«Рестайлинг» принудительного исполнения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №31 (606) » «Рестайлинг» принудительного исполнения

«Рестайлинг» принудительного исполнения

19 марта с.г. Верхов­ный Совет Украины принял за основу проект Закона Украины от 17 июля 2008 года № 2782 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры принудительного исполнения решений». Данным законопроектом, в частности, предлагается изложить в новой редакции Закон Украины «Об исполнительном производстве».

Если проанализировать данный законопроект в целом, то сразу видно, что он фактически построен на базе действующего Закона «Об исполнительном производстве» со значительным количеством редакционных правок большинства статей, которые касаются отдельных слов, предложений, терминов и т.п., но вообще не изменяют сути норм действующего Закона. Законопроект содержит 91 статью, почти треть его статей изложена в редакции действующего Закона.

Что же нового предлагает ­законопроект?

Статья 2 «Органы и должностные лица, осуществляющие принудительное исполнение решений» приведена в соответствие с уже существующей структурой главных управлений юстиции Министерства юстиции Украины в регионах.

Частью четвертой этой статьи установлено, что на руководителя исполнительной группы полномочия, установленные Законом для начальника органа государственной исполнительной службы (далее — ГИС), возлагаются по постановлению директора департамента ГИС, начальника управления ГИС главных управлений юстиции (в действующем Законе такие полномочия возлагаются по приказу Минюста, областных управлений юстиции).

Статья 4 «Информационное обеспечение исполнительного производства» предусмат­ривает функционирование Единого государственного реестра исполнительных производств и доступ государственных исполнителей к официальным электронным базам данных и реестров, содержащих информацию о должниках, их имуществе и средствах.

Статья 11 «Обязанности и права государственных исполнителей» фактически изложена в редакции статьи 5 действующего Закона с незначительными редакционными правками и исключением права государственного исполнителя выносить постановление о приводе должника через органы внут­ренних дел.

Статья 8 «Стороны исполнительного производства» расширяет круг лиц, которые могут выступать в исполнительном производстве в качестве стороны.

В частности, часть вторая статьи 8 устанавливает, что взыскателем является государство, Автономная Республика Крым, территориальная община в лице соответствующих органов, а должником является государство, Автономная Республика Крым, территориальная община в лице соответствующих органов и их должностных лиц.

Очевидно, что при определении понятия «взыскатель» к нему «забыли» отнести должностных лиц, в лице которых государство, Автономная Республика Крым и территориальная община могут выступать в этой категории.

Статья 12 «Права и обязанности сторон и других участников исполнительного производства» изложена в редакции статьи 111 действующего Закона со следующими изменениями:

— исключены положения, которые устанавливали: право должника передать взыскателю в счет погашения долга собственное имущество; обязанность сторон уведомлять об обстоятельствах, обусловливающих обязательное прекращение производства, установление отсрочки или рассрочки исполнения, изменение способа и порядка исполнения решения; обязанность взыскателя уведомлять об изменении местожительства или местонахождения;

— дополнена положениями об обязаннос­ти взыскателя в 10-дневный срок предъявить к исполнению возвращенный ему исполнительный документ; обязанности сторон на протяжении трех дней уведомить исполнителя о полном или частичном исполнении решения должником на стадии принудительного исполнения; обязанности должника воздерживаться от совершения действий, которые делают невозможным или затрудняют исполнение решения.

Статьей 17 «Исполнительные документы по решениям, подлежащим принудительному исполнению государственной исполнительной службой» не внесены в перечень исполнительных документов определения, постановления судов по гражданским, хозяйственным, административным и уголовным делам. Законопроектом предлагается для их исполнения отдельно издавать исполнительные листы, приказы.

Кроме того, согласно этой статье, в отличие от действующего Закона, на органы государственной исполнительной службы не возлагается исполнение решений органов государственной власти, принятых по вопросам владения и пользования культовыми зданиями и имуществом.

Статья 19 «Основания для открытия исполнительного производства» изложена в редакции статьи 18 действующего Закона со следующими изменениями:

— установлено, что государственный исполнитель открывает исполнительное производство также на основании дубликата исполнительного документа;

— в отличие от действующего Закона статья дополнена положениями, которые устанавливают: возможность указания в заявлении об открытии производства дополнительных сведений о должнике и его имуществе; обязанность взыскателя прилагать к заявлению об открытии производства документ, подтверждающий оплату расходов, связанных с информационно-техническим обес­печением исполнительного производства; предъявление с исполнительным документом соответствующих дополнительных документов в случае исполнения решений о конфискации или обеспечении иска.

Статья 21 «Подведомственность исполнительных производств» изложена в редакции статьи 201 действующего Закона со следующими изменениями:

— перечень должников, по которым исполнительные документы согласно подведомственности исполнения возлагаются на отдел принудительного исполнения решений департамента ГИС Минюста, дополнен «структурными подразделениями» областных госадминистраций и советов, а также «должностными лицами» всего перечня таких должников;

— перечень должников, по которым исполнительные документы согласно подведомственности исполнения возлагаются на отделы принудительного исполнения решений управлений ГИС главных управлений Минюста в регионах, дополнен «поселковыми советами» и «должностными лицами» всего перечня таких должников, а также уменьшена сумма размера взыскания в соответствии с подведомственностью этих органов ГИС с пяти млн гривен до трех млн гривен.

Статья 25 «Принятие исполнительного документа к исполнению» изложена в редакции статьи 24 действующего Закона со следующими изменениями:

— предоставление должнику срока для добровольного исполнения решения не преду­смотрено;

— постановлением об открытии производства исполнитель одновременно взимает с должника исполнительный сбор;

— при открытии исполнительного производства госисполнитель лишен права наложить арест на имущество должника.

Статья 26 «Отказ в открытии исполнительного производства» изложена в редакции статьи 26 действующего Закона со следующими изменениями:

— дополнен перечень оснований для отказа в открытии производства по причинам непредоставления заявления об открытии производства и документов, определенных статьей 19 законопроекта; неокончание рассрочки исполнения; возвращение исполнительного документа взыскателю по его заявлению, кроме взыскания алиментов и периодических платежей;

— определен срок отказа в открытии производства по исполнительным документам, которые подлежат немедленному исполнению;

— постановление государственного исполнителя об отказе в открытии исполнительного производства, в отличие от действующего Закона, не утверждается начальником органа ГИС;

— установлено, что в случае отказа в открытии исполнительного производства взыскателю не возмещаются расходы на информационно-техническое обеспечение исполнительного производства.

Статья 27 «Исполнительный сбор» (в действующем Законе статья 46) изменяет порядок взыскания исполнительного сбора:

— как было указано в статье 25 законопроекта, исполнительный сбор взимается постановлением об открытии исполнительного производства;

— в части первой этой статьи нечетко определены размеры исполнительного сбора по решениям имущественного и неимущественного характера;

— установлено, что исполнительный сбор также взыскивается в случаях: возврата исполнительного документа без исполнения по письменному заявлению взыскателя; самостоятельного исполнения должником решения в процессе исполнительного производства.

Данная статья не устанавливает возможности обжалования и отмены постановления о взыскании исполнительного сбора. При этом часть 5 статьи 83 «Обжалование решений, действий или бездеятельности должностных лиц органов государственной исполнительной службы» законопроекта устанавливает, что обжалованию подлежат лишь те решения, действия или бездеятельность, обжалование которых предусмотрено этим Законом.

Статья 29 «Время проведения исполнительных действий» изложена в редакции статьи 31 действующего Закона со следующими изменениями:

— проведение исполнительных действий государственным исполнителем в нерабочие дни допускается по согласованию с руководителем органа ГИС, тогда как согласно действующему Закону — по постановлению, утвержденному начальником органа ГИС.

Статья 31 «Направление документов исполнительного производства» изложена в редакции статьи 27 действующего Закона со следующими изменениями:

— определено, что копии постановлений об открытии исполнительного производства или отказе в открытии исполнительного производства, о возвращении исполнительного документа взыскателю направляются заказным письмом с сообщением о вручении;

— установлено, что должник считается таким, который поставлен в известность об открытии исполнительного производства, если постановление об открытии исполнительного производства направлено по адресу должника, указанному в исполнительном документе.

Статья 37 «Обстоятельства, которые обу­славливают обязательное приостановление исполнительного производства» изложена в редакции статьи 34 действующего Закона со следующими изменениями:

— законопроектом не установлены основания для обязательного приостановления, определенные действующим Законом, а именно: предъявление в суд иска об исключении имущества из акта описи и ареста; внесение предприятий в Реестр предприятий топ­ливно-энергетического комплекса; назначение временной госпомощи согласно части 5 статьи 181 Семейного кодекса Украины;

— дополнена новым основанием для приостановления — прекращение судом реализации описанного имущества, если у должника отсутствует другое имущество, на которое может быть обращено взыскание;

— дополнена положением, согласно которому приостановление в связи с банкротством не распространяется на исполнительные производства, находящиеся на стадии реализации имущества, а также в случае обращения взыскания на заложенное имущество и при исполнении решений в неимущественных спорах;

— дополнено, что производство приостанавливается не только по внесению кассационного представления прокурора на решение суда, но и кассационной жалобы прокурора.

Статья 45 «Порядок выплаты взысканных денежных сумм» изложена в редакции статьи 441 действующего Закона со следующими изменениями:

— установлено, что перечисление средств взыскателю — физическому лицу может осуществляться в том числе по письменному заявлению его представителя, при этом, если согласно действующему Закону средства могут быть перечислены исключительно на счет взыскателя, то законопроект этого не предусматривает;

— исключена выдача средств взыскателям по чекам;

— установлена возможность обращения взыскания на средства взыскателя, если взыскатель является одновременно должником в другом исполнительном производстве;

— установлено, что если взыскатель — юридическое лицо не истребовал на протяжении одного года взысканные средства, эти суммы перечисляются в Госбюджет.

Статья 47 «Возврат исполнительного документа взыскателю» изложена в редакции статьи 40 действующего Закона со следующими изменениями:

— исключен возврат документа по следующим основаниям: по письменному заявлению взыскателя; если взыскатель отказался получить определенные предметы, которые должны быть переданы ему от должника согласно решению; в случае, если взыскатель препятствует осуществлению исполнительных действий;

— дополнена новыми основаниями для возврата исполнительного документа: невозможно установить личность должника; арес­тованное имущество, розыск которого проводился органами внутренних дел, не выявлено в течение шести месяцев.

Статья 48 «Возврат исполнительного документа в суд или другой орган…» изложена в редакции статьи 401 действующего Закона с изменениями, которыми установлено следующее: в случае принятия судом к рассмотрению апелляционной жалобы исполнительный документ, который допущен к немедленному исполнению, в суд не возвращается; исполнительный документ, по которому взыскателем является государство, возвращается в случаях, установленных статьей 47 законопроекта, в орган, предъявивший его к исполнению (согласно действующему Закону — возвращается в суд или орган, издавший исполнительный документ).

Статья 49 «Прекращение исполнительного производства» изложена в редакции статьи 37 действующего Закона со следующими изменениями:

— дополнена двумя новыми основаниями для прекращения производства: если взыскатель препятствует осуществлению исполнительных действий; в случае непредъявления исполнительного документа по восстановленному исполнительному производству в сроки, определенные статьей 51 законопроекта.

Статья 51 «Восстановление исполнительного производства» изложена в редакции статьи 41 действующего Закона со следующими изменениями:

— дополнена новыми обстоятельствами, при которых исполнительное производство подлежит восстановлению: поступление решения об отмене мер по обеспечению иска; возврат исполнительного документа из другого отдела ГИС;

— установлена обязанность взыскателя или органа, которому возвращен исполнительный документ, в 10-дневный срок предъявить такой исполнительный документ к исполнению.

Статья 52 «Порядок обращения взыскания на денежные ­средства и прочее имущество должника» изложена в редакции статьи 50 действующего Закона со следующими изменениями:

— исключены положения относительно исполнения исполнительных документов, в которых указан или не указан номер счета должника в банке, с которого должно осуществляться взыскание;

— дополнена новыми положениями относительно права должника по согласованию с исполнителем передать взыскателю в счет погашения долга собственное имущество; запрета обращать взыскание на жилье, земельный участок, на котором расположено это жилье, проводить розыск имущества должника, в случае если сумма долга не превышает 10 минимальных заработных плат.

Статья 55 «Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц» изложена в редакции статьи 53 Закона со следующими изменениями:

— исключено положение относительно обращения взыскания на такое имущество только по предложению должника или взыскателя.

Статья 57 «Арест и изъятие имущества должника» изложена в редакции статьи 55 действующего Закона со следующими изменениями:

— предусмотрено вынесение постановления об аресте средств, которые находятся в кассе должника или поступают в нее;

— установлена обязанность направлять копию постановления об аресте в регистрирующие органы, тогда как действующий Закон предусматривает такое направление в случае необходимости;

— исполнителю при проведении описи предоставлено право на опечатывание имущества;

— исключено положение, согласно которому устанавливались сроки изъятия арестованного имущества для передачи на реализацию и имущества, которое быстро портится;

— дополнена положением, согласно которому определенная категория имущества передается на бесплатное хранение учреждениям Нацбанка.

Статья 58 «Оценка имущества должника» изложена в редакции статьи 57 действующего Закона со следующими изменениями:

— исключено положение, согласно которому исполнитель имел право самостоятельно оценивать имущество стоимостью до ста необлагаемых минимумов доходов граждан, кроме недвижимого имущества, транспортных средств, воздушных, морских и речных судов;

— установлено, что должник считается ознакомленным с результатами оценки имущества, если они ему присланы рекомендованной корреспонденцией по адресу, указанному в исполнительном документе.

Статья 60 «Освобождение имущества из-под ареста» изложена в редакции статьи 59 действующего Закона со следующими изменениями:

— исключено положение, которое предусматривало возможность освобождения имущества из-под ареста по постановлению начальника органа ГИС при выявлении нарушения при его аресте.

Статья 62 «Реализация имущества, на которое обращено взыскание» изложена в редакции статьи 61 действующего Закона со следующими изменениями:

— ошибочно часть третья и пятая изложены в аналогичных редакциях;

— нормы статьи не определяют, кто именно осуществляет продажу имущества, однако указывают, что это происходит в порядке, установленном КМУ, за исключением отдельных видов имущества, порядок реализации которого устанавливается другими государственными учреждениями;

— установлена комиссионная продажа отдельного вида имущества;

— не предусмотрено право должника предлагать очередность продажи имущества.

Статья 63 «Обращение взыскания на дом, квартиру, другое помещение и земельный участок физического лица» изложена в редакции статьи 62 действующего Закона со следующими изменениями:

— статья регулирует обращение взыскания на объекты недвижимости, которые принадлежат исключительно физическому лицу;

— исключена обязанность направления запроса относительно стоимости недвижимости, а также осуществления описи и оценки недвижимости при наложении ареста.

Статья 65 «Обращение взыскания на денежные средства должника — юридического лица» изложена в редакции статьи 63 действующего Закона со следующими изменениями:

— исключено положение относительно обращения в налоговые органы по информации о наличии банковских счетов должника и предоставления такого ответа в 3-дневный срок;

— исключена норма, которая устанавливала возможность обращения взыскания на средства филиалов, представительств и других обособленных подразделений должника.

Статья 68 «Условия обращения взыскания на заработную плату и другие доходы должника» изложена в редакции статьи 67 действующего Закона со следующими изменениями:

— с двух до трех минимальных размеров заработной платы увеличена сумма долга, при котором взыскание обращается на зарплату и другие доходы;

— по другим исполнительным документам предлагается обращать взыскание на зарплату или доходы по заявлению взыскателя без согласования с должником;

— дополнена положением, согласно которому об обращении взыскания на зарплату (доходы) государственным исполнителем выносится постановление.

Статья 69 «Отчисление из заработной платы (заработка), пенсии, стипендии должника» изложена в редакции статьи 68 Закона со следующими изменениями:

— перечень лиц, которые проводят отчисление, дополнен физлицами-предпринимателями и установлены сроки осуществления перечислений средств взыскателям.

Статья 75 «Взыскание алиментов» изложена в редакции статьи 74 действующего Закона со следующими изменениями:

— в отличие от действующего Закона разрешено обращение взыскания на имущество должника, при наличии задолженности по алиментам свыше трех месяцев, даже в случае, если должник работает, но не получает заработную плату;

— установлено, что расчет задолженности по выплате алиментов определяется исполнителем в порядке, установленном статьями 194 и 195 Семейного кодекса Украины;

— определен перечень случаев, при которых государственный исполнитель самостоятельно осуществляет начисление размера задолженности по выплате алиментов, составляет расчет и уведомляет о нем взыскателя и должника;

— дополнена положением относительно действий администрации при отчислении алиментов и начислении алиментной задолженности.

Статья 76 «Общие условия исполнения решений, по которым должник обязан лично совершать определенные действия или воздержаться от их совершения» изложена в редакции статьи 76 действующего Закона со следующими изменениями:

— установлен пятидневный срок для проверки исполнителем исполнения должником решения после открытия исполнительного производства и повторной проверки в случае неисполнения решения в этот срок;

— установлено, что в случае, если решение не исполнено должником и может быть исполнено без его участия, исполнитель организовывает исполнение решения при условии авансирования взыскателем расходов и возбуждает ходатайство об уголовной ответственности должника;

— установлено, что исполнитель организовывает исполнение решения, которое может быть исполнено без участия должника, при условии авансирования расходов, кроме случаев, когда взыскателем является государство;

— установлено, что решение о запрете совершать определенные действия или воздержании от совершения определенных действий исполняется путем оглашения должнику резолютивной части решения, о чем составляется акт, который является основанием для прекращения исполнительного производства.

Статья 77 «Исполнение решения о восстановлении на работе» изложена в редакции статьи 77 действующего Закона со следующими изменениями:

— исключено положение, согласно которому решение считается исполненным в случае фактического допуска работника к исполнению предыдущих обязанностей.

Статья 79 «Исполнение решения о выселении должника» изложена в редакции статьи 79 Закона со следующими изменениями:

— установлено, что исполнитель на 15-й день после открытия производства проверяет его исполнение должником;

— в отличие от действующего Закона не установлены сроки, на протяжении которых должно состояться принудительное выселение, в случае неисполнения решения;

— отменена обязанность исполнителя уведомить должника о времени и дате выселения;

— установлено обязательное авансирование взыскателем расходов на осуществление выселения, кроме случаев, когда взыскателем является государство.

Статья 80 «Исполнение решения о вселении должника» изложена в редакции статьи 80 действующего Закона со следующими изменениями:

— установлено, что исполнитель на 5-й день после открытия производства проверяет исполнение решения;

— установлено, что когда должника невозможно уведомить о времени и дате принудительного вселения по причине отсутствия должника, отказа от принятия корреспонденции, исполнитель размещает соответствующее уведомление в СМИ.

Статья 83 «Обжалование решений, действий или бездеятельности должностных лиц государственной исполнительной службы» изложена в редакции статьи 85 действующего Закона со следующими изменениями:

— название статьи дополнено словами «решений», «или бездеятельности»;

— расширен круг лиц, которые могут направить жалобу, к таким лицам отнесены другие участники исполнительного производства и лица, которые привлекаются к осуществлению исполнительных действий (согласно действующему Закону жалобы могут подавать лишь стороны);

— установлено, что жалобы должника на решение, действия или бездеятельность во время исполнительного производства подаются исключительно в суд (то есть взыскатель жалобу может подать и к начальнику отдела ГИС);

— жалобы в вышестоящий орган ГИС подаются лишь после их рассмотрения органом ГИС, которому непосредственно подчинен исполнитель, а департамент ГИС рассмат­ривает лишь жалобы на действия или бездеятельность начальников управлений ГИС главных управлений юстиции;

— обжалованию подлежат лишь те решения, действия или бездеятельность, обжалование которых предусмотрено этим законом (законопроектом).

Статья 84 «Контроль над законностью исполнительного производства» изложена в редакции статьи 8 действующего Закона и дополнена следующими положениями:

— о порядке исправления ошибок в процессуальных документах государственного исполнителя;

— о вынесении руководителем вышестоящего органа ГИС постановления, которым он определяет нарушение исполнителем требований закона и предоставление поручения его непосредственному руководителю для совершения действий по их устранению;

— о запрете начальнику ГИС отменять постановление исполнителя об отказе в открытии производства по причине неуказания в исполнительном документе наименования взыскателя или должника.

Статья 87 «Проверка законности исполнительного производства» изложена в редакции статьи 83 действующего Закона со следующими изменениями:

— дополнена положением о сроках осуществления проверки.

Статья 89 «Порядок выдачи документов исполнительного производства» изложена в редакции статьи 491 действующего Закона со следующими изменениями:

— установлено, что истребование или изъятие документа исполнительного производства осуществляется лишь в случае поступления определения суда (действующий Закон кроме определения суда предусматривает выдачу также по требованию другого лица или органа, которые согласно закону имеют право истребовать или изымать документы), вместе с тем законопроект предусматривает выдачу такого документа кроме суда еще и другому лицу или органу, которые этого требуют.

Статья 90 «Ответственность за неисполнение решения, обязывающего должника совершить определенные действия, и решения о восстановлении на работе» изложена в редакции статьи 87 действующего Закона со следующими изменениями:

— штраф исчисляется размерами минимальных заработных плат, что приводит к его увеличению.

Статья 91 «Ответственность за неисполнение законных требований госисполнителя и нарушение требований этого Закона» изложена в редакции статьи 88 действующего Закона со следующими изменениями:

— основания для ответственности дополнены несвоевременным предоставлением или непредоставлением отчетов об отчислении из зарплаты и других доходов должника;

— установлено, что виновные лица несут административную ответственность (согласно действующему Закону штраф налагается постановлением начальника отдела ГИС).

В отличие от действующего Закона законопроектом не предусмотрен порядок исполнения решений о принудительном обмене жилья (статья 81 действующего Закона) и исполнения решений о запрете деятельности общественных организаций (статья 82 действующего Закона).

Как следует из данного сравнительного анализа, предложенная новая редакция Закона Украины «Об исполнительном производстве» не содержит каких-либо ожидаемых кардинальных изменений в процедуре принудительного исполнения решений. В некоторых случаях процесс исполнения даже изменен, на мой взгляд, в отрицательную сторону.

В целом очевидно, что над законопроектом необходимо еще много работать для приведения процедуры исполнительного производства в то состояние, которое действительно на законодательном уровне обеспечит реальное, полное и непредубежденное исполнение решений судов и других органов, должностных лиц.

КУЗЬ Александр — заместитель директора ООО «Правозащитная консалтинговая группа», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Дайте возможность работать

Государственная практика

Госсобственность — с молотка

Этичный стандарт парламентария

Законодательная практика

Исправленное принять?

Комментарии и аналитика

«Рестайлинг» принудительного исполнения

Неделя права

Сроки на апелляцию

Платные услуги отменены

К «Нафтогазу» —через тендер

«Жалобный стол» ГНАУ

Стряпчие возвращаются

Новости законотворчества

«Инсайдерские» изменения

О предметной подсудности ВАСУ

КМУ предлагает установить прилежащую зону Украины

Новости из-за рубежа

ГАИ России разрешили забирать машины для погони за преступниками

Российские милиционеры пересдадут на права

Новости профессии

Василий Фатхутдинов будет отвечать за безопасность во время проведения Евро-2012

Виктор Ющенко отстранил судью от должности

Пяти ведущим вузам присвоен статус самоуправляющихся

Благодарность от министра юстиции

Новости юридических фирм

АК Arzinger провела семинар по вопросам налогообложения

ЮФ «Астерс» — советник GlaxoSmithKline plc в создании дерматологического бизнеса

Партнер Magisters отмечен The International Who’s Who of Corporate Tax Lawyers

Новости юридического мира

Назван новый руководитель американской практики Freshfields

Bingham McCutchen и McKee Nelson объединяются

Три юридические фирмы сопровождают слияние «Фольксвагена» и «Порше»

Тель-авивский адвокат подозревается в краже у своего клиента

Реестр событий

Станик: сомнительная перезагрузка

Неблагоустроенная история

Служебная лестница

Избрания

Судебная практика

Сельпом по музыке

Судебные решения

О праве пользования жилым помещением лиц, которые вселились к нанимателю

Об аспектах заключения отдельного договора найма

Тема номера

«Земельные войны» в общем дворе

Частная практика

Привлекательные юрлица

Бесплатная правовая помощь: шило на мыло?

Ненасытный информцентр

Юридический форум

Коллекторов учат работать

Антикоррупция за 1,6 млн рублей

В США суд подтвердил запрет на распространение Библии в школах

Інші новини

PRAVO.UA