Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №45 (515) » Процедурный долгострой

Процедурный долгострой

Министерство юстиции завершило общественное обсуждение проекта Административно-процедурного кодекса Украины

Концепция административной реформы на Украине, утвержденная Указом Президента Украины в далеком 1998 году, предусматривала четкую и последовательную схему принятия единого Административного кодекса Украины. В частности, предлагалось принять новый Кодекс об административных правонарушениях, Административно-процедурный и Административно-процессуальный кодексы Украины, а также некоторые другие акты. За девять лет был принят лишь Кодекс административного судопроизводства, ставший основой судебного обжалования действий и актов властных органов, и ныне уже можно оценивать деятельность административной юстиции на Украине.

Работа над остальными кодексами проходила не столь успешно. Например, Административно-процедурный кодекс, — по идее авторов админреформы, настольная книга каждого украинца, правовая основа его взаимоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления — не принят до сих пор.

За эти девять лет на суд общественности выносилось несколько вариантов Административно-процедурного (процедурального) кодекса (кодекса об административных процедурах). Но дальше законопроектов, направленных Верховным Советом Украины на доработку, дело не продвинулось. В последний раз проект Административно-процедурного кодекса Украины рассматривался Верховным Советом четвертого созыва в 2004 году. При этом, по оценкам специалистов, процедурная часть административного законодательства Украины является наименее развитой, а соответственно — приоритетным направлением осуществления административной реформы.

О необходимости принятия Административно-процедурного кодекса вновь заговорили только в 2007 году. Министерство юстиции Украины, ответственное за разработку Административно-процедурного кодекса Украины (Проект АПК), существенно переработав законопроект 2004 года, вынесло его на общественное обсуждение, продолжавшееся до 1 ноября с.г. Проанализируем данный проект более подробно, определим, в чем его отличие от предыдущих законопроектов.

Все процедуры по кодексу

Заметим, что принятие актов, регулирующих административные процедуры странами — членами Совета Европы, предусмотрено Резолюциями и Рекомендациями Совета Европы (например, Резолюция (77) 31 о защите лица от актов административной власти или Рекомендация № R (80) 2 относительно дискреционной силы административной власти).

В большинстве европейских государств эффективно действуют кодифицируемые акты, посвященные детальной регламентации процедур в деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в части их взаимоотношений с физическими и юридическими лицами. В частности, в Федеративной Республике Германия действует Закон об административной процедуре, в Австрийской Республике — Общий закон об административной процедуре.

Авторы Проекта АПК Украины видят его как универсальный регулятор взаимоотношений физических и юридических лиц с органами государственной власти и местного самоуправления. С целью утверждения и реализации прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечения их гарантий и защиты Административно-процедурный кодекс Украины должен определить полномочия и порядок деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц относительно обеспечения справедливого, объективного и свое­временного рассмотрения административных дел в соответствии с принципами надлежащего управления.

Сфера применения

Административно-процедурный кодекс Украины (Кодекс), согласно проекту, регулирует отношения, возникающие в деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц относительно обеспечения реализации и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц и выполнения ими определенных законом обязанностей, регламентирует процедуры рассмотрения административных дел.

Действие Кодекса также распространяется на деятельность других государственных органов, а также предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, других субъектов, которые в соответствии с законом уполномочены осуществлять властные управленческие (исполнительные и предписывающие) функции, в том числе делегированные полномочия. В то же время, действие Кодекса не распространяется на отношения, которые возникают во время осуществления органами исполнительной власти деятельности относительно рассмотрения обращений физических и юридических лиц, которые содержат предложения, советы, рекомендации относительно полномочий и организации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, а также относительно урегулирования общественных отношений, усовершенствования законодательства. Из сферы действия закона исключены также осуществление дознания, досудебного следствия, оперативно-розыскной деятельности, исполнительного производства, нотариальных действий, исполнение наказаний, применение законодательства о защите экономической конкуренции и тому подобные действия, являющиеся разновидностями государственного принуждения. Кроме того, согласно проекту АПК, нормами Кодекса не регулируется прохождение публичной службы — государственной службы, в том числе дипломатической и военной, а также службы в органах местного самоуправления.

Таким образом, разработчикам законопроекта удалось избежать противоречий в определении сферы правового регулирования, которые могли создать препятствия при практическом применении норм кодекса — тех «легальных лазеек», на которые обращали внимание эксперты, в частности, главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины, анализируя предыдущие проекты АПК.

От общего к частному

Структура Проекта АПК также претерпела существенные изменения. ­­В новой редакции она более полно охватывает все аспекты определенной сферы правового регулирования, с учетом существующей специфики. Так, первый раздел посвящен Общим положениям административного производства: определению терминов, принципов административной процедуры, оснований для открытия административного производства и тому подобное. Во втором разделе содержатся нормы, определяющие основы административного производства: права и обязанности субъектов, особенности осуществления представительства и привлечения лиц, содействующих рассмотрению административного дела (свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков), и их правовой статус. Отдельные главы посвящены документированию административного производства, определению административных издержек, правовому регулированию процесса доказывания в административном производстве. В этот же раздел вошла глава, регулирующая исчисление сроков.

Следующие разделы Проекта АПК посвящены регулированию всех стадий административного производства, определению требований к административным актам и их исполнению, особенностям административного обжалования. То есть создана четкая вертикаль, охватывающая все административные правоотношения, начиная от возбуждения административного производства, до исполнения административного акта или его обжалования в административном порядке.

Таким образом, проект Административно-процедурного Кодекса Украины постепенно приводится в соответствие с нормами нормопроектировочной техники, как по смыслу, так и по форме. После его доработки, с учетом высказанных в ходе общественного обсуждения замечаний, можно ожидать его поддержки со стороны правительства и внесения на рассмотрение парламента, принятия Верховным Советом шестого созыва, а также продолжения реализации положений административной реформы на Украине, в частности, принятия нового Кодекса об административных правонарушениях и, как отдаленной перспективы, единого Административного кодекса Украины.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

FALSE

Судебные дела по выборам

Государственная практика

Подготовка оценщиков земучастков

Деловая практика

Об информации по «временщикам»

Отмена выпуска акций

Законодательная практика

Процедурный долгострой

Комментарии и аналитика

ГПК: возобновление и продление сроков

Европейский прецедент для Украины

Когда же быть мне соистцом по ГПК?!

Неделя права

КСУ защитил прокуроров

АМКУ снова активизировался

Защита неопределенного круга потребителей

Фотосъемку заказывали?

Комиссия должна определить, кто будет третьим кандидатом

Новости делового мира

О раскрытии информации страховщиком

Отказ в регистрации выпуска облигаций можно оспорить

Полномочия государственного представителя на фондовых биржах

Положение о Пенсионном фонде Украины

Новости законотворчества

КМУ предлагает объявить налоговую амнистию

Студентов предлагается освободить от налогов

Минфиновский проект Налогового кодекса уже в парламенте

Новости из зала суда

ОАО «Константиновский металлургический завод» признано банкротом

Суд восстановил Н. Шупеню в должности замминистра юстиции Украины

В деле о лишении полномочий 15 депутатов Киевгорсовета суд ждет решения КСУ

ВХСУ отказал в удовлетворении кассации АХК «ЧСЗ»

Новости из-за рубежа

Американский суд пошел навстречу порносайтам

Премия Сахарова присуждена суданцу

SanDisk подала в суд на 25 компаний

Суд запретил песни группы «Циклон Б»

Новости профессии

Создание электронного реестра актов гражданского состояния откладывается

Новости юридических фирм

Управляющий партнер ЮФ «Arzinger & Partners» выступил с докладом, посвященным инвестированию в недвижимость на Украине

В Ассоциации юристов Украины — новый и.о. исполнительного директора

АО «Волков и Партнеры» — юридический советник по приобретению акций украинского банка

Реестр событий

Искусство изменять подсудность

Как себя вести судьям?

Преемственность судей КСУ

Реформы нам только снятся

Судебная практика

Учредитель не всегда ответчик

Судебные дела недели

Кассационная жалоба ЧП «Пансионат «Незабудка» удовлетворена

ВСУ удовлетворил кассационное представление Генерального прокурора Украины

Дело по иску Общественной организации «Всеукраинский союз автомобилистов» направлено на новое рассмотрение

Судебные решения

О компетенции опекунского совета

О последствиях вмешательства в осуществление судопроизводства

Тема номера

Дорожный вуайеризм у нас и у них

Аресты солдат в дисбате недопустимы!

Толерантность как традиционная ценность

Частная практика

Как кадры отправить в аут

Юридический форум

Юрфирмы: в погоне за рейтингом

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: