Юрреализм — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №18 (958) » Юрреализм

Юрреализм

«Никто не ожидал, что украинская юридическая фирма припрятала столько идей», — прокомментировал свое выступление на форуме IT-юристов в Дании Артем АФЯН

Адвокатское объединение Juscutum — сегодня одна из наиболее динамично развивающихся компаний. Уделяя особое внимание повседневным потребностям украинского бизнеса (например, сопровождению обысков), компания при этом активно осваивает «молодые» отрасли практики, такие как IT-право. По словам управляющего партнера Артема Афяна, стимулом для Juscutum служит перспектива войти в топ-10 украинских юридических фирм. Этого компания собирается достичь за счет раскрытия потенциала каждого сотрудника и использования новых технических решений. Побывав на одном из европейских ­мероприятий, Артем Афян заявил, что специфические национальные условия позволяют опережать зарубежных коллег в некоторых вопросах. В интервью «ЮП» он также рассказал, почему компания берется за скандальные дела, превращает обыски в игры и за что на юристов фирмы наслали проклятие.

 

— Артем, недавно ты посетил форум IT-юристов в Дании. Удалось ли почерпнуть новые идеи для бизнеса?

— Это было мероприятие World IT Lawyers — ассоциации, которая объединяет «айтишных» юристов, главным образом Европы. Страну на форуме могла представлять только одна компания. От Великобритании, к примеру, в форуме участвовали юристы, представлявшие такого исполнителя, как Snoop Dog. Делегаты из Италии имели отношение к так называемому закону Google. В общем присутствовали те юристы, дела которых мы потом разбираем как показательные кейсы. Основной темой этой встречи была защита персональных данных. Особое внимание уделялось проблеме трансграничной передачи информации и облачных хранилищ. На Украине с этим все просто: у нас это — мертвые нормы. В целом ощущается, что Украина — пока еще не Европа в плане регулирования, проблем и риторики.

 

— В чем это наиболее заметно проявляется?

— У нас сырая нормативная база и очень хаотичная судебная практика. Зато короче связь с органами государственной власти: если нам непонятен закон, то мы идем к регулятору и просим разъяснения, и сами часто консультируем, каким это разъяснение должно быть. У европейцев консультацию можно ждать и десять месяцев.

 

— В нашей стране такие барьеры практически исчезли?

— На Украине очень чувствуется, что само государство практически исчезло. Потому что у них во власти заседают настоящие эксперты. А у нас услышать чушь от чиновника высокого ранга — явление обыденное. Тем не менее наша страна для европейцев весьма интересна. Сейчас Украина выглядит как IT-хаб, в котором удобно размещать «айтишное» производство. При относительно небольшом улучшении бизнес-климата следующим шагом станут R&D-центры. У нас сложилась крайне либеральная модель общественного договора. В этом мы не Европа. Но в этом наш большой плюс при сотрудничестве с ней. За время своего визита мне удалось заинтересовать несколько компаний поближе присмотреться к Украине как локации для части своих офисов.

 

— А как обстоят дела на европейском юридическом рынке?

— Мы обсуждали явление «уберизации» юридических услуг (Uber — международная компания, предоставляющая сервис по поиску такси в Интернете — прим. ред). Европейцы чувствуют, что эта эра грядет. Но не ощущают, как именно и когда именно она начнется. Еще мы обменивались идеями относительно применения  новых технологий. Наши технологические решения заинтересовали коллег. Никто не ожидал, что украинская юридическая фирма припрятала столько идей. К тому же нам их легче реализовывать, в том числе из-за доступной платы за разработку софта. Я озвучил наши планы по внедрению юридических ботов: это позволит снять рутинную работу.

 

— Полагаем, что главное, чтобы клиенты не знали, что их консультируют боты?

— Ну почему же. Если клиент понимает, что стоимость консультации юриста для него недоступна, но он может позволить услуги разработанного юркомпанией бота, то проблемы не будет. Если смотреть на юриспруденцию как на производство блага в виде решенных задач, то нужно использовать все средства. Еще один плюс, который я заметил: у нас за счет кризиса в экономике юристам приходится работать гораздо активнее.

 

— На чем ваша компания делает наибольший акцент?

— Во-первых, это точно не узкая специализация — у нас работает более 70 человек в шести практиках. Для каждой из них мы пытаемся сформулировать ценность для рынка. Мы работаем там, где можно сказать что-то новое. Так, в 2012 году мы создали практику IT и медиа, и сказали рынку, что у нас есть юристы для IT-бизнеса, которые разбираются в нюансах внутренней кухни. У нас сильная практика безопасности бизнеса. В свое время мы ее основали, фокусируясь не на уголовном процессе, а в целом на противодействии давлению государства на бизнес. Мы трансформируем налоговую практику, стараясь предвосхитить грядущие изменения, например, помогаем бизнесу готовиться к амнистии капиталов, вести более прозрачную деятельность. Мы всегда идем от потребности. Изучаем проблемы и уже на этой основе формируем услуги. Мы хотим увидеть, где технологический прогресс может соединиться с юридической помощью. Я намеренно не использую слово «инновации», поскольку оно немного «девальвировалось». На данный момент из success story я могу привести только Legal Alarm, но на стадии разработки у нас сейчас еще около четырех продуктов.

 

— В каком направлении вы развиваетесь? Осуществляете ли экспансию в регионы?

— Регионы не являются ключевым вектором нашего развития. Я бы сказал, что наш основной вектор развития сейчас направлен вглубь. Мы занимаемся серьезной отработкой трансформации компании. Juscutum является одной из наиболее быстрорастущих компаний. И этот рост соответствует нашим глобальным целям — войти в топ-10. С момента создания мы хотели войти в десятку, потому что это уровень признания и влияния. Определенное время мы росли так, как позволял рынок. Сейчас мы достигли того уровня, когда нужно заняться внутренней структурой.

 

— Какую компанию вы хотите построить?

— Существуют две очень непохожие компании, черты которых мы хотим объединить: White & Case и Google. Мы стремимся не стать чем-то средним между ними, а именно объединить их лучшие черты, создать среду, которая породит новый культурный пласт адвокатуры. Мы ищем тех, для кого юриспруденция — часть природы органических юристов. У нас много внутренних мероприятий, тем и приколов, интересных только юристам до мозга костей.

 

— Вы отбираете людей определенного типа уже на стадии собеседования или же они приобретают необходимые привычки уже в ходе работы?

– Знаете, здесь и то, и другое. У нас в ходу термин «раскрыть человека». Мы подбираем людей, в которых есть искра адвокатской звездности, и раскрываем их способности. Мы что-то вроде продюсеров в праве. Только у нас блесточек поменьше.

 

— Какие новые подходы вы используете в таких традиционных сферах, как уголовное право?

— Многие компании проводят тренинги на тему поведения во время обыска. Не помню, первыми ли мы начали подобные мероприятия, во всяком случае проводим их довольно давно. Сейчас мы их вывели на уровень полноценных ивентов и проводим в виде игры, где люди могут зарабатывать баллы и т.д. Мы даем прочувствовать на себе уловки правоохранителей. Для многих специалистов в уголовном праве это звучит как крамола. Мы же думаем, что так люди лучше усваивают материал.

 

— Какие дела из вашей практики вы можете выделить? Например, курьезный способ защиты прав.

— Попытаюсь кое-что вспомнить, чтобы при этом не противоречить адвокатской тайне и Уголовному кодексу… Был случай, когда представлявших интересы г. Киева юристов нашей фирмы прокляли. Истцом выступал один из религиозных центров. Наших юристов внесли в список тех, кого во время второго пришествия не позовут. Мы решили, что плох тот юрист, который ни разу не был проклят, и спокойно это перенесли.

 

— А смешные ситуации в уголовной практике возникали?

— Был смешной случай, когда прокурор пытался доказать, что наш клиент уклонялся от уплаты налогов. При этом он был очень убедителен, но не заметил, что сам пришел с iPhone и Apple Watch. Мы прямо в суде подали ходатайство с просьбой обосновать, откуда у него такие деньги.

В прошлом году юристы практики защиты бизнеса сопроводили около 250 обысков. Из них только один был проведен в полном соответствии с нормами Уголовного процессуального кодекса. Юристы, естественно, были сконфужены. Обычно мы пишем жалобы. Здесь написали благодарность. Как мы потом узнали, руководство долго допытывалось у следователя, что же произошло на самом деле.

 

— Вы часто беретесь за скандальные дела. Это элемент вашей стратегии или пиара?

– Первопричина в том, что юриспруденция очень интересна. Она заставляет работать с такими специфическими категориями, как справедливость. Позволяет сталкиваться с огромным количеством жизненных ситуаций и разнообразных правд. Скандал для нас никогда не был самоцелью. Мы пытаемся в своих публичных посылах говорить то, что важно обществу.

 

— Как ваша компания понимает свою профессиональную миссию?

— Стать адвокатами бизнеса перед обществом и государством. Мы очень верим, что именно бизнес является средоточием созидательной силы нашего общества. Второе — мы хотим стать юристами следующего поколения и предвосхитить развитие права.

 

(Беседовал Виталий ДУДИН,

«Юридическая практика»)

 

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государство и юристы

Расходы без первичного документа

Экспорт услуги

Стресс-конференция

Государство и юристы

Новости законотворчества

Готовится обновление законодательства о госслужбе

Предлагается усилить гарантию права народа на недра

Готовится реформа в сфере кредитования

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Trusted Advisors представила интересы «Стройбуд Ильичевск» в деле о признании прекращения ипотеки

«Авеллум» — юридическая фирма года на Украине по версии IFLR

ЮФ Redcliffe Partners сопровождает финансирование в агросекторе Украины

ЮФ Sayenko Kharenko — советник компании Bluebird

Aequo — юридическая фирма года на Украине по версии Chambers Europe 2016

ЮФ GOLAW консультирует крупного разработчика компьютерных видеоигр

Interlegal оценил возможность исполнения решений FOSFA на Украине

Отрасли практики

Юрреализм

Выразить возмещение

Детальный плен

Отпор персонала

Кредиторы в Крыму

Объективная переоценка

Рабочий график

Аграрная конференция

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

RE:структуризация

Дисциплинарное партнерство

Поиск консенсуса

Самое важное

Необложная помощь

Рекламный бок

Верховенство в праве

О налоговом залоге

Судебная практика

Совершенство производства

Отчет времени

За резким исключением

Принципы в действии

Тема номера

Ферма и содержание

Факторы иска

Оформить правки

Частная практика

Премиум-класс

Хит-палат

Лига MBA

Інші новини

PRAVO.UA