Вопросы определения таможенной стоимости в практике таможни — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (310) » Вопросы определения таможенной стоимости в практике таможни

Вопросы определения таможенной стоимости в практике таможни

На сегодняшний день вопрос определения таможенной стоимости органами Государственной таможенной службы (ГТС) Украины является чрезвычайно актуальным, чем объясняется значительное внимание к нему юристов и лиц, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Повышенный интерес к деятельности таможенных органов в этом направлении можно объяснить как активизацией внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, так и вступлением в силу с 1 января 2004 года Таможенного кодекса Украины от 11 июля 2002 года, содержащего новый подход к решению этого вопроса. Еще одним фактором, положительно влияющим на полноту изучения вопроса определения таможенной стоимости таможенными органами, является значительная судебная практика. Однако ее неоднозначность и отсутствие обобщения становятся причиной того, что в некоторых случаях одни и те же положения действующего законодательства двояко истолковываются судами.

Рассмотрение и анализ этой темы на страницах издания являются довольно дискуссионными. Хочу осветить собственное видение проблемных вопросов, затронутых Александром Мининым в статье «Таможенная стоимость, налоги…» (опубликована в № 33 (295) «Юридической практики» 19 августа 2003 года). Полностью поддерживаю автора в том, что повышение таможенной стоимости органами ГТС не влияет на другие налоги. Подтверждением, кроме приведенных автором норм, является также то, что таможенная стоимость, в соответствии с пунктом 1.7 приказа Государственной таможенной службы Украины от 18 апреля 2002 года «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и классификаторов», используется исключительно в целях таможенного налогообложения товаров и ведения таможенной статистики. То есть таможенная стоимость является базой начисления таможенных сборов и налогов таможенными органами.

Следует обратить внимание на тот факт, что в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Украины «О мероприятиях по усовершенствованию конъюнктурно-ценовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности» от 10 октября 1996 года контрактные цены в данной сфере определяются субъектами внешнеэкономической деятельности Украины на договорных началах с учетом спроса и предложения, а также других факторов, действующих на соответствующих рынках на время заключения внешнеэкономических соглашений (контрактов). Однако, определяя таможенную стоимость, таможенные органы не нарушают права субъектов внешнеэкономической деятельности на применение договорных свободных цен во внешнеэкономических договорах (контрактах), самостоятельно определяющихся субъектами ВЭД, и в грузовой таможенной декларации данная цена отмечается в графах 22, 42 (общая фактурная стоимость, фактурная стоимость). Согласно пункту 1.7 приведенной выше Инструкции, фактурная стоимость (договорная, контрактная) — это стоимость товаров, которая фактически уплачена или подлежит оплате, или может компенсироваться встречными поставками товаров и отмечается в счете-фактуре (счете-проформе — для договора мены) в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта).

В случаях, при которых определение таможенной стоимости может осуществляться таможенными органами, считаю, что данное авторское толкование статьи 16 Закона Украины «О Едином таможенном тарифе» является ограничительным. Так, в части 2 статьи 16 предусмотрено, что «при явном несоответствии заявленной таможенной стоимости товаров и других предметов стоимости, определяющейся в соответствии с положениями этой статьи или в случае невозможности проверки ее вычисления, таможенные органы Украины определяют таможенную стоимость последовательно на основе цены на идентичные товары и прочие предметы, цены на подобные товары и прочие предметы, которые действуют в ведущих странах — экспортерах указанных товаров и других предметов». При этом автор понятия «таможенной стоимости, определяющейся в соответствии с положениями статьи 16 Закона Украины «О Едином таможенном тарифе», истолковывает как стоимость, указанную в счете-фактуре и увеличенную на сумму не включенных в нее затрат на транспортировку, погрузку, разгрузку, перегрузку и страхование к пункту пересечения таможенной границы Украины, комиссионные и брокерские, а также оплату за использование объектов интеллектуальной собственности. Однако не учитывает того, что статья 16 Закона Украины «О Едином таможенном тарифе» предусматривает и иной метод определения таможенной стоимости, а именно: на основе цены на идентичные товары и прочие предметы, цены на подобные товары и прочие предметы, действующие в ведущих странах — экспортерах указанных товаров и других предметов.

То есть нельзя согласиться с утверждением автора статьи о том, что право определять таможенную стоимость в таможенных органах возникает в случае, если заявленная в декларации таможенная стоимость явно не отвечает стоимости, указанной в документах, согласно которым импортирован соответствующий товар. Данное толкование было бы правильным в следующей редакции части 2 статьи 16 Закона Украины «О Едином таможенном тарифе»: «При явном несоответствии заявленной таможенной стоимости товаров и других предметов, которая определяется в соответствии с положением части 1 этой статьи…» Учитывая изложенное, хочу указать, что явное несоответствие следует понимать как несоответствие таможенной стоимости, заявленной декларантом, стоимости, определенной на основе цены на идентичные товары и прочие предметы, цены на подобные товары и прочие предметы, действующие в ведущих странах — экспортерах указанных товаров и других предметов. Подтверждением указанного толкования может быть также и то, что в соответствии с пунктом 2 Порядка определения таможенной стоимости товаров и других предметов в случае перемещения их через таможенную границу Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 5 октября 1998 года, если таможенному органу предоставляются документальные подтверждения цены (счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы) и указанные в них сведения не вызовут сомнения относительно их достоверности, таможенная стоимость товаров определяется на основании предоставленных документов. Понятно, что сомнения в достоверности указанных в документах сведений могут возникнуть у таможенного органа лишь после определения стоимости на основе цены на идентичные товары и другие предметы. Последним аргументом, который должен подтвердить правильность указанной точки зрения по вопросу определения таможенной стоимости таможенными органами, является то, что в соответствии с пунктом 3 указанного выше Порядка в случае невозможности определения таможенной стоимости товаров на основании предоставленных документов и/или в случае явного несоответствия заявленной таможенной стоимости товаров таможенной стоимости товаров, находящихся в базе данных ценовой информации Гостаможслужбы, таможенная стоимость определяется на основании цен на идентичные товары, действующие в ведущих странах — экспортерах этих товаров.

Учитывая изложенное, не соответствует действительности утверждение автора о том, что «действия таможни по самостоятельному определению таможенной стоимости, которая не отвечает задекларированной импортером в таможенной декларации, кроме указанных автором случаев, следует считать совершенными с превышением полномочий и противоречащими статье 19 Конституции Украины».

Относительно утверждения автора о том, что таможенными органами на практике принимается «указанная импортером в декларации стоимость, даже в случаях ее несоответствия информации ценовой базы данных таможни, при условии подтверждения ее выводом Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции», следует обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 6 Порядка определения таможенной стоимости товаров и других предметов, в случае перемещения их через таможенную границу Украины, для подтверждения заявленной таможенной стоимости могут использоваться как вспомогательный материал выводы организаций, уполномоченных Гостаможслужбой на проведение ценовой экспертизы. В пункте 3.6 Порядка работы отдела тарифов и таможенной стоимости региональной таможни (таможни) при решении вопросов определения таможенной стоимости товаров, перемещающихся через таможенную границу Украины (Порядок), утвержденного приказом Гостаможслужбы Украины от 2 декабря 1999 года за № 782 (утратил силу на основании приказа от 13 октября 2003 года), было предусмотрено, что по причине отсутствия в базе данных ценовой информации сведений о стоимости определенного товара (предмета), на основании которых определяется его таможенная стоимость, можно вместе с другими источниками информации, используемыми таможенными органами, пользоваться информацией таких специализированных организаций, как Государственный информационно-аналитический центр мониторинга внешних товарных рынков при Министерстве внешних экономических связей и торговли Украины («Госвнешинформ», о широком круге товаров и услуг); Государственный геологический центр (о стоимости природных и драгоценных камней и изделий из них); Научно-исследовательский институт судебной экспертизы (о транспортных средствах); Торгово-промышленная палата Украины (о широком круге товаров и услуг); AО «Укримпекс» (о широком круге товаров и услуг); Украинский НИИ маркетинга и внешнеэкономической информации (о широком круге товаров и услуг, в первую очередь, о редкоземельных и цветных металлах, древесине и изделиях из нее); ДП «Укрпромвнешэкспертиза» (о широком круге товаров и услуг, прежде всего о черных и цветных металлах, продукции химической промышленности и сельского хозяйства); AО «Алинекс» (о товарах и услугах в области легкой промышленности); Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (о стоимости автомобилей) и другие организации. То есть информация указанных организаций могла использоваться как вспомогательный материал по причине отсутствия в базе данных ценовой информации сведений о стоимости определенного товара (предмета), на основании которых определяется его таможенная стоимость.

Следует заметить, что при осуществлении контроля сотрудники таможенного органа проверяют правильность определения таможенной стоимости декларантом на основании предоставленных им документов. Причем в преобладающем большинстве случаев декларантами в подтверждение заявленной стоимости подается счет-фактура, внешнеэкономический контракт, спецификация к контракту, а также расчет затрат на транспортировку. В соответствии со статьей 25 Таможенного кодекса Украины предприятия, перемещающие через таможенную границу Украины товары и прочие предметы, а также граждане, пересекающие таможенную границу Украины, обязаны в надлежащих случаях предоставить таможне необходимые для таможенного контроля документы. Перечень и порядок предоставления таких документов определяются Государственной таможенной службой Украины в соответствии с законодательством Украины о таможенном деле, Таможенным кодексом и другими актами законодательства Украины. Государственная таможенная служба в пункте 3.1 Порядка определяла, что проверка достоверности заявленной таможенной стоимости может осуществляться на основании таких документов: счетов-фактур (инвойсов) или счетов-проформ; спецификаций, коносаментов, товарно-транспортных накладных; лицензий; карточек регистрации контрактов; сертификатов о происхождении товаров; банковских документов относительно расчетов по представленному контракту (копий платежного поручения с отметкой банка о выполнении операции и выписки из лицевого счета организации, заверенных руководителем и главным бухгалтером этой организации), которые должны содержать все реквизиты, нужны для идентификации их с поставкой, оформляющейся в таможенном отношении; копии экспортной вывозной таможенной декларации (ВТД) страны отправления; договоров поставки; договоров совместной деятельности; контрактов с третьими лицами, причастными к договору (соглашений); счетов по платежам третьим лицам в пользу продавца; лицензионных или авторских соглашений; договоров поручения, комиссии, агентских и брокерских соглашений; счетов за комиссионные, брокерские услуги относительно товаров, таможенная стоимость которых определяется; заказов на поставку; договоров на перевозку и страхование; прайс-листов производителя и продавца товара; бухгалтерской документации; калькуляции фирмы — производителя товара (в случае согласия фирмы предоставить его украинскому покупателю); других материалов, которые могут быть использованы для подтверждения сведений относительно таможенной стоимости товаров, заявленных в ВТД. То есть сотрудники таможенного органа, осуществляя контроль за правильностью определения таможенной стоимости, имеют право требовать от декларанта предоставления этих документов. Необходимо обратить внимание на то, что аналогичная норма присутствует и в Порядке определения таможенной стоимости товаров и других предметов в случае перемещения их через таможенную границу Украины. То есть во избежание случаев, когда таможенным органом определяется таможенная стоимость самостоятельно, необходимо предоставить максимальное количество подтверждающих документов. Довольно интересное положение еще одного нормативно-правового акта Гостаможслужбы, регулирующего указанный вопрос. Так, приказом Гостаможслужбы Украины от 22 июня 2001 года за № 429 «Об упрощении процедуры контроля за определением таможенной стоимости отдельных видов товаров, импортируемых на основании дилерских и дистрибьюторских соглашений» предусмотрено, что проведение таможенного оформления товаров осуществляется без привлечения работников отделов тарифов и таможенной стоимости, если:

ввозимые товары являются такими, первая продажа которых осуществляется производителем или фирмой, уполномоченной компанией-производителем осуществлять продажу от ее имени;

товары, предъявленные к таможенному оформлению, являются товарами ведущих фирм на рынке соответствующего вида продукции;

поданный декларантом счет-фактура (инвойс) отвечает образцу, предоставленному компанией — производителем товаров (уполномоченной компанией) Гостаможслужбе, и направлен Таможенно-тарифным управлением в таможни для служебного пользования;

лицом, перемещающим товары, является импортер, отвечающий таким требованиям в их совокупности:

ввоз товаров осуществляет по письменному договору (контракту) купли-продажи с компанией-производителем (ее торговым или производственным отделением) или фирмой, уполномоченной компанией-производителем осуществлять продажу товаров (полномочия такой фирмы должны быть подтверждены письмом компании-производителя, присланным Гостаможслужбе);

с компанией-производителем заключило дилерское, дистрибьюторское или аналогичное письменное соглашение, в котором оговариваются условия продажи товаров компанией-производителем и условия их реализации на территории Украины, в том числе порядок гарантийного и дальнейшего сервисного обслуживания, права, обязанности, ответственность сторон, срок действия соглашения (соглашение должно быть заключено непосредственно с компанией — производителем товаров или фирмой, уполномоченной компанией-производителем заключать такие соглашения от ее — компании-производителя — имени); Гостаможслужбе предоставило прейскурант цен, заверенный компанией-производителем, согласно которому осуществляется закупка товаров;

заключило непосредственно или в составе объединения (ассоциации) импортеров соглашение с Гостаможслужбой о сотрудничестве;

не имеет задолженности по таможенным платежам.

Таможенный кодекс Украины от 11 июля 2002 года более детально регулирует вопрос определения таможенной стоимости декларантами и таможенными органами, а именно — четко устанавливает методику ее определения. Нормы Кодекса полностью отвечают развитию общественных отношений и реалиям современности и создают преграды в уклонении от уплаты надлежащих платежей во внешнеэкономической деятельности путем снижения таможенной стоимости. В развитие положений Таможенного кодекса Украины, в соответствии со статьей 262, Кабинет Министров Украины принял постановление от 28 августа 2003 года № 1375 «Об утверждении Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины». Положения указанных актов поднимут на новый качественный уровень деятельность таможенных органов в этом направлении и приблизят ее к высоким стандартам эффективного, быстрого и качественного таможенного контроля, существующего в преобладающем большинстве европейских стран. А это, безусловно, приведет к ускорению евроинтеграции Украины и поднимет авторитет таможенных органов на международной арене, а также обусловит активизацию внешнеэкономической деятельности и нормализацию инвестиционного климата на Украине.

ПРОКИПЧУК Левко — юрист, г. Львов

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

ГСА: куда идем и что делать?

Законодательная практика

Правосудие за ваши деньги

Комментарии и аналитика

Вопросы определения таможенной стоимости в практике таможни

Неделя права

Пленум грядет!

«Бумажный» суд с живыми судьями

Острота внутренних взаимоотношений

Минюст в фаворе у Президента

АМКУ приобретает европейский опыт

«Мониторить» будут не всех?

Новости делового мира

Кто может стать «единоналожником»

АПУ провела семинар для банковских юристов

Упрощены таможенные процедуры

Отчитайтесь о программных продуктах!

Формирование уставного фонда страховщика

Новости законотворчества

Перевод актов будет правильным

Инвалиды могут работать ночью

Консультации «Электронного Правительства»

ХК собрались согласовывать

Новости из-за рубежа

Присяжная уволена за ношение платка в суде

Жертва спамеров попала под суд

Европейский суд грозит штрафом за ненадлежащее качество воды

Новости профессии

Реформирование административного права

Союз адвокатов о законодательстве об адвокатуре

Исследована практика военных судов

Качество образования прежде всего

Заместитель министра юстиции становится судьей

Судьи повышают квалификацию

Новости юридических фирм

У Deloitte & Touche новый бренд

«Центр технологии бизнеса и права» провела семинар

«Шевченко, Дидковский и партнеры» выступила юридическим советником банка ING Bank N.V.

«Ариес» стала членом Евроюриса

Первая полоса

Вопросы обжалования решения ГНАУ

Репортаж

Судьям — влиятельную ассоциацию!

Конкуренция прежде всего!

Судебная практика

Кто не успел, тот не опоздал?!

Применении Европейской конвенции в хозяйственном процессе

Порядок внесения изменений в законы о налогообложении имеет особенности

Тема номера

Защита свободы слова в суде

Свободный доступ к информации

Трибуна

Разрешительная система МВД: а у нас — свои, внутренние порядки!

Судопроизводство по-херсонски

Частная практика

Вопрос трудовой дисциплины

Вопросы налогового кредита

Юридический форум

Знал, знал… да и забыл

Когда закончится «почтовый» бардак?

Новшества для ГИС

Отказ в разрешении выезда на постоянное местожительство требует обоснования

Інші новини

PRAVO.UA