Доверяй, но проверяй — гласит всем известная народная мудрость. Сегодня ее можно смело отнести и к правовой ситуации, сложившейся на Украине. Действительно, в отечественном законодательстве немало крайностей и неоднозначных норм, что нередко приводит к различному пониманию закона со стороны органов государственной власти и управления. Одна из причин этого — обилие государственных органов, пусть и реформированных, но по существу предельно забюрократизированных. Каждый из них, как известно, издает свои «оды», стоит на страже собственных аппаратных интересов и, помимо всего прочего, зачастую конфликтует со своими «собратьями». Недавно возникшая проблема легитимности виз, продленных на Украине органами внутренних дел, — явный пример подобного бюрократизма.
СОРРИ, СЭР, ВАША ВИЗА ПРОДЛЕНА, ОДНАКО ЭТО НЕ ОНА
Многим иностранцам, временно проживающим на Украине, знакома ситуация, когда срок действия визы, выданной украинским консульством за рубежом, истекает, а своевременно выехать в свою страну по тем или иным причинам нет возможности или времени. В такой ситуации помощь всегда оказывали отделы паспортной и миграционной службы органов внутренних дел, продлевая срок украинской визы и соответствующим образом регистрируя паспорта иностранных граждан. Процедура продления заключалась в том, что в паспорте иностранца ставилась печать органа внутренних дел с отметкой, что срок действия визы продлен, как правило, на 6 месяцев (в определенных законодательством случаях на 1 год). И процедура работала нормально, без сбоев, но…
Первая половина июня повергла иностранцев, въезжающих на территорию Украины с продленными визами, в легкий шок. Пограничники перестали пропускать граждан с такими визами, ссылаясь на приказ «сверху». Как выяснилось позже, всему виной стала телеграмма Госкомграницы, в которой был разъяснен порядок въезда иностранных граждан на Украину, а также указывалось, въезжающих с какими визами следует пропускать. Оказалось, что, по мнению чиновников Госкомграницы, виза, продленная на Украине, не дает ее обладателю права на повторный въезд в нашу страну. Иными словами, такое продление предполагает только увеличение срока пребывания на Украине. В случае, когда иностранный гражданин покидает Украину, продление теряет силу, поэтому прежде чем повторно въезжать на Украину, он должен получить визу на въезд в общем порядке, т. е. через консульское учреждение Украины за рубежом.
В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, КАК ВСЕГДА, НЕ БЕЗ ЗАКОВЫРОК
Въезд (выезд) иностранцев на территорию нашей страны регулируется Законом Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4 февраля 1994 года, Правилами въезда иностранных граждан на Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию (постановление Кабинета Министров Украины № 1074 от 29 декабря 1995 года) и Правилами оформления визовых документов для въезда на Украину (постановление Кабинета Министров № 227 от 20 февраля 1999 года).
Согласно статье 25 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев», иностранные граждане въезжают на территорию страны по действительным национальным паспортам или документам, их заменяющим, при наличии въездной визы, если иной порядок въезда не установлен законодательством Украины. В постановлении Кабинета Министров № 1074 от 29 декабря 1995 года говорится о продлении органами МВД срока пребывания на Украине для иностранных граждан (пункт 26). В частности, в этом постановлении закреплено, что такое продление осуществляется в порядке, установленном МВД. Такой порядок был утвержден приказом МВД № 887 от 19 ноября 1999 года, зарегистрированным в Министерстве юстиции 6 декабря 1999 года под № 837 /4130.
Однако в пункте 19 постановления Кабинета Министров № 227 от 20 февраля 1999 года указывается, что органами МВД в порядке, определенном МВД, МИД, Минюстом, Госкомграницы и СБУ, может рассматриваться вопрос продления срока пребывания на Украине для иностранных граждан и лиц без гражданства.
Вот вам дилемма. В одном нормативно-правовом акте предусмотрен единоначальный порядок решения вопроса о продлении виз, в другом — коллегиальный. Здесь, конечно, можно долго обсуждать вопрос приоритета того или иного нормативного акта. Но это тема для отдельной статьи. Другой интересный аспект проблемы касается понятия продление срока пребывания, употребляемого Министерством Внутренних Дел. Так, в пункте 1.4 Инструкции, утвержденной приказом МВД № 887 от 19 ноября 1999 года, говорится, что продление срока пребывания предусматривает продление срока действия регистрации паспортного документа иностранного гражданина или лица без гражданства, а в случае необходимости — продление срока действия украинской визы.
И НАПОСЛЕДОК
Случай с иностранцами, попавшими в жернова украинского правового беспредела, безусловно, вопиющий. Однако в тех же государствах Шенгенской зоны, в США и некоторых других странах действуют положения, гласящие, что даже наличие визы не дает права на автоматический въезд в эти страны в случаях, когда имеются основания такому въезду воспрепятствовать. К сожалению, в нашем государстве подобные основания почему-то появляются, как грибы после дождя.
По поводу данной проблемы уже идут консультации между органами МВД, МИД и Госкомграницы. Остается надеяться, что вскоре будет утверждена приемлемая процедура въезда на Украину для тех иностранных граждан, срок действия украинской визы которых уже продлен органами МВД. Предполагается, что таким гражданам будет предоставлена возможность въезда на Украину до 1 января 2003 года.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…