Недавно на Украине снова появился орган, который будет заниматься утверждением демократии и укреплять верховенство права. Хотя эта задача должна касаться всех государственных органов, наличие хотя бы одного, совещательного, уже позитивное начинание.
Название у созданного Указом Президента Украины от 5 ноября с.г. № 1015/2010 органа — Комиссия по укреплению демократии и утверждению верховенства права — вызывает ощущение дежавю. Аналогичная комиссия (правда, со статусом «национальная») была ликвидирована 2 апреля 2010 года Указом № 478/2010.
Примечательно, что совпадает цель создания при главе государства такого рода комиссии — объединение усилий органов государственной власти, политических партий, общественных организаций, других институтов гражданского общества в обозначенных в названии комиссии сферах, даже руководитель органа тот же — Сергей Головатый.
Именно г-н Головатый изначально возглавлял Нацкомиссию, созданную 5 июля 2005 года. Также именно председатель Комиссии должен внести свои предложения по персональному составу, но, в отличие от событий 2005 года, указом о создании Комиссии не утверждено положение о ней. Возможно, таковое будет утверждено одновременно с составом, но уже сегодня есть некоторые вопросы к организации работы Комиссии.
Из изданного указа неясно, зачем Комиссия создается, и какое место она займет в обществе. По опыту работы прежней Нацкомиссии на нее возлагалась функция разработчика реформ: судебной, уголовной юстиции, включая прокуратуру, адвокатуру и предоставление бесплатной правовой помощи, конституционной… Но с этими задачами уже справились или справляются отдельные рабочие группы. Или все же не справляются? Ведь результаты деятельности рабочей группы по реформе уголовной юстиции не видны, а проект Уголовно-процессуального кодекса Украине обещают уже не к 2011-му, а к 2012 году. Комиссия будет исправлять их ошибки? Объединит разные рабочие группы, и они заработают в ее структуре? Или будет проводить окончательный анализ разработанных другими органами и комиссиями законопроектов на предмет их соответствия демократичным стандартам? Такая себе мини-Венецианская комиссия…
Однозначно можно быть уверенным в том, что Комиссия с таким названием и таким руководителем создана для того, чтобы продуцировать некие оторванные от жизни концепции и идеи. Такой опыт у нее уже был…
Немаловажным аспектом работы Комиссии такого уровня является организационное обеспечение. По прежнему опыту, когда у комиссии нет постоянного места для заседаний, контактного телефона и хотя бы секретаря, работающего на постоянной основе, выполнение поставленных задач затрудняется. Поэтому, думается, что соответствующие вопросы надо предварительно решить в положении о Комиссии. Поскольку она создана при главе государства, следовательно, на его Администрацию стоило бы возложить вполне конкретные обязанности по обеспечению работы Комиссии.
Другой вопрос — кто войдет в состав Комиссии. Исходя из цели ее деятельности, можно предположить, что первой скрипкой должны выступать ученые, члены общественных организаций, адвокаты, то есть представители «вольных» юридических профессий. Иначе «посланная свыше» демократия не будет восприниматься, да и демократией уже не будет.
При этом нельзя не предположить, что без политиков такой орган не обойдется. Поэтому не стоит идеализировать, что в нем не будет представителей госорганов и политических сил. Хотя смеем надеяться, что государственные органы представят не просто руководители, а профессиональные юристы. Также очень бы хотелось, чтобы в Комиссии не было тех, кто разрабатывает или непосредственно будет внедрять те или иные принципы. Так можно будет достичь объективности.
Идеальный вариант — если бы Комиссия объединяла представителей общества (прежде всего — юридического) незаангажированного. Действительно, было бы неплохо, если такая Комиссия станет Национальной комиссией «За демократию через право», а создание ее при гаранте Конституции послужит средством донесения общественного мнения обо всех происходящих реформах и процессах.
Примечание. Все затронутые в статье вопросы мы хотели задать председателю Комиссии Сергею Головатому, однако на момент подготовки материала к публикации не смогли с ним связаться. Надеемся, что нам удастся это сделать в скором времени, о чем мы незамедлительно сообщим читателям.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…