Работа юрдепартаментов крупнейших компаний, естественно, вызывает большой интерес. В интервью «ЮП» Инна Крушинская, директор юридического департамента Fozzy Group, раскрыла специфику деятельности юрслужбы, а также рассказала о повседневных трудностях, которые приходится преодолевать. Уникальной чертой юридического департамента г-жа Крушинская считает его схожесть с юрфирмой. В ходе беседы она обратила внимание как на специфические для ритейла вопросы, так и на те, с которыми сталкивается любой юрист, работающий с бизнесом. В частности, Инна Крушинская поделилась мнением, насколько эффективно функционирует судебная система, в чем состоит позитив налоговой реформы и каким образом следует формировать команду юристов.
— Инна Владимировна, расскажите прежде всего о будничных вопросах. Какие проблемы с контрагентами вы могли бы выделить? Насколько эффективным инструментом обеспечения исполнения договоров выступают суды?
— Вопросы, возникающие при взаимодействии с нашими партнерами, я бы не называла проблемами. Скорее это рабочие моменты. Например, нередки ситуации, когда мы и поставщики наших сетей по-разному понимаем нормы законодательства. Как правило, причина заключается в том, что каждая из сторон трактует норму, исходя из своих интересов. Например, вопрос маркировки. Поставщики в большинстве случаев не соглашаются с нашим пониманием требований законодательства относительно маркировки, но поскольку на нас как на реализаторе лежит ответственность за правильную маркировку продукции, мы достаточно принципиальны в своей позиции.
Много дискуссий с поставщиками также возникло вследствие недавно вступивших в силу изменений в Закон Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» в части предоставления документов, подтверждающих качество продуктов.
Достаточно сложно согласовывать с поставщиками товаров, услуг и налоговую оговорку о возмещении потерь налогового кредита, если контрагент не регистрирует налоговую накладную. Контрагенты не уверены и в том, что со стороны налоговых органов не будет неправомерных действий. Как правило, контрагенты исходят из той позиции, что действия Государственной фискальной службы Украины будут неправомерными, и соответственно не хотят возлагать на себя обязательства по возмещению наших возможных потерь.
Также часто сталкиваемся с ситуацией, когда контрагенты пытаются переложить на торговые сети коммуникацию с контролирующими органами касательно вопросов, относящихся к компетенции производителя.
Тем не менее вышеперечисленные вопросы — это не те вопросы, которые доходят до суда. Как правило, все эти моменты регулируются в переговорном процессе.
Если с контрагентами все же возникают судебные споры, эффективность судебных разбирательств я бы оценивала в зависимости от того, кем мы выступаем в этом процессе. В случаях, когда торговая сеть выступает истцом, этот инструмент не всегда является эффективным, поскольку результат больше зависит от благонадежности ответчика, ведь все мы понимаем, что наличие положительного судебного решения не гарантирует его эффективного исполнения. Если же ответчиком выступаем мы — этот инструмент эффективен в плане исполнения договорных обязательств, поскольку мы являемся крупной, стабильной, платежеспособной компанией.
Однако сразу скажу, что в основном договорные отношения с партнером, с которым были судебные разбирательства, не имеют дальнейшего развития.
— Каких принципов вы придерживаетесь при распределении компетенций между центральным офисом и местными представительствами компании?
— Распределение компетенций зависит от характера вопросов и функций. Есть сферы, которые относятся к исключительной компетенции юридического департамента холдинговой компании. В частности, это налоговые и таможенные споры, налоговое консультирование, договорные взаимоотношения с внешними арендодателями, взаимоотношения с банками, вопросы внешнеэкономической деятельности, инвестирования, корпоративных отношений. Юристы же отдельных бизнесов и региональные юристы занимаются вопросами, непосредственно связанными с операционной деятельностью компании: это и взаимодействие с контролирующими органами на местах, и трудовые правоотношения, то есть текущие операционные вопросы, которые постоянно возникают при осуществлении хозяйственной деятельности. Однако в любом случае принципы действий юристов на местах и в бизнесах являются консолидированными — ситуаций, когда юристы в разных регионах применяют разные подходы и принципы при выполнении своих функций, быть не должно. Есть изначально утвержденные на уровне холдинга типовые формы договоров, алгоритмы действий, процессов, соблюдение которых обязательно всеми юристами группы.
— На чем базируется кадровая политика юрдепартамента?
— Наш основной принцип — целесообразнее самим взрастить квалифицированного специалиста, чем искать готовых на рынке труда. В основном мы принимаем на работу юристов с достаточно небольшим опытом работы, но с большим потенциалом и желанием самосовершенствоваться.
Таких же принципов я придерживаюсь и в ситуациях, когда появляется вакантная должность руководителя отдела в юридическом департаменте.
Все действующие руководители отделов юридического департамента до момента занятия этих должностей были рядовыми юрисконсультами нашего же департамента.
Также хочу отметить, что при отборе резюме на вакантные должности очень важным фактором становится образование соискателя. Преимущество предоставляется выпускникам ведущих украинских вузов. Однако, конечно, одного факта наличия престижного диплома недостаточно — на собеседовании кандидат должен быть готов показать уровень своих теоретических знаний. Отсутствие опыта в определенных сферах понятно и оправданно, но вот отсутствие базовых теоретических знаний — это однозначно отрицательный результат для соискателя.
Также отмечу, что мы предоставляем возможность студентам получить у нас в компании так необходимый им опыт работы. Студенты последних курсов юридических факультетов проходят в нашем департаменте стажировку. К слову, один их наших бывших стажеров теперь работает в нашей команде юристом.
— Есть ли вопросы, для решения которых вы предпочитаете обращаться к внешним юристам?
— Отличительная особенность нашего юридического департамента заключается в том, что фактически все направления деятельности группы мы обслуживаем самостоятельно без привлечения сторонних юридических компаний. По сути, наш департамент представляет собой отдельный юридический бизнес, со своим бюджетом, с заключенными договорами на оказание юридических услуг другим бизнесам компании. Буквально недавно мы внедрили в департаменте специализированное программное обеспечение, разработанное для юридических фирм с системой биллинга, учета рабочего времени. Так что мы сами очень похожи на юридическую фирму, но в структуре группы компаний.
Единственным исключением из правила являются вопросы, касающиеся законодательства других стран. В таких вопросах мы, безусловно, обращаемся за помощью к иностранным юридическим компаниям.
— Можете ли вы сказать, что какие-то из реформ положительно отразились на ежедневной деятельности торговых сетей?
— В сфере регуляции нельзя не отметить сокращение количества разрешительных документов. Вместе с тем реформирование в отрасли, касающееся вопросов безопасности пищевых продуктов, пока не отразилось положительно, скорее наоборот — торговые сети оказываются в патовой ситуации, им не остается ничего другого, как собственными силами обеспечить надлежащий «входящий» контроль продукции, в том числе частично и контроль производства, поскольку ответственность за качество и безопасность лежит на сетях.
Все мы, конечно, в ожидании налоговой реформы. Среди уже произошедших изменений могу позитивно отметить законодательные изменения относительно детализации необходимых документов для допуска к налоговой проверке, введение понижающего коэффициента по единому социальному взносу (ЕСВ).
Но, к сожалению, остается очень много сфер, где изменений нет в принципе! Компания постоянно сталкивается с необоснованной корректировкой таможенной стоимости к уровню индикатива, хотя все цены по импортным контрактам нашей компании являются рыночными, большинство товаров компания импортирует по прямым контрактам с производителями. Другая проблема — нескончаемый поток налоговых запросов, безосновательных внеплановых налоговых проверок и, как результат, растущее количество налоговых споров. К сожалению, в этом направлении позитивных тенденций не наблюдаем.
(Беседовал Виталий ДУДИН,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…