Чаще всего фамилию меняют при замужестве или разводе. В этой статье я расскажу о том, что нужно знать и какими нормативными актами руководствоваться в данной ситуации бухгалтеру, отделу кадров да и самому работнику, решившему изменить фамилию.
В соответствии с Семейным и Гражданским кодексами Украины, Законом Украины «Об органах регистрации актов гражданского состояния» государственной регистрации в органах регистрации актов гражданского состояния с соблюдением требований закона подлежат рождение физического лица и его происхождение, смерть, брак, расторжение брака, изменение имени. Рождение физического лица и его происхождение, усыновление, лишение и восстановление родительских прав, брак, расторжение брака, изменение имени, смерть подлежат обязательному внесению в Государственный реестр актов гражданского состояния граждан в соответствии с Порядком ведения Государственного реестра актов гражданского состояния граждан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 1064 от 22 августа 2007 года.
Если же вы иностранец и, приехав к нам на Украину, решили здесь не только поработать, но и изменить фамилию, не забывайте, что регистрация актов гражданского состояния по заявлениям иностранцев, лиц без гражданства производится по законодательству Украины.
Так, заявление об изменении имени рассматривается государственным отделом регистрации актов гражданского состояния в трехмесячный срок со дня его представления. Срок рассмотрения заявления об изменении имени может быть остановлен в случае необходимости возобновления и внесения сведений в Государственный реестр актов гражданского состояния граждан.
О регистрации изменения имени призывника и военнообязанного отдел регистрации актов гражданского состояния в семидневный срок отсылает сообщение в районный (городской) военный комиссариат, в котором он находится на учете, а также органу внутренних дел по месту проживания заявителя (приложения 26, 27).
После регистрации изменения имени отделом регистрации актов гражданского состояния на первой странице паспорта заявителя проставляется штамп с отметкой о том, что паспорт в связи с изменением имени подлежит обмену в течение месяца. Если вы этот срок пропустили, то ждите штрафа, правда, незначительного — от 17 до 51 грн (согласно статье 197 КУоАП).
Для обмена паспорта нужно уплатить 17 грн и предоставить старый паспорт, заявление, 2 фотографии, квитанцию об уплате и свидетельство о браке (разводе).
Нельзя забывать и об учете в ГНИ. В соответствии со статьей 3 Закона Украины «О Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей» в информационный фонд Государственного реестра включаются такие данные:
— индивидуальные идентификационные номера, которые предоставляются физическим лицам — плательщикам налогов и других обязательных платежей и сохраняются за ними на протяжении всей их жизни;
— общие сведения о физических лицах — плательщиках налогов и других обязательных платежей в соответствии с частью 3 статьи 5 этого Закона;
— информация об уплате физическими лицами налогов и других обязательных платежей.
Работы, связанные с созданием Государственного реестра, финансируются из Государственного бюджета.
Таким образом, работнику нужно получить в ГНИ новую справку о присвоении идентификационного номера (с новой фамилией и старым номером).
С новым паспортом и справкой работник обязан подойти к бухгалтеру и в отдел кадров. Желательно еще и со свидетельством о браке или разводе. Следующий этап — работник пишет заявление об изменении его фамилии в документах предприятия, прилагая копии указанных выше документов.
1. Если с работником заключен трудовой контракт, а не издан приказ о принятии его на работу, можно не вносить изменения отдельным дополнительным соглашением, а лишь дополнить приложением к контракту упомянутое заявление. А уже при перезаключении контракта на следующий год или продлении действия указывать новую фамилию со ссылкой на документы, подтверждающие это (ведь их копии уже будут в бухгалтерии и отделе кадров).
2. Внесение изменений в трудовую книжку происходит следующим образом (не нужно издавать дополнительный приказ).
Запись в трудовых книжках о фамилии выполняется владельцем или уполномоченным им органом по последнему месту работы на основании документов (паспорта, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени и отчества и т.п.) и со ссылкой на номер и дату этих документов. Указанные изменения вносятся на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Одной линией зачеркивается, например, бывшая фамилия и записываются новые данные со ссылкой на соответствующие документы на внутренней стороне обложки. Изменения заверяются подписью руководителя предприятия или печатью отдела кадров (пункт 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства социальной защиты населения Украины № 58 от 29 июля 1993 года).
3. Информацию об изменении фамилии нужно отобразить бухгалтеру в отчетности по персонифицированному учету. Ведь в Пенсионном фонде данные об изменении фамилии работника отсутствуют.
КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — исполнительный директор общественной организации «Юридический дом «Защита», г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…