На прошлой неделе состоялись общественные слушания проекта Закона Украины «О мониторинге телекоммуникаций», разработанный Службой безопасности Украины. Он получил далеко не лестные оценки. Им предусмотрено создание специальной системы мониторинга телекоммуникаций. Согласно проекту, операторы телекоммуникационных сетей должны будут установить на своих площадях за свои же деньги технические средства системы мониторинга. Управлять этой системой, не покидая своей территории, будет специально уполномоченный орган — СБУ. Работники органов, осуществляющих оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность, также будут иметь доступ к системе мониторинга со своих рабочих мест. Генерал-лейтенант СБУ Анатолий Герасимов, возглавлявший группу разработчиков законопроекта, мотивировал необходимость данного акта отсутствием реального механизма, с помощью которого правоохранительные органы могли бы осуществлять возложенные на них функции мониторинга средств связи.
Следует отметить, что Комитет по вопросам свободы слова и информации рекомендовал парламенту отклонить проект, поскольку он может привести к ограничению конституционных прав граждан на невмешательство в личную и семейную жизнь, тайну переписки и другой корреспонденции, телефонных разговоров и т.п.; противоречит положениям УПК, принятого в первом чтении. Операторы связи, ученые, правозащитники, присутствовавшие на слушаниях, разделили мнение членов Комитета. Выступавшие высказали опасения, что принятие законопроекта может привести к тому, что информация будет сниматься с каналов связи постоянно и бесконтрольно, поскольку очень трудно определить, санкционировано или нет судом снятие той или иной информации.
По словам представителя Харьковской правозащитной группы Евгения Захарова, законопроект нуждается в серьезной доработке. Он, как и большинство участников слушаний, убежден в необходимости введения института независимого надзора за законностью мониторинга, который, с одной стороны, получал бы автоматически копии всей снятой информации, а с другой — рассматривал бы жалобы на незаконное снятие информации с каналов связи. Присутствующие также разделили точку зрения Захарова о целесообразности публикации годового отчета о количестве санкций суда на перехват с указаниями видов преступлений, по которым было принято решение о перехвате. Господин Захаров также настаивает на четком указании преступлений, при которых разрешается снятие информации, а также на закреплении нормы об ограничении длительности перехвата.
Представитель Международного института гуманитарно-правовых исследований Владимир Малинкович считает, что законопроект может быть принят только в случае закрепления в нем сроков проведения и процедуры мониторинга, условий хранения и процедуры уничтожения полученных материалов, порядка регулярной отчетности по всем проведенным операциям и формы контроля за соблюдением всех правил мониторинга.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…