Дорожный вуайеризм у нас и у них — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №45 (515) » Дорожный вуайеризм у нас и у них

Дорожный вуайеризм у нас и у них

Рубрика Тема номера

Не успели утихнуть споры по поводу принудительной эвакуации автомобилей в Киеве, а органы исполнительной власти и местного самоуправления в скором времени могут столкнуться с новыми исками. Поводом для них могут стать решения о контроле парковок видеокамерами и об оснащении дорог камерами видеонаблюдения.

Использование систем видеонаблюдения во всем мире приняло невиданные масштабы. Привычными стали видеокамеры на улицах и в магазинах, в метро и на стадионах, в офисах и государственных учреждениях. Видеонаблюдение уже установлено в центральной части Киева. Помимо камер на дорогах и парковках, планируется оборудовать видеокамерами подъезды жилых домов, парки. С этой целью разработана программа «Безопасный город». Видеоконтроль — вынужденная мера, ведь высокий уровень преступности и терроризм стали реалиями нашей жизни. Однако, как известно, дорога в ад тоже выстлана благими намерениями. Насколько же законным ­является видеонаблюдение?

Границы вмешательства

В Швеции, известной неприятием скрытого наблюдения, в настоящее время только рассматривается проект, позволяющий сделать возможным публичное видеонаблюдение. В США и Австралии скрытое видео­наблюдение давно используется в общественных местах, что привело к готовности Конгресса США принять Закон о защите частной жизни своих граждан. Мощнейшую в мире общественную систему видеонаблюдения имеет Великобритания.

В Норвегии в случаях, когда наблюдение сопровождается записью изображения, необходимо известить Инспекцию по защите данных, которая имеет право запретить наблюдение, если оно не ­соответствует закону. Если ­видеонаблюдение происходит в общественном месте, об этом должно быть сделано внятное извещение.

В Греции видеозапись законна только в случаях, когда она производится для охраны людей или товаров либо для контроля нарушений правил дорожного движения и только при соблюдении принципов разумной необходимости. При этом требуется получить разрешение Совета по защите персональных данных и уведомить о проведении видеонаблюдения. При использовании видеонаблюдения для предотвращения преступлений правоохранительные органы должны получить особое разрешение Совета и соблюдать строгие правила использования и хранения полученных данных. В апреле 2004 года в Польше был признан неконституционным закон, разрешающий полицейским наблюдать и записывать события в общественных местах.

В то время как правоохранительные органы приводят статистику уменьшения уровня преступности в городах, где есть видеонаблюдение, правозащитники напоминают о вездесущем и всевидящем Большом Брате — символе тоталитарного государства из произведения Джорджа Оруэлла «1984».

Четкие международно-правовые дефиниции права на конфиденциальность личной жизни отсутствуют. Так, статьей 12 Декларации о правах человека предусмотрено, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь. Статья 17 Международного пакта о гражданских и политических правах запрещает не только произвольное, но и незаконное вмешательство в личную и семейную жизнь человека, а Конвенция о защите прав человека и основоположных свобод признает право каждого человека на уважение его личной и семейной жизни. Таким образом, международные документы закрепляют только основные принципы тайны личной жизни человека, оставляя возможность законодательным органам государств самостоятельно формировать национальное законодательство в этой области и определять сферу его действия.

Это право стало еще актуальнее в 70‑х годах XX века, когда начали активно развиваться информационные технологии, а компьютеризация всех сфер общественной жизни приобрела глобальный характер. На это время приходится начало законотворческой деятельности парламентов многих стран относительно защиты персональных данных. На сегодня основными европейскими документами в этой области являются Конвенция Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» от 28 января 1981 года и Директива Европейского парламента «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном движении этих данных», принятая 24 октября 1995 года.

Согласно статье 32 Конституции Украины, никто не может испытывать вмешательства в его личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и лишь в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. При этом не следует рассматривать термины «частная жизнь», «персональные данные» в узком смысле — как жизнь гражданина, скрытую от иных граждан. Практика Европейского суда по правам человека свидетельствует, что даже в публичной сфере существует зона взаимодействия человека с другими людьми, которая может относиться к сфере частной жизни (постановление Европейского суда от 28 января 2003 года по делу «Пек против Соединенного Королевства» (Peck vs. United Kingdom); постановление Европейского суда по правам человека от 24 июня 2004 года по делу «Фон Ганновер (Принцесса Ганноверская) против Германии»).

Конкуренция интересов лица в защите неприкосновенности информации персонального характера, с одной стороны, и общества в осуществлении обработки персональных данных (в том числе в целях борьбы с преступностью) — с другой возлагает на государство обязательства относительно определения и поддержания баланса этих интересов. Европейский суд по правам человека, давая толкование статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, определил это обязательство государства в решении по делу «Риис против Соединенного Королевства». В решении указано, что ограничения права на уважение к частной жизни должны вводиться на основании закона («in accordance with the law»), иметь легитимную цель ­(«legitimate aim»), быть необходимыми в демократическом обществе («necessary in a demo­cratic society»).

Вопрос «качества закона», который призван регулировать обработку персональных данных в правоохранительной деятельности, также рассматривался Европейским судом по правам человека. В деле «Мелоуни против Соединенного Королевства» Суд подчеркнул, что закон должен быть достаточно конкретным в понятиях, чтобы предоставить гражданам адекватную картину относительно обстоятельств и условий, в которых публичная власть уполномочена ограничивать право на уважение к частной жизни.

Законодательство Украины устанавливает определенные гарантии относительно безопасности использования, распространения и хранения сведений о лице. Статьей 33 Закона Украины «Об информации» запрещается доступ посторонних лиц к сведениям о другом лице, собранным согласно действующему законодательству государственными органами, организациями и должностными лицами, а хранение информации о гражданах не должно длиться дольше, чем это необходимо для законной цели.

В то же время в законодательстве Украины отсутствует единая правовая терминология и понятийный аппарат в этой области общественных отношений, существует комплекс неурегулированных отношений в сфере охраны частной жизни граждан. Однако в этом году Президент Украины в очередной раз отказался подписывать Закон Украины «О защите персональных данных», ссылаясь на упомянутую статью 32 Конституции. В дальнейшей работе над законопроектом необходимо учесть как опыт европейских стран, так и заключение Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия), которое в апреле этого года стало достоянием гласности. Венецианская комиссия пришла к выводу, что практика видеонаблюдения в общественных местах представляет угрозу основополагающим правам, то есть уважению частной жизни и свободе передвижения, и затрагивает такие специфические вопросы как защита персональных данных, полученных таким путем.

В случае применения видеонаблюдения для общественной безопасности, комиссия рекомендует государствам-участникам систематически сообщать о том, что территория находится под видеонаблюдением, а также создать на национальном уровне независимый орган с целью гарантирования законности видео­наблюдения согласно требованиям Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и международных документов о сборе и защите данных.

Насколько эффективно?

Кроме законности, под большим вопросом остается эффективность таких систем. Видеонаблюдение не предотвратило ни теракты в общественном транспорте Лондона, ни теракты 2001 года в США. Кроме того, отсутствие на Украине законодательной базы, регламентирующей использование записи в качестве прямого доказательства, позволяет пресечь противоправные действия только в случае поимки нарушителя за руку. Но сделать это возможно далеко не всегда.

Согласно Конституции Украины, право лица на контроль за сбором, использованием и распространением персональной информации может ограничиваться в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. Борьба с преступностью имеет целью именно защиту этих ценностей, а потому ограничение права на неприкосновенность во время правоохранительной деятельности является оправданным. С другой стороны, любое ограничение права может превратиться в его нарушение, если законодательством детально не регламентированы условия и порядок применения таких ограничений, не предполагаются механизм контроля и гарантии восстановления ограниченных прав. Именно такие недостатки присущи действующему законодательству Украины в сфере регулирования обработки персональных данных правоохранительными органами.

Большинство вопросов обработки персональных данных в деятельности правоохранительных органов Украины регулируются секретными ведомственными нормативными актами. В то же время статья 32 Конституции Украины устанавливает, что случаи применения ограничений права на неприкосновенность персональных данных должны определяться законом. Это означает, что подзаконные нормативные акты, а тем более ведомственные «для служебного пользования», не могут устанавливать ограничений прав и свобод человека.

Насколько необходимо?

Безусловно, есть места, где установка камер видеонаблюдения не вызывает откровенного неприятия. Вне конкуренции — автодороги. По идее инициаторов установки в Киеве интеллектуальной системы наблюдения за транспортом, эта система позволит без реконструкции развязок на 20 % уменьшить заторы, на 15 % — аварийность на дорогах, и на 18 % — снизить вредные выбросы в атмосферу. Позволит она решить и другие проблемы, к примеру, исключит огульные обвинения водителей в нарушении Правил дорожного движения и освободит их от небескорыстной опеки на дорогах людей в погонах.

Но является ли система видеонаблюдения единственно возможным вариантом решения перечисленных проблем? Может, для решения проблем на дорогах достаточно сократить «широкие полномочия» монополиста в сфере безопасности дорожного движения — ГАИ?

Многие юристы считают, что установка камер в общественных местах не будет ограничивать чьи-либо права и не является вмешательством в личную жизнь. Вместе с тем большинство сходится в одном — сама по себе установка камер наблюдения без надлежащей поддержки, без законодательного сопровождения и информативного обеспечения не даст ожидаемого эффекта.

Возмущенная общественность пока ограничивается проведением Международного дня действий против видеонаблюдения. Впрочем, прецеденты уже есть. Так, многочисленные протесты в Афинах привели к тому, что на работу системы видеонаблюдения на дорогах был наложен ряд ограничений. В частности, полиция обязана записывать изображение без звука и хранить видеозаписи не более семи дней.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Судебные дела по выборам

Государственная практика

Подготовка оценщиков земучастков

Деловая практика

Об информации по «временщикам»

Отмена выпуска акций

Законодательная практика

Процедурный долгострой

Комментарии и аналитика

ГПК: возобновление и продление сроков

Европейский прецедент для Украины

Когда же быть мне соистцом по ГПК?!

Неделя права

КСУ защитил прокуроров

АМКУ снова активизировался

Защита неопределенного круга потребителей

Фотосъемку заказывали?

Комиссия должна определить, кто будет третьим кандидатом

Новости делового мира

О раскрытии информации страховщиком

Отказ в регистрации выпуска облигаций можно оспорить

Полномочия государственного представителя на фондовых биржах

Положение о Пенсионном фонде Украины

Новости законотворчества

КМУ предлагает объявить налоговую амнистию

Студентов предлагается освободить от налогов

Минфиновский проект Налогового кодекса уже в парламенте

Новости из зала суда

ОАО «Константиновский металлургический завод» признано банкротом

Суд восстановил Н. Шупеню в должности замминистра юстиции Украины

В деле о лишении полномочий 15 депутатов Киевгорсовета суд ждет решения КСУ

ВХСУ отказал в удовлетворении кассации АХК «ЧСЗ»

Новости из-за рубежа

Американский суд пошел навстречу порносайтам

Премия Сахарова присуждена суданцу

SanDisk подала в суд на 25 компаний

Суд запретил песни группы «Циклон Б»

Новости профессии

Создание электронного реестра актов гражданского состояния откладывается

Новости юридических фирм

Управляющий партнер ЮФ «Arzinger & Partners» выступил с докладом, посвященным инвестированию в недвижимость на Украине

В Ассоциации юристов Украины — новый и.о. исполнительного директора

АО «Волков и Партнеры» — юридический советник по приобретению акций украинского банка

Реестр событий

Искусство изменять подсудность

Как себя вести судьям?

Преемственность судей КСУ

Реформы нам только снятся

Судебная практика

Учредитель не всегда ответчик

Судебные дела недели

Кассационная жалоба ЧП «Пансионат «Незабудка» удовлетворена

ВСУ удовлетворил кассационное представление Генерального прокурора Украины

Дело по иску Общественной организации «Всеукраинский союз автомобилистов» направлено на новое рассмотрение

Судебные решения

О компетенции опекунского совета

О последствиях вмешательства в осуществление судопроизводства

Тема номера

Дорожный вуайеризм у нас и у них

Аресты солдат в дисбате недопустимы!

Толерантность как традиционная ценность

Частная практика

Как кадры отправить в аут

Юридический форум

Юрфирмы: в погоне за рейтингом

Інші новини

PRAVO.UA