Украинский парламент может получить очередной регуляторный акт — группа народных депутатов предлагает утвердить Кодекс добросовестного поведения народных депутатов Украины.
По словам авторов законопроекта, он разработан с целью установления стандартов и правил поведения для урегулирования ситуаций этического характера, которые возникают в процессе осуществления народными депутатами Украины полномочий, возложенных на них Конституцией, законами Украины и волей избирателей.
Кодекс должен помочь народным депутатам при исполнении ими их служебных обязанностей, способствовать повышению эффективности работы народных депутатов и Верховного Совета Украины в целом.
В частности, в Кодексе предлагается установить принципы, которыми должны руководствоваться депутаты при исполнении своих обязанностей, и правила депутатской этики во время заседаний в парламенте, комитетах и комиссиях, а также правила парламентской этики при работе с избирателями. Правила парламентской этики должны распространяться и на случаи пребывания парламентария в иностранных государствах. Далее, предлагается урегулировать право на владение и использование информации, использование статуса депутата, его публичные выступления и взаимодействие со СМИ. Следующий блок правил будет касаться вопросов взаимодействия народного депутата Украины и работников аппарата Верховного Совета Украины, помощников-консультантов. Отдельно выделим предложение установить финансовые и имущественные требования к народному депутату Украины и правила предотвращения возникновения конфликта интересов и проявлений коррупции.
Обратим внимание на нормы, призванные устранить распространенные парламентские нарушения. Так, не допускается передача карточки для голосования и перепоручение голосования другому депутату или другому лицу. Спикер парламента должен объявить строгий выговор таким депутатам, а информация о фактах нарушения должна быть опубликована в газете «Голос Украины» и размещена на официальном веб-сайте Верховного Совета Украины. В Кодексе также предусмотрен запрет на индивидуальный и коллективный срыв заседаний. В частности, предлагается ограничить использование плакатов, лозунгов, громкоговорителей, коллективное покидание зала, блокирование трибуны или президиума парламента, повреждение или уничтожение имущества Верховного Совета Украины.
Любой документ подобного рода должен содержать механизм рассмотрения вопросов, связанных с нарушениями установленных норм, и соответствующие стандарты реагирования. В анализируемом Кодексе, в частности, предусмотрено, что в парламенте будет создан специальный орган, уполномоченный следить за соблюдением депутатами Кодекса добросовестного поведения народных депутатов Украины, — Комиссия по вопросам Регламента и депутатской этики.
Полномочия Комиссии, согласно законопроекту, достаточно обширны. Это и рассмотрение жалоб, связанных с нарушениями депутатами правил парламентской этики, с последующим принятием решений относительно привлечения депутатов, нарушивших установленные в Кодексе требования, к дисциплинарной и административной ответственности. В дальнейшем по представлению Комиссии меры влияния на нарушителей могут быть определены парламентом либо судом.
Кроме того, Комиссии предлагается предоставить право инициировать, подготавливать и проводить парламентские слушания по вопросам депутатской этики и инициировать создание в парламенте временной следственной комиссии для расследования нарушений депутатом норм депутатской этики.
Однако более интересной и действенной представляется идея введения Службы парламентского пристава, которая должна следить за соблюдением дисциплины в парламенте. «В случае нарушения правил выступления и ведения заседаний, если депутат-нарушитель не учитывает замечаний председательствующего на заседании, направленных на восстановление дисциплины в зале, председательствующий имеет право дать распоряжение Службе парламентского пристава принять меры, в том числе вывести депутата-нарушителя из зала», — сказано в законопроекте.
В то же время отметим, что законопроект содержит положение, согласно которому «нормы Кодекса не распространяются на случаи, когда депутаты выступают как граждане или высказывают свою гражданскую позицию». Понятие же «гражданской позиции» можно трактовать достаточно широко.
В заключение хочется добавить, что, наблюдая за трудобуднями Верховного Совета Украины, все больше убеждаешься в необходимости введения элементарных правил надлежащего поведения специально для народных депутатов Украины, поскольку общепринятые нормы в парламенте почему-то действуют не всегда и не для каждого.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…