ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЗНАКОВ ДЛЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №51 (209) » ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЗНАКОВ ДЛЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЗНАКОВ ДЛЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Рубрика Тема номера

Рассматривая вопрос товарных знаков, следует непременно отметить, что такая, на первый взгляд, обычная тема содержит в себе широкий круг вопросов, рассмотрение которых разрешает в той или иной степени исследовать определенные аспекты правовой природы указанного явления. Среди таких исходных моментов необходимо отметить следующие:

1) понятие и виды знаков для товаров и услуг;

2) принципы законодательства о знаках для товаров и услуг, правовые источники;

3) субъекты, объекты, содержание правоотношений в сфере, связанной со знаками для товаров и услуг, особенности содержания таких правоотношений;

4) защита прав на знаки для товаров и услуг;

5) проблемные вопросы законодательства о знаках для товаров и услуг;

6) значение правовой регламентации статуса знаков для товаров и услуг.

Итак, рассматривая поставленную перед нами задачу по выяснению вопроса о правовой природе знаков для товаров и услуг, мы будем детально останавливаться на любом из перечисленных выше моментов и таким образом в полном объеме сможем осуществить обзор данной темы.

ПОНЯТИЕ ЗНАКОВ ДЛЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ И ИХ ВИДЫ

В соответствии с Конвенцией о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 года и документами Парижского союза охраны промышленной собственности объектами интеллектуальной собственности являются результаты творческой деятельности человека, одним из которых есть знак для товаров и услуг. В Законе Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15 декабря 1993 года дается определение понятия знака для товаров и услуг, причем Закон различает понятие «знак» и «зарегистрированный знак» и очевидно, что в первом случае имеется в виду общее понятие знака для товаров и услуг (в дальнейшем — «знак») в понимании определенного функционального обозначения, а во втором — юридическое уточнение первого понятия, связанное прежде всего с возможностями его правовой защиты. Определению понятия знака для товаров и услуг, а именно смещению акцента в сторону его различающей способности (функциональной природы) или правовой охраны, служит и статья 22 Закона, в которой речь идет о том, что никто другой, кроме бывшего собственника свидетельства, не имеет права на повторную регистрацию знака на протяжении трех лет после прекращения действия свидетельства. Как известно, свидетельство на знак для товаров и услуг дает ряд правовых привилегий его собственнику (исключительность использования знака, правовая охрана последнего), тем не менее в соответствии с вышеприведенными положениями в статье 22 остается неопределенным правовой статус знака для товаров и услуг на протяжении трех лет после прекращения действия свидетельства его бывшего собственника. Очевидно, что в данный период знак не подлежит правовой охране, тем не менее в Законе нигде не сказано о невозможности использования знаков, не зарегистрированных как таковых в установленном порядке.

В связи с этим, на мой взгляд, возникает необходимость в различении знака для товаров и услуг в функциональном понимании и понимании юридическом, связанном с установлением определенного правового режима для того или иного обозначения, зарегистрированного как соответствующий знак. Итак, знак для товаров и услуг в функциональном понимании — это обозначения, посредством которых товары и услуги одних лиц отличаются от однородных товаров и услуг других лиц; знак для товаров и услуг в юридическом понимании — это знак, зарегистрированный в установленном порядке.

Исходя из избранной мною темы, в этой статье будет рассматриваться лишь понятие знака для товаров и услуг в юридическом понимании.

Анализируя определения знака для товаров и услуг можно прийти к следующим выводам:

1) знак является объектом права интеллектуальной собственности;

2) знак всегда является обозначением, имеющим свое объективное выражение: является технологическим и отвечает требованиям промышленной эстетики и эргономики;

3) юридическим фактом, дающим возможность отнести то или иное обозначение к категории знаков для товаров и услуг, является получение соответствующего свидетельства о регистрации знака для товаров и услуг;

4) знак выполняет различительную функцию по отношению к другим товарам и услугам, а потому не могут признаваться знаками для товаров и услуг обозначения, которые неспособны такую функцию выполнить, поскольку, например, они будут похожими или тождественными уже существующим знакам, или же знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию на Украине на имя другого лица для однородных товаров и услуг; знаками других лиц, если эти знаки охраняются без регистрации на основании международных договоров, участницей которых является Украина, и некоторыми другими (статьи 5, 6 Закона).

Знаками для товаров и услуг могут быть словесные, визуальные, объемные и прочие обозначения или их комбинации, выполненные в любом цвете или объединении (комбинации) цветов.

ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗНАКАХ ДЛЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, связанные со знаками для товаров и услуг на Украине, являются Конституция Украины (статья 41 и ряд других), Законы Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», «О ратификации Договора о законах относительно товарных знаков», «О присоединении Украины к Ниццкому соглашению о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков», «О присоединении Украины к Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков», «О языках в Украинской ССР», «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», «О защите от недобросовестной конкуренции», «О внешнеэкономической деятельности», «О рекламе» и многочисленные подзаконные нормативно-правовые акты.

К основным положениям, определяющим содержание законодательства о знаках для товаров и услуг, т. е. его принципов, можно отнести следующие:

1) принцип обязательной регистрации знаков;

2) территориальный принцип регистрации;

3) исключительность прав на знаки для товаров и услуг;

4) принцип обязательного использования знаков;

5) судебная защита прав на знак для товаров и услуг.

Обязательность регистрации. Содержание этого принципа сводится к следующим аспектам:

— регистрация знака для товаров и услуг необходима для обеспечения правовой охраны знака со стороны государства. Документом, подтверждающим государственную регистрацию, является соответствующее свидетельство;

— регистрация знака дает возможность осуществить контроль со стороны государства за использованием тех или иных обозначений для товаров и услуг в качестве товарных знаков;

— регистрация знака для товаров и услуг юридически закрепляет уникальность знака и его коммерческую, технологическую, эстетическую и эргономическую пригодность.

Территориальный принцип регистрации означает, что государственная регистрация знака для товаров и услуг действует лишь в пределах государства, осуществившего такую регистрацию и выдавшего свидетельство на знак. Тем не менее в перспективе этот принцип может утратить свое значение, поскольку подписанное более чем 40 странами Мадридское соглашение о международной регистрации знаков для товаров и услуг установило иные правовые реалии в отношении регистрации товарных знаков стран — участниц Соглашения — в данных странах территориальный принцип не действует, и потому не исключено, что такие соглашения будут иметь место и в будущем, как на региональном, так и на глобальном уровнях. Здесь же следует отметить, что жесткость территориального принципа обусловлена необходимостью защиты товаров и услуг на внутренних национальных и внешних рынках.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ, СВЯЗАННОЙ Со ЗНАКАМИ ДЛЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Субъектами правоотношений являются лица, которые могут быть их участниками, а затем и владеть определенными субъективными правами и иметь юридические обязанности. Поскольку относительно знака для товаров и услуг возникают отношения собственности, являющиеся по своей природе абсолютными, то субъектов правоотношений в сфере знаков для товаров и услуг можно поделить на две категории плюс еще одну обязательную категорию:

1) собственники знаков для товаров и услуг;

2) другие лица, которые могут иметь определенные субъективные права и всегда имеют по крайней мере одну юридическую обязанность — не нарушать правомочий собственника;

3) государство в лице его уполномоченных органов по вопросам регистрации и защиты прав на знаки для товаров и услуг.

Поскольку свидетельство на знак для товаров и услуг удостоверяет право собственности лица, его получившего, и знак не является произведением в понимании авторского права, то, соответственно, право собственности на знак исключает любые иные права остальных лиц на такой знак, в том числе и право авторства, которое нашло свое отображение и в действующем законодательстве Украины. Тем не менее здесь же следует отметить, что такой подход ни в коей мере не защищает права разработчиков (авторов) знаков для товаров и услуг, предоставляя приоритет лишь заявителю, т. е. субъекту, который обращается в соответствующий государственный орган с заявкой о регистрации знака на свое имя со всеми дальнейшими последствиями — действует принцип «первый прав».

Объектом правоотношений в сфере знаков для товаров и услуг есть нематериальное благо (-а), которым является соответствующий знак.

Содержанием правоотношений в сфере товарных знаков являются:

1) субъективные права и юридические обязанности сторон — юридическое содержание;

2) фактическое поведение субъектов — фактическое содержание (причем фактическое содержание всегда должно отвечать содержанию юридическому).

К субъективным правам собственника товарного знака, как и любого другого субъекта, имеющего статус и полномочия собственника, принадлежит право владения, пользования и распоряжения этим знаком на свое усмотрение способом, не запрещенным законом. Тем не менее любое из этих правомочий имеет свое специфическое содержание, обусловленное своеобразием объекта права собственности (права интеллектуальной собственности), а именно — его нематериальным характером.

Итак, право владения не всегда совпадает с владением в традиционном смысле, т. е. как фактическим обладанием вещью, физическим господством над ней (объективный критерий) и отношением к вещи как к своей собственности (субъективный критерий).

В контексте права собственности на товарный знак как разновидности права интеллектуальной собственности, владение знаком имеет скорее более субъективное содержание, чем объективное, поскольку владение предметами материального мира, которые воплощают в себе определенный товарный знак, еще не означает владения самим знаком для товаров и услуг, так как необходимо различать право на определенную вещь как материальную субстанцию, и нематериальное благо, воплощенное в данной вещи. Что же касается последнего, то лицо-несобственник может осуществлять объективное владение и ни в коем случае не владение субъективное. Поэтому субъективное право владения знаком выражается в возможности собственника знака устранить других лиц от его использования для индивидуализации своих товаров и услуг.

Право пользования также имеет свою специфику, поскольку одновременно оно выступает и как соответствующая обязанность собственника товарного знака, иначе знак не будет выполнять своего прямого назначения, а потому утратит свой смысл.

Правомочность распоряжения также имеет характерную особенность, предопределяемую природой товарного знака как нематериального объекта. Итак, право распоряжения есть правом собственника определять юридическую судьбу вещи. Это можно сделать либо путем смены собственника, либо уничтожив вещь. Если относительно первого варианта не возникает особых вопросов, то относительно второго пути необходимо провести некоторое уточнение. Дело в том, что для обычных материальных вещей момент их физического уничтожения совпадает с юридической гибелью, в варианте же с товарным знаком как объектом нематериальным физическое уничтожение вещи-носителя знака еще не означает юридической гибели самого знака — уничтожить знак физически можно лишь после того, как он исчезнет в правовом смысле.

ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗНАКИ ДЛЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Защита прав на знаки для товаров и услуг может осуществляться в административном, смешанном или судебном порядке.

В административном порядке рассматриваются жалобы на любое решение Госпатента Украины относительно представленной заявки. Жалоба может поступить в Апелляционный совет на протяжении трех месяцев с даты получения решения Госпатента Украины или копий затребованных материалов. Апелляционный совет обязан рассмотреть жалобу на протяжении четырех месяцев с даты ее поступления в рамках мотивов, изложенных в ней. Заявитель может обжаловать решение Апелляционного совета в судебном порядке на протяжении шести месяцев с даты получения решения.

Споры, возникающие в связи с любым посягательством на права собственника свидетельства, рассматриваются непосредственно судом, арбитражным или третейским судом.

Нарушением прав собственника свидетельства считается любое посягательство на них со стороны третьих лиц. По требованию собственника свидетельства такое нарушение должно быть прекращено, а нарушитель обязан возместить собственнику свидетельства причиненные убытки. По требованию собственника свидетельства с товара или его упаковки может быть снят незаконно используемый знак или обозначение, похожее с ним настолько, что их можно перепутать, или уничтожены изготовления указанных изображений. Такие же права имеет лицо, которое приобрело лицензию, если другое не предусмотрено лицензионным договором.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗНАКАХ ДЛЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ

В целом, необходимо заметить, что законодательство Украины по вопросам знаков для товаров и услуг не содержит особых и неустранимых разногласий. Тем не менее можно выделить и отдельные пробелы, неточности в законе. Так, прекращение свидетельства о праве собственности на товарный знак возможно и в случае «недостаточного использования» в Украине на протяжении трех лет (статья 17), но что понимать под «недостаточным использованием» законодатель четко не определяет.

Возникают вопросы относительно статьи 22 Закона: если никто другой, кроме бывшего собственника свидетельства, не имеет права на повторную регистрацию знака на протяжении трех лет после прекращения действия свидетельства, то какова на протяжении этих 3 лет правовая судьба такого знака — остается неопределенным.

Отдельным остается вопрос о возможности передачи знака для товаров и услуг в качестве составной части наследственной массы, другими словами, может ли наследоваться право собственности на товарный знак? В действующем законодательстве этот момент не урегулирован. И хотя нельзя забывать о том, что собственник товарного знака может владеть, пользоваться и, что самое главное, распоряжаться принадлежащим ему знаком для товаров и услуг на свое усмотрение и способом, не противоречащим законодательству, тем не менее, Закон не устанавливает отдельного запрета на передачу права на товарный знак по наследству. Учитывая, что в скором времени вступит в силу новый Гражданский кодекс, мы смело можем предвидеть, что эти нормы претерпят некие изменения.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ СТАТУСА ЗНАКОВ ДЛЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Значение правовой регламентации статуса знаков для товаров и услуг состоит в следующем:

— законодательное закрепление статуса знаков для товаров и услуг дает возможность установить надежные правовые гарантии для собственников товарных знаков;

— закрепление права собственности на знаки для товаров и услуг разрешает увеличить их способность быть объектами гражданского оборота, путем совершения над ними любых действий, которые не противоречащих законодательству, прежде всего с коммерческой целью;

— правовой статус знаков для товаров и услуг разрешает им быть одним из орудий конкуренции, а посему — и повышения общего качества предоставляемых товаров и услуг.

Правовой статус товарных знаков дает возможность защитить национальных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA