МОЙ ИНТЕЛЛЕКТ — МОЯ СОБСТВЕННОСТЬ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №51 (209) » МОЙ ИНТЕЛЛЕКТ — МОЯ СОБСТВЕННОСТЬ

МОЙ ИНТЕЛЛЕКТ — МОЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Бурное развитие научно-технического прогресса, интернационализация хозяйственных связей, компьютеризация производства привела к тому, что информация стала таким же ценным объектом права собственности, как и средства производства. В литературе самого различного характера (начиная от юридической и заканчивая научно-технической), в прессе, да и просто специалистами в различных сферах науки и техники неоднократно подчеркивается, что XXI век — век информации, науки и культуры. Опыт развитых стран показал, что само по себе производство уже не является определяющим фактором, оно постепенно уступает место науке и развитию новых технологий. В связи с этим удельная значимость вопросов интеллектуальной собственности в жизни людей, а значит, и в жизни юристов, возрастает уже не ежедневно, а ежечасно.

«Юридическая практика» не могла обойти стороной принятие Гражданского кодекса, в частности, его четвертой книги — «Право интеллектуальной собственности». Вероятность подписания Президентом принятого ГК велика, поэтому, по нашему мнению, уже сегодня следует начинать подготовку к деятельности в условиях нового законодательства. Оно и понятно, ведь лучше готовиться заранее, чем в пожарном порядке изучать новое законодательство. Сама по себе IV книга ГК достаточно объемна, поэтому мы постараемся хотя бы вкратце остановиться на ее основных положениях.

КОНЕЦ ДИСКУССИЯМ

До самого последнего времени в законодательстве Украины отсутствовало понятие интеллектуальной собственности, что на практике зачастую приводило к немалым трудностям. На сегодняшний день в законодательстве поставлена точка в дискуссиях по поводу определения права интеллектуальной собственности. Однако точка эта достаточно условна, поскольку очевидно, что этот вид собственности и его материальные носители постоянно видоизменяются и усложняются.

Судите сами, насколько законодателю удалось разрешить эту проблему. Под правом интеллектуальной собственности теперь понимается право лица на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности, а также на другие объекты, определенные Кодексом и иными законами. Согласно законодательному определению, право интеллектуальной собственности составляют личные неимущественные и имущественные права, содержание которых относительно конкретных объектов права интеллектуальной собственности устанавливается самим Гражданским кодексом и иными законами. Право интеллектуальной собственности возникает (приобретается) на основаниях, установленных этим ГК, иными законами или же договором. Причем право на объект права интеллектуальной собственности и право собственности на вещь отделены одно от другого. А переход права на объект права интеллектуальной собственности не означает перехода права собственности на вещь и наоборот.

ВСЕ «ПОД КРЫЛОМ» ГК

Если говорить более конкретно об интеллектуальной собственности, то следует остановиться на ее объектах. Гражданский кодекс к объектам права интеллектуальной собственности относит:

— литературные и художественные произведения в сфере литературы, науки и искусства;

— исполнение;

— фонограммы, видеограммы и передачи (программы) организаций вещания;

— компьютерные программы, компиляции данных (базы данных);

— изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

— научные открытия;

— топографии интегральных микросхем;

— рационализаторские предложения;

— сорта растений, породы животных;

— обозначения: коммерческие (фирменные) наименования, торговые марки (знаки для товаров и услуг), географические названия и т.п.;

— информацию, не подлежащую разглашению (коммерческая тайна).

Интересно, что законодатель отнес к объектам права интеллектуальной собственности и защиту от недобросовестной конкуренции. Таким образом, законодатель постарался максимально охватить правовым регулированием отношения, так или иначе связанные с интеллектуальной собственностью.

КРИЭЙТОР? НЕТ, ТВОРЕЦ!

ГК определяет и субъектов права интеллектуальной собственности, среди которых — творец объекта права интеллектуальной собственности (автор, изобретатель и т.п.), а также физическое лицо и прочие лица, которым принадлежат личные неимущественные и/или имущественные права на объекты права интеллектуальной собственности в соответствии с этим Кодексом, другими законами или договором.

Если же объект права интеллектуальной собственности создан в результате интеллектуальной, творческой деятельности нескольких физических лиц, то они будут его соавторами. В таком случае свои права они будут осуществлять в соответствии с заключенным соглашением, а в случае возможных разногласий при отсутствии соглашения между ними спор должен решаться судом.

Закреплены также общие права субъекта права интеллектуальной собственности. Общими их можно назвать потому, что они могут дополняться специальным законодательством, без которого, судя по всему, не обойтись. Указанные выше права делятся на личные неимущественные и имущественные.

Первые принадлежат творцу, а в случаях, установленных законом, — и другим субъектам. К таким правам относятся, например, право на признание творцом (автором, изобретателем и т.п.); право указывать или не указывать, разрешать указывать или не разрешать указывать свое имя (псевдоним) при использовании объекта права интеллектуальной собственности. Такие права принадлежат субъекту права интеллектуальной собственности независимо от его имущественных прав и не могут отчуждаться (передаваться) другому лицу, в том числе при передаче имущественных прав на объекты права интеллектуальной собственности другим лицам.

Ко второй группе прав (имущественные) относятся, например, такие: право на использование объекта права интеллектуальной собственности; право препятствовать (запрещать) использованию объекта права интеллектуальной собственности; право на распоряжение правом интеллектуальной собственности и другие.

ТАКАЯ НЕОБХОДИМАЯ ЗАЩИТА

Многих практиков, специализирующихся на праве интеллектуальной собственности, по большому счету гораздо больше интересует практическая сторона дела, т. е. реализация на деле норм и правил ГК. Особенно немаловажным в данном вопросе является аспект защиты прав и законных интересов своих клиентов. И одного только утверждения о том, что неприкосновенность права интеллектуальной собственности гарантируется, им явно недостаточно.

Гражданский кодекс в данном вопросе гарантирует, что никто не может быть лишен прав или ограничен в их реализации, кроме случаев и в порядке, установленных законом. Кроме того, нарушение права интеллектуальной собственности, в том числе непризнание этого права или посягательство на него, является основанием для установленной законом ответственности.

Кодекс отдает приоритет судебной защите прав и законных интересов носителей неимущественных и имущественных прав. В соответствии с Кодексом суд может постановить решение об изъятии из коммерческого оборота, без возмещения их стоимости, товаров, изготовленны или введенны в коммерческий оборот в результате неправомерного использования права интеллектуальной собственности. Такие товары передаются в распоряжение лица, чьи права затронуты. Суд также может постановить решение об изъятии из коммерческого оборота материалов (оборудования), использованных для изготовления этих товаров. Откровенно говоря, перечисленные выше новые правила компенсации за нарушение прав творцов и иных субъектов довольно прогрессивны и настолько же, по нашему мнению, сложны для практического применения.

Лицо, права которого затронуты, имеет право вместо возмещения убытков, в том числе и упущенной выгоды, требовать выплаты ему адекватной денежной компенсации лицом, совершившим противоправное действие. Суд определяет размер такой компенсации с учетом формы вины лица, нарушившего право, и других обстоятельств, имеющих большое значение.

Часть проблем, конечно же, указанные выше изменения решат, но только не все. На сегодняшний день налицо несовершенство защиты прав интеллектуальной собственности, в том числе авторского права и смежных прав. Заметьте, что Кодекс предоставляет право лицу, чьи права нарушены, требовать выплаты или денежной компенсации, или возмещения убытков (в том числе и упущенной выгоды). Почему законодатель употребил оборот «либо — либо», а не все вместе — не вполне понятно.

НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО

Хотелось бы остановиться на некоторых проблемах, связанных с правом интеллектуальной собственности. С одной стороны, в ГК закрепили лишь общие положения, регламентацией которых займутся специальные законы, содержание которых не всегда может совпадать с ГК. С другой стороны, как предостерегали некоторые специалисты в области права интеллектуальной собственности, в Кодекс попали нормы административного характера, а не гражданско-правового. Так, нормы о получении патента, сроках его действия плохо вписываются в общую картину гражданско-правовых начал ГК. Принятый сегодня один подход к процессуальным вопросам завтра может поменяться и тогда придется вновь менять нормы ГК, что повлечет за собой элемент нестабильности.

Украина как самостоятельное государство выбрала собственные механизмы охраны интеллектуальной собственности. Новая законодательная база в сфере интеллектуальной собственности в целом отвечает международно-правовым стандартам. С другой стороны, старое, да и новое законодательство об интеллектуальной собственности не в полной мере соответствует потребностям практики. Не заполнены также некоторые законодательные пробелы, требующие достаточно долгой и серьезной работы экспертов (правовая охрана новых биотехнологий, прав на внешнее оформление литературных изданий и т. д.).

Можно также говорить и об отсутствии на Украине столь необходимого адвокатам (как отечественным, так и зарубежным), судьям, юрисконсультам, да и простым обывателям обобщения практики применения законодательства в сфере интеллектуальной собственности, где важность судебных прецедентов особенно велика. Еще одной достаточно сложной проблемой является нематериальная форма интеллектуальной собственности, которую зачастую просто невозможно «пощупать», а это вызывает определенные сложности при ее отображении в бухгалтерских документах.

БЫЛ БЫ ТОВАР — ПОКУПАТЕЛЬ НАЙДЕТСЯ

Поскольку IV книга ГК содержит общие нормы относительно прав интеллектуальной собственности, то ее положения должны будут развиваться в специальном законодательстве. И если за рубежом, особенно в Европе, юристы имеют благоприятное для работы и для развития рынка интеллектуальной собственности законодательство, определенные традиции, то, судя по всему, на Украине также могут быть смоделированы подобные условия. По крайней мере, IV книга ГК позволит сделать процессы дальнейшего развития законодательства в этой области более прогнозированными, выработает наконец-то единый вектор направления регулирования рынка интеллектуальной собственности. Хорошее законодательство будет способствовать социальному прогрессу, росту материального благосостояния отдельных членов общества и государства в целом.

Несомненно, что интеллектуальная собственность, как и всякая иная собственность, способна выступать товаром, и довольно выгодным. В развитых странах мира количество сделок в сфере интеллектуальной собственности, а также сумм, на которые эти сделки были заключены, постоянно и неуклонно возрастает. Поэтому государству стоит всерьез задуматься над созданием условий для нормального функционирования рынка интеллектуальной собственности на Украине, а также об участии Украины на международных рынках в этой области, где придется налаживать хорошие отношения с международными организациями. Торговые аспекты использования объектов интеллектуальной собственности в условиях рыночной экономики чрезвычайно важны. И об этом не стоит забывать.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA