В условиях противостояния политических сил страны государственные органы не должны забывать о недопустимости нарушений прав и свобод граждан, прежде всего связанных с правом на свободу и личную неприкосновенность. При практической реализации национального законодательства, регламентирующего порядок содержания военнослужащих в дисциплинарном батальоне, возникли вопросы его соответствия Конституции Украины и Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод (Конвенция).
В связи с принятием парламентом Закона № 1420 – IV от 3 февраля 2004 года из статьи 3 Закона Украины «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод 1950 года, протокола № 1 и протоколов № 2, 4, 7 и 11 к Конвенции» исключена оговорка Украины к статье 5 пункта 3 Конвенции в части немедленного представления арестованного или задержанного перед судьей или иным должностным лицом, которому законом предоставлено право осуществлять судебную власть, при применении командованием воинских частей дисциплинарного взыскания в виде ареста. Этим же Законом из Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Украины исключено дисциплинарное взыскание в виде ареста с содержанием на гауптвахте, которое применялось без соответствующих решений судов командирами и начальниками.
Однако законодатель «не досмотрел» или «забыл», что применение дисциплинарного взыскания в виде ареста в Вооруженных Силах Украины предусматривается также статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса Украины (УИК) при исполнении уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарном батальоне. В результате подобной невнимательности с 2005 года в дисциплинарном батальоне Вооруженных Сил (воинской части А 0488 в г. Киеве) неконституционно реализованы дисциплинарные взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте в отношении 14 военнослужащих.
При этом подобные аресты военнослужащих в дисциплинарном батальоне в условиях отмены процедуры и порядка ареста военнослужащих в качестве дисциплинарного взыскания производились не только с нарушением норм пункта 3 статьи 5 Конвенции, но и пункта 1 той же статьи, поскольку в национальном законодательстве отсутствовала и отсутствует процедура применения таких арестов.
К сожалению, не только законодатель, но и иные государственные органы, причастные к вопросу применения подобных арестов военнослужащих, должным образом на подобные нарушения не отреагировали. Так, возможность применения дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте до 10 суток 29 ноября 2004 года Министерство обороны предусмотрело в пункте 10.2 Инструкции о порядке отбывания наказания осужденными военнослужащими в виде содержания в дисциплинарном батальоне (Инструкция), утвержденной приказом № 567. Подобная ошибка не была устранена в Министерстве юстиции, где такой приказ прошел государственную регистрацию 10 декабря 2004 года под № 1572/10171.
Примечательным является и то, что до 2004 года подобные аресты военнослужащих с содержанием на гауптвахте не соответствовали Конституции Украины, где в статье 29 указана возможность ареста граждан исключительно по решению суда с единственным исключением, связанным с неотложной необходимостью предотвращения преступления, обоснованность которого также проверяется судом.
Подобная конструкция нормы Конституции Украины согласовывается с положениями частей 1, 3 статьи 5 Конвенции. Поэтому до 2004 года аресты военнослужащих в дисциплинарном порядке не соответствовали Конституции Украины, а после вступления в силу Закона Украины № 1420 – IV от 3 февраля 2004 года и положениям Конвенции.
При решении вопроса о соответствии статьи 82 (УИК) и пункта 10.2 Инструкции в части возможности применения к осужденным военнослужащим ареста с содержанием на гауптвахте положениям статьи 29 Конституции Украины и части 3 статьи 5 Конвенции необходимо также исходить из того, что уголовное наказание в виде содержания в дисциплинарном батальоне не идентично наказанию в виде лишения свободы, при отбывании которого применяются меры принуждения в виде помещения в дисциплинарный изолятор, карцер.
Должным образом и принципиально в данной ситуации руководством военной прокуратуры Центрального региона Украины в порядке статьи 19 Закона Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» инициирован вопрос об отмене государственной регистрации Инструкции и внесении изменений в (УИК) в связи с их несоответствием Конвенции.
Но вопрос соответствия национального законодательства по применению уголовных наказаний положениям Конституции Украины и международным обязательствам по обеспечению прав граждан на свободу и личную неприкосновенность не ограничивается указанной проблемой арестов военнослужащих.
По аналогичным основаниям сомнительными относительно соответствия нормам Конституции Украины и Конвенции являются положения части 1 статьи 68 (УИК) в части возможности применения к осужденным в виде ограничения свободы взысканий в виде помещения в дисциплинарный изолятор сроком до десяти суток.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…