О правовых последствиях поглощения материнской компании для ее представительства на Украине — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (674) » О правовых последствиях поглощения материнской компании для ее представительства на Украине

О правовых последствиях поглощения материнской компании для ее представительства на Украине

Зарегистрированное на территории Украины представительство иностранной компании, будучи организационной формой осуществления деятельности юридическим лицом, в том числе иностранного субъекта хозяйственной деятельности, в отличие от имущества (в том числе прав и обязанностей) такого юридического лица, не является объектом гражданских прав и обязанностей, а потому зарегистрированное на территории Украины представительство иностранной компании не может быть объектом правопреемства.

В случае прекращения иностранного субъекта хозяйствования, который зарегистрировал на территории Украины представительство, путем его присоединения к другому субъекту деятельность такого представительства должна прекращаться по аналогии с прекращением деятельности представительства иностранного субъекта хозяйствования на основании пункта 15 Инструкции «О порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности на Украине» в связи с ликвидацией такого иностранного субъекта

14 июля 2010 года коллегия судей Высшего административного суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по кассационным жалобам Министерства экономики Украины (Минэкономики) и компании «К» на постановление Киевского апелляционного административного суда от 18 марта 2010 года по делу по иску открытого акционерного общества «У» (ОАО «У») к Минэкономики, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: компа­ния «К», — о признании бездеятельности противоправной и обязательстве совершить действия, установила следующее.

В июле 2009 года ОАО «У» обратилось в Окружной административный суд г. Киева с административным иском к Мин­экономики, в котором, с учетом уточненных исковых требований, истец просил:

— признать противоправной бездеятельность Минэкономики, которая состоит в несовершении действий, направленных на прекращение деятельности представительства «К» под регистрационным № *;

— обязать ответчика принять решение об отмене записи в Реестре представительств относительно представительства «К» под регистрационным № * и изъять свидетельство о регистрации от 24 апреля 1996 года № **.

Истец обосновывал исковые требования тем, что с 22 июля 1996 года прекратил действовать иностранный субъект хозяйственной деятельности — фирма «К» (Техас, США), представительством которой на территории Украины является представительство «К», и, как следствие этого, у такого представительства с момента прекращения юридического лица, которое оно представляет, отсутствуют полномочия на осуществление на территории Украины представительских функций от лица и по доверенности прекращенного иностранного субъекта хозяйствования.

Прекращение иностранного субъекта хозяйствования, представительство которого зарегистрировано и продолжает действовать на территории Украины, является достаточным правовым основанием для принятия ответчиком решения об отмене регистрации такого представительства. В нарушение требований действующего законодательства ответчиком такое решение не принято.

Постановлением Окружного административного суда г. Киева от 20 ноября 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что отсутствуют прямые законодательные нормы, на основании которых Минэкономики может быть принято решение о прекращении деятельности представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности на территории Украины, и действия ответчика не нарушают прав и интересов истца.

Постановлением Киевского апелляционного административного суда от 18 марта 2010 года отменено постановление Окружного административного суда г. Киева от 20 ноября 2009 года и принято новое решение. Исковые требования ОАО «У» удовлетворены. Признана противоправной бездеятельность Мин­экономики относительно несовершения действий, направленных на прекращение деятельности представительства «К» под регистрационным № *. Обязано Минэкономики отменить запись в Реестре представительств относительно представительства «К» под регистрационным № * и изъять свидетельство о регистрации от 24 апреля 1996 года № **.

В кассационной жалобе Минэкономики, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление Киевского апелляционного административного суда от 18 марта 2010 года и оставить без изменений постановление Окружного административного суда г. Киева от 20 ноября 2009 года, которое считает законным и обоснованным.

В кассационной жалобе компания «К» просит отменить постановление Киевского апелляционного административного суда от 18 марта 2010 года и оставить без изменений постановление Окружного административного суда г. Киева от 20 ноября 2009 года. Указывает, что апелляционным судом неправильно применены нормы материального права, дана неправильная правовая оценка обстоятельствам по делу.

В возражениях на кассационные жалобы ОАО «У» просит оставить кассационные жалобы без удовлетворения, а постановление Киевского апелляционного административного суда от 18 марта 2010 года, как законное и обоснованное, без изменений.

Проверив материалы дела, правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, коллегия судей приходит к выводу, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат на таких основаниях.

Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, исходил из того, что на территории Украины не может действовать представительство иностранного субъекта хозяйствования, который прекратил свою деятельность.

Такой вывод апелляционного суда основывается на нормах действующего законодательства Украины, регулирующего спорные правоотношения, с учетом следующего.

Согласно положениям Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991 года № 959-XII (Закон), иностранные субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность на территории Украины, имеют право на открытие своих представительств на территории Украины. Представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности — учреждение или лицо, которое представляет интересы иностранного субъекта хозяйственной деятельности на Украине и имеет на это надлежащим образом оформленные соответствующие полномочия. Регистрацию представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности осуществляет центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики.

На основании Закона разработана Инструкция «О порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности на Украине», зарегистрированная в Министерстве юстиции Украины 24 января 1996 года № 34/1059 (Инструкция).

Согласно Инструкции, в случае регистрации представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельнос­ти, заявителю выдается свидетельство с соответствующим номером. Данные о регистрации вносятся в Реестр представительств, который ведется Министерством. В Реестре указываются: регистрационный номер представительства, дата регистрации, наименование и местонахождение иностранного субъекта хозяйственной деятельности, регистрирующего представительство, местонахождение представительства, сфера деятельности иностранного субъекта хозяйствования и другие данные. Представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности на Украине считается открытым с даты регистрации.

Согласно пункту 14 Инструкции «О по­рядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности на Украине», утвержденной приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 18 января 1996 года № 30 (в редакции, действовавшей на момент регистрации представительства и прекращения иностранной компании, зарегистрировавшей на территории Украины свое представительство), представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности не является юридическим лицом и не осуществляет самостоятельно хозяйственной деятельности, во всех случаях оно действует от лица и по доверенности иностранного субъекта хозяйственной деятельности, указанного в свидетельстве о регистрации, и выполняет свои функции согласно законодательству Украины. Представительство иностранного ­субъекта хозяйственной деятельности на Украине может осуществлять функции, связанные с выполнением представительских услуг, только в интересах субъекта хозяйственной деятельности, указанного в свидетельстве.

Согласно пункту 12 Инструкции «О порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности на Украине», в редакции Минэкономики Украины от 15 июня 2006 года № 179 (действующей), представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности не является юридическим лицом и не осуществляет самостоятельно хозяйственной деятельности, во всех случаях оно действует от лица и по доверенности иностранного субъекта хозяйственной деятельности, указанного в свидетельстве о регистрации, и выполняет свои функции согласно законодательству Украины. Представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности на Украине может осуществлять функции, связанные с выполнением представительских услуг, только в интересах субъекта хозяйственной деятельности, указанного в свидетельстве.

Таким образом, представительство субъекта хозяйственной деятельности не является юридическим лицом и не осуществляет самостоятельно хозяйственной деятельности, во всех случаях оно действует от лица и по доверенности иностранного субъекта хозяйственной деятельности, указанного в свидетельстве о регистрации, и выполняет свои функции согласно законодательству Украины.

Из материалов дела следует, что на Украине 24 апреля 1996 года было зарегистрировано представительство фирмы C (Техас, США) (написание названия фирмы украинскими буквами — «К») под названием «представительство «К», регистрационный № * (представи­тельство).

Представительство «К» на территории Украины было создано с целью осуществления представительской деятельности от лица и в интересах фирмы «К», зарегистрированной 17 ноября 1992 года в штате Техас, США, уставный № ***, адрес ****, и осуществляющей свою деятельность, связанную с нефтяной и газовой промышленностью США и Канады.

С учетом положений Инструкции, судом апелляционной инстанции правильно установлено, что на территории Украины указанное представительство было зарегистрировано с целью осуществления представительской деятельности от лица и в интересах фирмы «К», зарегистрированной в штате Техас, США 17 ноября 1992 года, уставный № ***, и именно указанное юридическое лицо и является тем лицом, которое указано в свидетельстве о регистрации представительства «К», и с целью представительства интересов которого на территории Украины регистрировалось указанное представительство.

Судом установлено, что компания «К» (Техас, США), с целью представительства интересов которой на территории Украины 24 апреля 1996 года было зарегистрировано представительство, прекратила действовать 22 июля 1996 года. В копии свидетельства о засвидетельствовании факта, выданного государственным секретарем штата Техас, указано, что с 22 июля 1996 года компания «К» (Техас, США) прекратила действовать, и статус этого юридического лица в штате Техас указан как «лицо, которое слилось с другим».

Таким образом, компания «К» (Техас, США), представительство которой на территории Украины зарегистрировано 24 апреля 1996 года, прекратила свою деятельность 22 июля 1996 года, что никем из сторон не оспаривается.

Согласно пункту 17 Инструкции (в редакции от 18 января 1996 года) и пунк­ту 15 Инструкции (в редакции от 15 июня 2006 года), деятельность представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности прекращается, в частности, в случае ликвидации иностранного субъекта хозяйственной деятельности, который имеет свое представительство на Украине.

Однако представительство указанной иностранной компании, прекратившей свою деятельность, значится в Реестре представительств иностранных субъектов хозяйствования на территории Украины, который ведется ответчиком, что дает этому представительству право на совершение действий на территории Украины от лица несуществующего иностранного субъекта хозяйственной деятельности.

Исходя из предписаний норм действующего законодательства Украины, осуществление деятельности на территории Украины представительством с нарушением установленного порядка осуществления такой деятельности является основанием для прекращения деятельности такого представительства.

Согласно части 22 статьи 5 Закона, в случае изменения названия, юридического статуса, юридического адреса или объявления иностранного субъекта хозяйственной деятельности неплатежеспособным или банкротом, его представительство на территории Украины обязано уведомить об этом центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики в семи­дневный срок.

Аналогичное требование содержалось в пункте 13 Инструкции в редакции, которая действовала на момент прекращения деятельности компании «К» (Техас, США), и содержится в пункте 11 Инструкции (в редакции от 15 июня 2006 года).

В контексте изложенных норм прекращение иностранного субъекта хозяйственной деятельности, в том числе путем его присоединения к другому субъекту хозяйствования, является изменением юридического статуса такого субъекта, о чем компания «К» (Техас, США) обязана была уведомить ответчика, но не исполнила эту обязанность.

К ответчику с уведомлением об изменениях юридического статуса иностранной компании могло также обратиться в установленный законом срок ее представительство, зарегистрированное на территории Украины.

О таком изменении юридического статуса компании «К» (Техас, США) ни сама иностранная компания, ни ее зарегистрированное на Украине представительство ответчика не уведомили, чем нарушили требования изложенных выше положений законодательства Украины о внешнеэкономической деятельности.

Согласно подпункту 17.4 пункта 17 Инструкции (в редакции от 18 января 1996 года) и пункту 15 Инструкции (в редакции от 15 июня 2006 года), деятельность представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности на Украине прекращается в случае невыполнения иностранным субъектом хозяйственной деятельности или представительством требований этой Инструкции и/или требований законодательства Украины.

Согласно Закону, представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности является лишь организационной формой осуществления на территории Украины внешнеэкономической деятельности от лица иностранного субъекта хозяйственной деятельности. Правовой статус представительства, порядок осуществления им деятельности регулируются законодательством Украины с учетом особенностей, установленных специальными нормативными актами, регулирующими осуществление внешнеэкономической деятельности на территории Украины через представительства.

Относительно правопреемства зарегистрированного на Украине представительства иностранной компании, которая прекратила свою деятельность, следует отметить, что с учетом системного анализа норм украинского законодательства зарегистрированное на территории Украины представительство иностранной компании, будучи организационной формой осуществления деятельности юридическим лицом, в том числе иностранного субъекта хозяйственной деятельности, в отличие от имущества (в том числе прав и обязанностей) ­такого ­юридического лица, не является объектом гражданских прав и обязанностей, а потому зарегистрированное на территории Украины представительство иностранной компании не может быть объектом правопреемства.

Из материалов дела следует, что компания «К», которая наделена по делу процессуальным статусом третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, создана и зарегистрирована 18 июля 1996 года в США, Делавер (компания «К» (Делавер, США). То есть указанная компания «К» (Делавер, США) не является тождественным юридическим лицом компании «К» (Техас, США), которая создала и зарегистрировала на территории Украины представительство.

Судом апелляционной инстанции установлено, что компания «К» (Делавер, США) не совершала действий, с момента ее регистрации 18 июля 1996 года, направленных на регистрацию своего представительства для осуществления внешнеэкономической деятельности на территории Украины от ее имени и по ее поручению, и, соответственно, данные о регистрации представительства указанного юридического лица отсутствуют.

Согласно законодательству Украины, компания «К» (Делавер, США) не является надлежащим субъектом обращения к ответчику с просьбой о внесении изменений в регистрационные данные представительства, созданного и зарегистрированного компанией «К» (Техас, США).

Инструкцией «О порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности на Украине» не предусмотрена возможность внесения изменений в регистрационные документы представительства относительно иностранной компании, которой создано представительство.

Однако компания «К» (Делавер, США) обратилась к ответчику с заявлением от 1 апреля 2009 года с просьбой внести изменения в базы данных Минэкономики относительно материнской компании представительства «К», то есть компании «К» (Техас, США), которая такое представительство на территории Украины создала и зарегистрировала, ссылаясь при этом на факт правопреемства третьим лицом прав и обязанностей компании «К» (Техас, США).

Апелляционный суд пришел к правильному выводу, что предписаниями действующего законодательства Украины не предусмотрена возможность правопреемства зарегистрированного на территории Украины представительства иностранной компании, прекратившей свою деятельность как самостоятельное юридическое лицо.

Компания «К» (Делавер, США) не является надлежащим субъектом обращения о внесении изменений в регистрационные данные представительства «К», созданного и зарегистрированного компанией «К» (Техас, США), у нее отсутствует право на осуществление внесения изменений в Реестр представительств, которые касаются изменения иностранного субъекта хозяйственной деятельности, создавшего и зарегистрировавшего на территории Украины представительство.

При таких обстоятельствах правильным является вывод апелляционного суда о том, что украинское законодательство, как действующее на дату прекращения компании «К» (Техас, США), так и действующее на дату обращения компании «К» (Делавер, США) к ответчику с просьбой внести изменения в регистрационные данные относительно материнской компании представительства, не содержит положений, которые бы устанавливали возможность внесения изменений в регистрационные данные о представительстве иностранного субъекта внешнеэкономической деятельности в случае прекращения юридического лица, которое создало и зарегистрировало представительство.

Нормы действующего законодательства Украины, регулирующие порядок и условия осуществления внешнеэкономической деятельности иностранными хозяйствующими субъектами на территории Украины, имеют характер императивных норм, в связи с чем субъекты внешнеэкономической деятельности должны соблюдать предписания этих норм в соответствии с положениями законодательства.

Согласно предписаниям украинского законодательства, представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности не может действовать на территории Украины от лица и по доверенности любого другого юридического лица, чем то, которое осуществило его регистрацию и, соответственно, которое указано в свидетельстве о регистрации представительства.

Таким образом, правильным является вывод апелляционного суда, что зарегистрированное на территории Украины представительство как организационная форма осуществления деятельности иностранной компании не является объектом гражданских прав и обязанностей, а потому не может самостоятельно действовать после прекращения деятельности иностранного юридического лица, представительством которого оно значится зарегистрированным.

Как установлено судом, после прекращения компании «К» (Техас, США) в Реестре представительств иностранных субъектов хозяйствования, который ведется ответчиком, продолжало значиться само представительство прекращенной компании «К» (Техас, США).

Юридическим лицом, которое указано в свидетельстве о регистрации представительства от 24 апреля 1996 года № **, является фирма «К» (США), зарегистрированная в штате Техас, США, 17 ноября 1992 года, уставный № ***, адрес ****, которая осуществляет свою деятельность, связанную с нефтяной и газовой промышленностью США и Канады, то есть «К» (Техас, США).

Следовательно, на территории Украины продолжает быть зарегистрированным представительство «К», которое было открыто для осуществления деятельности от лица и по доверенности компании «К» (Техас, США), созданной и зарегистрированной в штате Техас, США, 17 ноября 1992 года с уставным № ***, прекратившей свою деятельность 22 июля 1996 года.

Как отмечалось выше, фирма «К» (Техас, США), которая создала и зарегистрировала на территории Украины свое представительство, прекратила свою деятельность 22 июля 1996 года. Однако ни сама компания «К» (Техас, США), ни ее представительство с соответствующими заявлениями о прекращении компании к ответчику не обращались.

Исходя из системного анализа части 18 статьи 5 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» и пункта 11 Инструкции, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что указанные предписания содержат перечень юридических фактов, наступление которых должно быть тем или иным образом отображено в деятельности представительства юридического лица на территории Украины, поскольку такие юридические факты влияют на правовую идентификацию юридического лица и его экономическое состояние.

Судебная коллегия считает правильным вывод суда апелляционной инстанции, сделанный с применением части 7 статьи 9 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины, что, с точки зрения осуществления представительных функций, реорганизация юридического лица, которое прекращается, имеет аналогичные последствия, что и ликвидация юридического лица, поскольку субъект правоотношения прекращает свое существование, а потому не может осуществляться представительство интересов такого прекращенного субъекта. Таким образом, в случае прекращения иностранного субъекта хозяйствования, который зарегистрировал на территории Украины представительство, путем его присоединения к другому субъекту деятельность такого представительства должна прекращаться по аналогии с прекращением деятельности представительства иностранного субъекта хозяйствования на основании пункта 15 Инструкции в связи с ликвидацией такого иностранного субъекта.

Поскольку компания «К» (Техас, США) прекратила свое существование, она не может осуществлять в любой форме деятельность, в том числе и внешнеэкономическую на территории Украины, а представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности не может осуществлять на территории Украины деятельность от лица другого юридического лица, отличного от того, которое его зарегистрировало и, соответственно, которое указано в свидетельстве о регистрации, поэтому апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что осуществление хозяйственной и представительской деятельности на территории Украины представительством после прекращения компании «К» (Техас, США), которая его создала, является нарушением порядка осуществления внешнеэкономической деятельности на территории Украины, установленного нормами Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» и положениями Инструкции о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности на Украине.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции, что осуществление деятельности на территории Украины представительством с нарушением установленного порядка осуществления такой деятельности является основанием для прекращения деятельности такого представительства.

В соответствии с частью 3 пункта 15 Инструкции о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности на Украине прекращение деятельности представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности является основанием для принятия Минэкономики решения об отмене записи в Реестре представительств и изъятии свидетельства о регистрации, о чем уведомляется представительство в письменной форме.

Однако при наличии правовых оснований для принятия ответчиком решения об отмене записи в Реестре представительств и изъятии свидетельства о регистрации представительства, такие действия им не были совершены.

Относительно прав истца на судебную защиту следует отметить, что, согласно решению Конституционного Суда Украины от 1 декабря 2004 года № 18-рп/2004 по делу № 1-10/2004 года под «охраняемым законом интересом», термином, употребляемым в части 1 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Украины и других законах, надо понимать стремление к пользованию конкретным материальным и/или нематериальным благом, обусловленное общим содержанием объективного и прямо не опосредованное в субъективном праве простое легитимное разрешение, что является самостоятельным объектом судебной защиты и других средств правовой охраны с целью удовлетворения индивидуальных нужд, не противоречащих Конституции и законам Украины, общественным интересам, справедливости, добросовестности, разумности и другим общеправовым принципам.

Судом апелляционной инстанции установлено, что истцом осуществлялась внешнеэкономическая деятельность на договорных взаимоотношениях с компанией «К» (Техас, США), в том числе через представительство такой компании на территории Украины, и после прекращения компании «К» (Техас, США), поэтому имеются правовые основания для осуществления судебной защиты прав и охраняемых законом интересов истца.

Также апелляционным судом установлено, что истец обращался к ответчику, в частности, с письмом от 10 марта 2009 года № *****, в котором просил выяснить правомерность осуществления деятельности на территории Украины представительства «К» после прекращения компании «К» (Техас, США).

Согласно подпункту 69 пункта 4 Положения о Министерстве экономики Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26 мая 2007 года № 777, Минэкономики Украины осуществляет контроль за соблюдением субъектами внешнеэкономической деятельности требований национального законодательства и положений международных договоров Украины. Вопреки указанному Положению, ответчиком не применены меры, направленные на приведение данных Реестра представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в соответствие с фактическими обстоятельствами.

Апелляционный суд сделал правильный вывод, что при наличии правовых оснований для прекращения деятельности на территории Украины представительства, такие действия ответчиком совершены не были, поэтому его бездеятельность противоправна.

Доводы кассационных жалоб указанные выводы апелляционного суда не опровергают и не дают оснований для вывода, что апелляционным судом при рассмотрении дела неправильно применены нормы материального права или нарушены нормы процессуального права.

Согласно части 1 статьи 224 КАС Украины, суд кассационной инстанции оставляет кассационную жалобу без удовлетворения, а судебные решения — без изменений, если признает, что суды не допустили нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебных решений или совершении процессуальных действий.

Руководствуясь статьями 221, 223, 224, 231 Кодекса административного судопроизводства Украины, коллегия судей, постановила:

— кассационные жалобы Министерства экономики Украины и компа­нии «К» — оставить без удовлетворения, а постановление Киевского апелляционного административного суда от 18 марта 2010 года — без изменений.

Определение вступает в законную силу с момента оглашения и обжалованию не подлежит.

(Определение Высшего административного суда Украины от 14 июля 2010 года. Дело № К-18732/10. Председательствующий — Сирош Н.В. Судьи — Бим М.Е., Гордийчук М.П., Острович С.Э., Черпицкая Л.Т.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Правосудие online

Акцент

Днепровские пороги

Государство и юристы

С широко закрытыми дверями

Государство и юристы

Новости законотворчества

Законопроект о ВККН предлагают принять в первом чтении

Парламент предварительно одобрил внесение изменений в Конституцию Украины

Принят Налоговый кодекс

Ограничения на внесение судебных решений в реестр

Государство и юристы

На новую пятилетку?

Документы и аналитика

Обязательственные правоотношения

Книжная полка

Административное развитие

Неделя права

Новости из-за рубежа

Суд признал социальную сеть официальным СМИ

Последнее слово осужденных разрешили изменять

Прописка через Интернет

Неделя права

Налоговые вопросы неразрешимы

Высшая мера — только для судей?

Налоговые разногласия

Международная дискуссия

По миллиарду за год

Новости из зала суда

Судебная практика

Верховному Суду отказали в обеспечении иска

Акции 15 облэнерго будут выставлены на продажу

Типовые правила размещения рекламы не изменены

Суд отказал в удовлетворении иска ТВi

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Сlifford Сhance представляет интересы Сбербанка России

ЮФ «Саенко Харенко» — советник Abris Capital Partners

В МЮФ Integrites — новый партнер

ЮФ «АНК» займется сопровождением сооружения терминала

Рабочий график

IBA: международный арбитраж

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

О распространении моратория на действия кредиторов

Об обеспечении иска в споре о приватизации

О приобретении права собственности на объект недвижимого имущества

Самое важное

Кассация по новому закону

Судебная практика

Профсоюз был, есть и будет

Импорт по нормальной цене

Судебная практика

Судебные решения

О правовых последствиях поглощения материнской компании для ее представительства на Украине

Тема номера

Юрисдикции с корпоративным раем

M&A: «пациент скорее жив, чем мертв»

Частная практика

Исполнительный директор — что он исполняет?

Желают знать, что будет

Уж третий год пошел

Юридический форум

Юристы сразились на бильярде

Футбол и судьи

Юрисконсульт

Проблемы гастарбайтеров на Украине

Меняют фамилии не только кандидаты в президенты!

Спортсмены – наемные работники?

Інші новини

PRAVO.UA