ИНИЦИАТИВА — ЗАЛОГ ПРОГРЕССА? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №51 (209) » ИНИЦИАТИВА — ЗАЛОГ ПРОГРЕССА?

ИНИЦИАТИВА — ЗАЛОГ ПРОГРЕССА?

С 5 по 8 декабря Киев посетила делегация судей административных судов Германии. Райнланд Пфальц (судья Высшего административного суда, г. Кобленц), Фолкер Дани (чиновник судебного ведомства Высшего административного суда, г. Кобленц), Хорст Пинкемаер (президент Административного суда, г. Трир), Дагмар Вюнш (председательствующий судья Высшего административного суда, г. Кобленц) и Петер Шпанг (чиновник судебного ведомства Административного суда, г. Трир) не только встречались со своими коллегами из Днепровского административного суда, Апелляционного суда г. Киева и Верховного Суда Украины, но и присутствовали при рассмотрении дела в Днепровском административном модельном суде.

Судьи отметили оптимизм и стремление своих коллег, работающих в модельных административных судах, создать качественную административную юстицию на Украине. Доказательствами этому послужили не только гостеприимство и активный диалог судей Украины и Германии. Но только ли инициатива судей поможет создать на Украине результативную административную юстицию?

УЧИТЕСЬ НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ!

Административная юстиция введена в Германии с 1948 года. Развиваясь в условиях демократических традиций и основываясь на принципах правового государства, административное судопроизводство все-таки переживало и спады, и подъемы. На сегодняшний день, несмотря на то, что опыт Германии является одним из основных примеров при построении административной юстиции на Украине, судебные чиновники административных судов Германии все-таки отмечают отдельные недоработки или, скорее, «переработки» германского законодательства в сфере регулирования административной юстиции.

Существует две стадии административной деятельности: процедурная (т.е. принятие органом управления акта, регулирующего те или иные отношения) и стадия судебного надзора за соответствием принятого акта закону. Поэтому вся нормативная база в сфере административной деятельности должна быть четкой, прозрачной и гармоничной. В настоящее время административные суды Германии столкнулись с проблемой слишком активного регулирования административной деятельности. Имея 50-летнюю историю, административная юстиция в Германии на сегодняшний день очень многоплановая. Законодательство в сфере административной процедуры и административного контроля перенасыщено. Каждый вид административных отношений урегулирован законами и рассматривается по индивидуально определенной системе. На фоне существования целого ряда кодексов, дополненных законодательными актами, до сих пор не установлены общие принципы рассмотрения административных дел, что создает значительные трудности для административной судебной системы. Германские судьи отмечают, что сегодня «деятельность законодателей можно рассматривать как снежную лавину, которая накатывается на судопроизводство».

Учитывая эту отрицательную черту германского опыта, украинским законодателям следует ограничиться принятием основных рамочных законов и не охватывать все административные отношения «как-нибудь».

Следует также помнить о том, что процесс создания административного акта и контроль за его соответствием закону — процедуры слишком связанные между собой. И чем качественнее на Украине будет законодательство, регулирующее административную процедуру, тем меньше споров будет возникать по поводу неправомочности того или иного акта органа управления. На сегодняшний день на Украине уже разрабатывается законопроект кодекса общих административных процедур. Однако внедрение административной юстиции на Украине должно проходить комплексно, в ином случае запутанное законодательство приведет к регрессу реформы в сфере административной юстиции. Известно, что отрасль административных правоотношений одна из самых объемных: пытаясь урегулировать каждый вид таких отношений, законодатель отягощает жизнь и органам управления, и судам. И, несмотря на то, что говориться о правовой защите — в итоге страдает гражданин.

НА ПУТИ К НОВОЙ МОРАЛИ

Отдельно следует сказать о значимости административной юстиции. Несомненно, объем дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, в частности, гражданско-правовых дел, превышает количество споров, рассматриваемых административными судами. Однако общественный интерес, складывающийся вокруг административного судопроизводства, неоспоримо выше. В исходе конкретного административного спора заинтересовано не только общество, но и государство. Германские судьи отмечают, что по своей природе отношения между органами управления и органами административной юстиции весьма натянутые, в то же время давление на судей со стороны государства, его органов или граждан исключается полностью. И причины не только в том, что у наших стран слишком разный уровень правовой культуры судейского состава, качественно разное отношение к судебной системе со стороны государства. Одной из главных причин является соблюдение принципа открытости судебного процесса. В каждом суде Германии есть «спикер», который тесно работает с прессой. Кроме того, суд заинтересован в том, чтобы общественность активно участвовала в процессе.

Призвание административной юстиции такое же, как и у судов общей юрисдикции — принятие решения на основании и во исполнение закона. Суд не защищает интересы конкретной группы граждан или конкретного государственного органа, суд защищает нарушенные актом государственной власти права либо подтверждает, что данный акт издан правомерно, так как соответствует закону.

Кроме того, административные правоотношения не заканчиваются лишь вынесением судебного решения. В Германии органы управления четко отслеживают все решения административных судов и учитывают их в своей дальнейшей деятельности.

ГЛАВНОЕ — ПРАВИЛЬНО ПОНЯТЬ

Административная юстиция для Украины — явление новое. К сожалению, истинного ее предназначения не понимают не только большинство граждан, но и некоторые юристы и даже судьи. Первое время этот факт будет сильно тормозить процесс становления административного судопроизводства. Германские судьи привели следующие статистические данные: и Административный суд г. Трира и Высший административный суд г. Кобленц находятся на одной федеральной земле, население которой составляет около 3 млн человек (примерно как в Киеве). На данные административные суды в год приходится около 6000 дел, в то время как в Киеве из 7000 дел к административным можно отнести только лишь 51. Поэтому залогом успешного развития административной юстиции будет не только инициатива судей, но и качественно разработанные законы, регулирующие административную процедуру и административное судопроизводство, их пакетное принятие, а также активное просвещение населения по вопросам, объясняющим предназначение административной юстиции.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA