Накануне летних каникул в парламенте традиционно наблюдается пик регистрации новых законопроектов. Такая ситуация, видимо, связана с естественным желанием «подтянуть хвосты» перед отдыхом. В контексте деятельности Комитета Верховного Совета Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности (далее — Комитет) это вылилось во внесение на рассмотрение парламента новых редакций двух достаточно важных законопроектов: «Об оперативно-розыскной деятельности» и «Об охранной деятельности». Напомним, что ранее законопроекты аналогичного содержания уже вносились в парламент, но ни один из них не был поддержан Комитетом, члены которого приняли решение оказать «квалифицированную» помощь авторам законопроектов и совместно переписать предложенные документы с целью обеспечения действительно эффективного регулирования соответствующих сфер общественных отношений.
Предложенная редакция законопроекта № 2134 содержит ряд нововведений по сравнению с более ранними версиями документа. Существенно изменены терминологический аппарат (в части определения конкретных оперативно-розыскных действий) законопроекта, статьи, регулирующие порядок получения разрешений на те или иные оперативно-розыскные мероприятия и формы их осуществления, а также порядок закрытия оперативно-розыскных дел и надзорные полномочия прокуратуры.
Так, сбор первичной информации, ее фиксация и проверка определяется как оперативная подборка, которая должна заводиться по резолюции начальника подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или лица, которое его замещает, на оперативном документе, где содержится первичная информация. При этом перечень оперативно-розыскных мер, применяемых на данном этапе, существенно органичен. Оперативная подборка может продолжаться не более одного месяца, основаниями для ее закрытия, в частности, названы: опровержение информации о неправомерности действий лица, принятие решения о применении относительно лица предупредительно-профилактических мер; решение прокурора о необоснованности возбуждения подборки; возбуждение по материалам подборки оперативно-розыскного дела.
Изменения коснулись и чрезвычайно важной статьи, устанавливающей гарантии при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. В частности, предлагается установить, что во время осуществления оперативно-розыскной деятельности не допускается нарушение прав и свобод человека. Отдельные ограничения этих прав и свобод, в том числе при проведении оперативно-розыскных мероприятий, имеют исключительный и временный характер и могут применяться лишь в рамках оперативно-розыскного дела по решению суда относительно лица, которое обоснованно подозревается в подготовке или совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в интересах обеспечения национальной безопасности, если иным способом получить информацию невозможно либо опасно для жизни или здоровья работников соответствующих подразделений и лиц, которые на конфиденциальной основе сотрудничают с ними. Срок таких ограничений по одному разрешению не может превышать 30 дней.
Также предлагается ввести запрет на проведение оперативно-розыскных мероприятий, требующих специального разрешения (суда или вышестоящего начальника), без возбуждения оперативной подборки, оперативно-розыскного дела или оформления материалов специальной проверки лица в связи с его допуском к службе в государственных органах, или с принятием решения об установлении и поддержке с ним отношений конфиденциального сотрудничества.
В отношении лица, которое подозревается в подготовке или совершении преступления, скрывается от органов расследования, суда либо уклоняется от отбытия уголовного наказания, либо исчезло без вести, ведется только одно оперативно-розыскное дело.
В законопроекте также детализированы полномочия прокурора при осуществлении контроля над оперативно-розыскной деятельностью. Предлагается уточнить, что в процессе рассмотрения материалов оперативно-розыскной деятельности прокурор проверяет законность возбуждения оперативной подборки или оперативно-розыскного дела, обоснованность и законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных со временным ограничением прав и свобод человека, соблюдение определенных законом сроков ведения оперативной подборки или оперативно-розыскного дела, законность приостановления или возобновления сроков ведения оперативно-розыскного дела, законность закрытия оперативной подборки или оперативно-розыскного дела, перевод оперативной подборки в оперативно-розыскное дело или оперативно-розыскного дела одного вида в оперативно-розыскное дело другого вида. При этом объем документов и материалов оперативно-розыскной деятельности, которые рассматривает прокурор по оперативной подборке или оперативно-розыскному делу, определяется предметом проверки. Ознакомление прокурора с материалами оперативных подборок и оперативно-розыскных дел проводится в служебных помещениях, закрепленных за подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, куда ему предоставляется доступ. О факте ознакомления с документами прокурор делает соответствующую запись с указанием даты ознакомления. Отметим, что норму о беспрепятственном доступе прокурора в помещения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предлагается отменить.
Попытки урегулирования охранной деятельности также в течение нескольких лет находятся в зоне внимания Комитета, и ни один из предложенных законопроектов не был рекомендован к рассмотрению на пленарном заседании парламента. Законопроект № 4824 разработан с привлечением авторов отклоненных законопроектов и якобы предлагает целостное и непротиворечивое регулирование нюансов охранной деятельности. Он направлен на определение правовых, организационных и экономических основ осуществления охранной деятельности субъектами ведения хозяйства всех форм собственности, определение полномочий таких субъектов, гарантий правовой и социальной защиты персонала охраны, прав физических и юридических лиц во время осуществления охранной деятельности, порядка контроля за ее осуществлением, а также взаимодействия субъектов охранной деятельности с государственными органами в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.
Принципиальной особенностью данного законопроекта является его нераспространение на службы внутренней безопасности юрлиц, которые осуществляют охранные функции без предоставления услуг третьим лицам.
Среди принципиальных вопросов также отметим определение статуса Государственной службы охраны (ГСО) при Министерстве внутренних дел Украины и обеспечение охранных фирм огнестрельным оружием.
Авторы законопроекта предложили распространить его действие на подразделения гражданской охраны ГСО, не предоставляя им никаких преференций по отношению к частным охранным структурам. Что касается милиции охраны ГСО, которая предоставляет на договорных основах охранные услуги, то ее деятельность не может регулироваться данным проектом. Милиция охраны в соответствии со специальным Законом Украины «О милиции» выполняет правоохранительную функцию по охране собственности и граждан на договорных основах. Также этим Законом предусмотрен и источник финансирования милиции за счет средств, полученных за предоставление охранных услуг.
Членами Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности неоднократно высказывалась позиция относительно невозможности предоставления частным охранным структурам полномочий на использование огнестрельного оружия. Учитывая это, частью 2 статьи 9 законопроекта определено, что субъекты охранной деятельности, специализированные охранные подразделения могут в установленном законодательством порядке приобретать право собственности только на специальные средства, а также пистолеты и револьверы, патроны к которым снаряжены резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…