Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №27 (237) » БУДУЩЕЕ ПОХОРОННОГО ДЕЛА

БУДУЩЕЕ ПОХОРОННОГО ДЕЛА

Память об умерших — моральная обязанность живых. Древние утверждали, что тот, кто не помнит своего прошлого, не сможет жить в будущем.

Как оказывается, похоронное дело нормативно урегулировано. Наиболее важные акты — приказ Государственного Комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству от 16 декабря 1991 года №126 «Об утверждении нормативных актов по вопросам ритуального обслуживания» и от 3 марта 1995 года №10 «Об утверждении Правил организации погребения и ритуального обслуживания в населенных пунктах Украины». К актам, относящимся к ритуальным услугам, можно отнести Распоряжение Киевгорадминистрации от 22 января 1998 года №78 «Об утверждении перечня товаров и услуг по погребению, которые предоставляют населению государственные коммунальные предприятия ритуального обслуживания». Этим распоряжением утвержден перечень товаров и услуг по погребению, оказывается, довольно большой: начиная от бальзамирования и заканчивая фотокерамикой.

Есть также перечень услуг по погребению, операции по предоставлению которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. Этот перечень утвержден постановлением Кабинета Министров от 25 марта 1998 года №734.

ПОЧИТАЙТЕ И ПОДУМАЙТЕ

Как видим, «нормативка» в данной сфере общественных отношений есть. Однако некоторые полагают, что она недостаточна. Иначе как объяснить тот факт, что Кабинет Министров внес в парламент проект закона «О похоронном деле» от 22 мая этого года №1052. Этим проектом чиновники из Кабмина хотят определить правовые и организационные основы погребения умерших граждан с предоставлением ритуальных услуг и реализацией предметов ритуальной принадлежности, а также создания, содержания и оберегания мест погребений.

Во-первых, дается определение похоронного дела. Согласно статье 1 законопроекта, это деятельность, направленная на обеспечение права граждан на погребение их тела или останков, предоставление ритуальных услуг, реализацию предметов ритуальной принадлежности, осуществление других мероприятий, связанных с погребением умерших, а также на создание, содержание и оберегание мест погребений.

Кто желает узнать побольше о погребениях, может почитать определения терминов, дающихся в проекте. В частности, можно узнать, что такое кладбище и чем оно отличается от крематория и колумбария, что такое ритуальные услуги и предметы ритуальной принадлежности. В проекте есть даже принципы похоронного дела: гарантирование государством погребения умерших, обеспечение равенства прав граждан на погребение их тела (останков) независимо от расы, цвета кожи, политических и других убеждений, пола, конфиденциальность информации об умерших и пр.

Вообще, практически каждая статья в проекте если не удивляет, то заставляет задуматься.

Для правовой системы Украины нехарактерно то, что в проекте закрепляются права умерших, точнее — права живых на свое тело после смерти (статья 6 проекта).

Что, правда, не вызывает удивления, так это желание монополизировать в пользу государства организацию погребения умерших. Этим делом смогут заниматься только органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и создаваемые ими ритуальные службы, которые имеют право самостоятельно определять, с кем из субъектов хозяйствования заключать договоры на обслуживание. Кладбища и крематории будут исключительно объектами коммунальной собственности и не будут подлежать приватизации или передаче в аренду.

Ритуальные услуги можно будет предоставлять за плату только теми субъектами хозяйствования, которые заключили договор с ритуальными службами о предоставлении этих услуг. А так субъектами хозяйствования могут предоставляться такие ритуальные услуги, как сохранение тел умерших в холодильных камерах, подготовка тела умершего к погребению или кремации (услуги парикмахера и косметолога, обмывание, бальзамирование), перенесение гроба с телом умершего, транспортные услуги, музыкальное сопровождение обряда погребения и пр.

Следующий шаг государства — лицензирование в этой области?

ЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ НЕТ?

В проекте регулируются вопросы погребения лиц различных категорий граждан (начиная с начальников силовых ведомств и заканчивая одинокими людьми, заключенными), решаются вопросы перезахоронения, перемещения тел (остатков) и праха умерших через государственную границу Украины. Такие нормы позволят исполнителям четко ориентироваться, что можно делать, а что — нет. Характерный пример необходимой нормы — об обязательной регистрации каждого погребения и перезахоронения в специальной книге администрацией кладбища.

Не вполне понятна логика на установление декларативных норм. Так, статья 24 проекта содержит перечень видов погребений: закапывание в могиле гроба с телом (останками) умершего; сжигание в крематории гроба с телом (останками) умершего и закапывание в могиле или размещение в колумбарной нише урны с прахом умершего; развеивание праха умершего.

Однако законодатели не учли, что есть чудаки, которые, например, желают, чтобы их не хоронили, а замораживали их тела на долгие столетия с целью «воскрешения» с помощью медицины будущего. Или взять, к примеру, бальзамированный труп В.И. Ленина. Если на Украине тоже кто-то захочет быть увековечен подобным образом, то это нельзя будет сделать? Не дает проект ответа и на тот вопрос, что делать с телами фараонов, если таковые будут когда-то привезены на территорию Украины. Похороним их в украинских степях?

Впрочем, проект довольно неоднозначный и непредсказуемый. Непредсказуемый хотя бы потому, что во время его обсуждения в стенах парламента может вызвать различные скандалы. Будем ждать развития событий.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

ГИС НУЖДАЕТСЯ В РЕФОРМИРОВАНИИ

ШЕСТЬ ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ: ХАРАКТЕР У ГОСУДАРСТВА ПОРТИТСЯ

Деловая практика

ПОГРАНИЧНИК НАШ НЕ СПИТ

Законодательная практика

КОДЕКС ЧЕСТИ ДЛЯ БЮРОКРАТОВ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО-НОВОМУ

Зарубежная практика

CHAMBERS GLOBAL AWARDS–2002

«ОЦИФРОВАННАЯ» БЮРОКРАТИЯ

Неделя права

ОПЕРАЦИЯ «КООПЕРАЦИЯ»

БУДУЩЕЕ ПОХОРОННОГО ДЕЛА

Новости из-за рубежа

ГОСДУМА РФ ПРИНЯЛА ЗАКОН ОБ ОБОРОТЕ СЕЛЬХОЗЗЕМЕЛЬ

В КИТАЕ КАЗНЕНЫ 64 НАРКОДИЛЕРА

УБИЙЦЫ ДМИТРИЯ ХОЛОДОВА НЕ НАЙДЕНЫ

ОГЛАШЕН ПРИГОВОР ВОЕННОМУ ЖУРНАЛИСТУ ПАСЬКО

БЕЛОРУССКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ ОСУЖДЕНЫ

БЫВШИЙ СОТРУДНИК ФСБ ПРИЗНАН ВИНОВНЫМ

КОМПАНИЯ XO COMMUNICATIONS — БАНКРОТ

ЖУРНАЛИСТЫ БЕЛЬГИИ ЖАЛУЮТСЯ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД

Новости профессии

КАКОВЫ ПРАВА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩИН?

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА: ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПОДАНО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА НАЗНАЧЕНИЕ ГЕНПРОКУРОРОМ

ПЕРВЫЙ ЮБИЛЕЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АМК

Первая полоса

КУРС НА ЗАПАД

Прецеденты

ИСТРЕБОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА ИЗ НЕЗАКОННОГО ВЛАДЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Судебная практика

КАК У НАС СУДЯТ

Тема номера

КОМУ НУЖЕН КОНДОМИНИУМ?

ХОЧЕШЬ ЖИТЬ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ — БЕРИ КРЕДИТ!

КАК ОБОЙТИ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ, ПОКУПАЯ НЕЖИЛУЮ НЕДВИЖИМОСТЬ

Частная практика

ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА:

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: