

Наблюдательный совет в ООО

Неделя права

К конференции готовы

Уполномочены собранием

Медиация вместо суда

Госрегистрация недвижимости

RUEвизия Стокгольмского решения

Новости делового мира

Об упрощенной процедуре госзакупок

Официальные издания по вопросам госзакупок

Госрегистрация договоров аренды земельных участков

Новости законотворчества

Предлагаются изменения в исключительной подсудности

Опубликован Бюджетный кодекс Украины

Лицензия по методике

Новости из зала суда

С Днепровской набережной могут исчезнуть рестораны

Суд истребовал подтверждение юридического стажа работы В. Хорошковского

Новости из-за рубежа

В Индии создадут спецподразделение хакеров

Судебную реформу в РФ проведут на деньги МБРР

В США предлагают отменить гражданство по праву рождения

Новости профессии

Минюст рекомендует литературу по судебным экспертизам

Судьи ВСУ просят исправить Закон о судоустройстве

Первое полугодие: КААС ускорил работу

ВСУ определился с делегатами на конференции и Съезд

Новости юридических фирм

AstapovLawyers защитили интересы российской компании в споре с портом «Южный»

LCF Law Group — партнер IX Международного юридического форума

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует Alpcot Agro AB

DLA Piper лидирует по слияниям и поглощениям

Реестр событий

Ночной дозор

Налоговый кодекс в доработке

Судебная практика

Главное — результат

Рекламное изображение

Процессуальные изменения

Судебные решения

О квалификации рекламы, вводящей в заблуждение, как недобросовестной конкуренции

Тема номера

Урегулирование политической рекламы

Частная практика

Юристы-лоббисты

Юридический форум

Справедливость восторжествует!

Адвокаты или кто?

Інші новини

PRAVO.UA